Если бы мне потребовалось описать архитектуру Екатеринбурга в трех словах, я бы сказала: конструктивизм, граффити, эклектика. Наш город является негласной столицей первого и второго, а вот из-за третьего поиск образцов более ранних архитектурных стилей порой превращается в квест. Особенно это касается модерна. Даже о тех, что находятся в самом сердце мегаполиса, знает, увы, не каждый горожанин, что уж говорить об области. В этом смысле станции Билимбай повезло, так как она находится на оживленной дороге, но есть нюансы.
Когда мы возвращались от храма в Билимбае, дочь снова произнесла свою коронную фразу: "Сейчас мы еще кое-куда заскочим. Уверена, тебе там тоже понравится!" Я доверяю дочери на все сто, и в этот раз она снова оказалась права! Правда, без ложки дегтя не обошлось, но обо всем по порядку.
Мы приехали на железнодорожную станцию Билимбай. Я много о ней слышала, но своими глазами увидела впервые в жизни. А увидев, выдохнула: "Вау!"
Билимба́й ‒ станция Свердловской железной дороги. Добраться до нее от Екатеринбурга проще всего на электричке, следующей в сторону Первоуральска. Время в пути чуть меньше двух часов.
Станция построена в 1909 году по проекту Феофана Евтихиевича Вольсова (1879 ‒ 1945), который с 1905 по 1909 годы работал архитектором на ж/д линии Пермь-Екатеринбург Екатеринбургской железной дороги.
Времени было в обрез, так как мы путешествовали в компании трехлетнего человека. Из-за этого я особо ничего не рассматривала, лишь на бегу щелкала затвором, чтобы успеть сделать хотя бы основные кадры. И только когда дома открыла архивные фотографии вокзала, поняла, обо что споткнулся мой взгляд и что мне не давало покоя.
Станция была построена в 1909 году в стиле модерн, для которого характерны воздушность, мягкость форм, плавность очертаний, декоративность. Все это я видела на снимке начала XX века: изумительные оконные переплеты, задающие тон всему зданию, декоративные накладки, придающие облику вокзала легкость, удивительная гармония между симметрией и асимметрией.
Даже на снимке, сделанном столетие спустя, сохранились и элементы декора, и уникальная оконная раскладка, характерные для модерна.
В 2014 году вокзал был отреставрирован, но получилось как в том фильме: "А вот это не заливная рыба... Хрену к ней не хватает".
Да, нарядно, да, чисто, да, функционально... но не модерн.
Допускаю, что торопились сдать работу к годовщине поселка и, возможно, ограниченный бюджет не позволил пригласить грамотного архитектора, кризис там и все такое... Но тогда и надо писать, что был сделан ремонт, а не реставрация. Между ними разница такая же как между жемчужиной и яркой пластиковой бусиной.
Впрочем, что-то я разворчалась. На самом деле здорово, что здание в принципе сохранено. Ведь точно такая же станция есть чуть дальше, в Коуровке, и вот там все намного печальнее. Если снаружи еще угадываются элементы модерна, то внутри все грустно.
Но я все равно довольна знакомством со станцией и мне там очень понравилось. И пусть здание теперь выглядит не аутентично, чувствуется, что его любят и берегут. Внутри вокзала даже сохранили печи-голландки! Порадовали фотографии на стенах и текст с историей станции.
А еще моя коллекция водонапорных башен пополнилась очередной водокачкой. Построена она в том же стиле, что и вокзал, но стоит на мощном каменном основании, что придает ей одновременно и основательность, и легкость.
Когда искала информацию об архитекторе Вольсове, то прочла, что он был композитором-любителем. Я не очень поняла, что означает эта фраза, но музыка в его проектах точно есть.
Пока я ходила с камерой, внучка махала улыбчивым машинистам и осваивала "настоящий желтый паровозик"!
Хочется надеяться, что здание вокзала еще долго будет радовать всех приезжающих, уезжающих и проезжающих, и однажды действительно обретет свой исторический облик.
Почитать еще: