Я очень люблю стихийные поездки, когда вчера ещё ничего не предвещало, а сегодня ты уже в ста километрах от дома вдыхаешь воздух другого города. Такие путешествия, с одной стороны, дарят несравнимо больше эмоций, потому что ты не знаешь что тебя ждет в пути и не находишься в рамках уже виденных образов. С другой стороны, без предварительного изучения места, в которое собираешься попасть, обязательно что-то пропустишь ‒ потому что когда эмоции берут верх, голова отключается (во всяком случае у меня именно так).
Накануне старшая дочь предложила убить стадо зайцев, прокатившись в один из небольших близлежащих городов. Поездка в компании трехлетней барышни диктовала лимит времени, но мы все же умудрились посетить несколько чудесных мест, о которых я обязательно ещё расскажу позже.
Когда внучка уснула в машине (да, у путешественников все по-спартански), дочь сказала: "Я знаю одно место, где тебе точно понравится! Там разрушенный храм, но очень красивый".
Я не фанат заброшенных церквей, у меня сердце кровью обливается при их виде, но не стоять же на месте. Однако, когда я увидела этот храм, то в очередной раз поняла, что все случайности не случайны.
Мы были возле него лет двадцать назад или около того, сейчас даже не вспомню. Мы тогда отправились в маленькую паломническую поездку и после очередного поворота дороги этот храм возник словно из ниоткуда.
Тогда в первую секунду мы вообще, кажется, не поняли, что это храм, который стоял без купола и колокольни. Потом меня поразили его размеры ‒ в моей голове такая величественная церковь никак не вязалась с масштабом небольшого поселка. Я ж тогда совсем не знала историю своего края.
Поразило царящее кругом запустение. Свинцовое небо и почерневший, словно обуглившийся снег обрамляли этот драматический пейзаж.
Мы намеревались зайти внутрь, но все двери были закрыты. Так и уехали ни с чем, а со временем встреча и вовсе забылась.
И вот теперь я снова стою у его стен. Дочь дала мне на осмотр пять минут, но я, не смогла в них уложиться ‒ меня буквально примагнитило к этому месту.
О драматической истории Свято-Троицкого храма достаточно сведений в Сети, так что подробно пересказывать не буду. Укажу лишь самое важное и лично для меня интересное.
- Храм был заложен более 200 лет назад, в 1820 году, и строился на средства заводовладельцев Строгановых. Собственно, сам поселок Билимбай, в котором находится этот храм, ведет свою историю от строгановского чугуноплавильного завода, который выдал первую партию чугуна в 1734 году.
Завод давно разрушен, а в самом поселке на 2021 год проживало всего 4520 человек. Но вы только посмотрите как возвышенно и монументально выглядел этот храм в годы своей славы! Говорят, что в дни престольных праздников и ярмарок здесь было очень многолюдно.
- В 1930 году был арестован протоирей Свято-Троицкой церкви Иван Дмитриевич Пузырев. Ему был назначен срок 5 лет ИТЛ. Через два года после освобождения уже заштатный протоиерей, которому на тот момент было 65 лет, судом тройки приговорен к 10 годам ИТЛ.
- Спустя год арестован и выслан на северный Урал церковный староста Степан Михайлович Дылдин. Ему было 56 лет.
- В 1934 году церковь закрыли совсем и со звонницы сбросили колокола. Через год скинули и кресты.
- В 1937 году были арестованы клирики храма священник Петр Дмитриевич Азанов и дьякон Дмитрий Ефимович Орлов. Последний, кстати, служил в Билимбае после освобождения из лагеря. Судом тройки батюшка был приговорен к расстрелу. На тот момент отцу Петру было 33 года. Диакону Димитрию присудили 10 лет ИТЛ без права переписки.
- В 1938 году новые власти начали разбирать саму колокольню, но старая кладка была так крепка, что звонницу пришлось взрывать. Говорят, что кирпичи пошли на строительство поселковой школы.
- В годы Великой Отечественной войны в помещении уже бывшей церкви размещалось эвакуированное конструкторское бюро В. Ф. Болховитинова.
- Инженеры А. Я. Березняк и А. М. Исаев в тот момент трудились над разработкой первого советского истребителя-перехватчика с жидкостным ракетным двигателем. Самолёт получил название по первым буквам фамилий конструкторов ‒ БИ-1. Именно на нем совершил полет летчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Здесь же работали лучшие авиаконструкторы того времени: М. Л. Миль, С. А. Лавочкин, Н. И. Камов.
- В 1958 году по решению горисполкома здание бывшего храма приспособили под Дом культуры. Самую высокую центральную часть поделили на два этажа: внизу был зрительный зал кинотеатра "Октябрь" (по другим сведениям "Красный Октябрь"), наверху библиотека. Во время этого "капитального ремонта" храм лишился своего величественного и уникального купола.
- В 1973 году здание бывшего храма было передано на баланс Билимбаевского экспериментального завода строительных конструкций и деталей. Шли годы, здание стремительно ветшало.
- В 1994 году здание храма было передано Екатеринбургской епархии, после чего в части храма были проведены внутренние ремонтные работы. В 1995 году в Казанском приделе воссозданного Троицкого прихода вновь начались богослужения.
- В начале лета 2009 года на втором этаже здания открылся главный Свято-Троицкий придел.
Когда я уже шла к машине и буквально на ходу делала последние кадры, я обратила внимание на коринфские капители колонн и их основания. Чугун? Не может быть! Дома открыла источники ‒ и таки да, чугун! Не знаю, цельнолитые они или сборные, но выглядит это невероятно красиво! Чугунными, кстати, были и храмовые полы.
В архитектуре Свято-Троицкого храма меня поразило невероятное сочетание монументальности и легкости, основательности и полёта. Очень хочется увидеть это место в былой красоте и великолепии.
С южной стороны храма установлена ротонда с водоскважиной. Как написано в источнике "на личные средства местных коммерсантов". Правда, я только дома узнала, что там можно набрать воды. На бегу кран даже не заметила.
Помоги Господи всем труждающимся восстановить эту билимбаевскую жемчужину!
P.S. И да, про совпадения. Я не склонна к экзальтации, но некоторые моменты истории храма меня, откровенно говоря, встряхнули. Например даты суда и расстрела отца Петра Азанова: 15 и 19 октября. Именно в эти дни родилась моя младшая дочь и мой младший сын.
Григорий Бахчиванджи похоронен на нашем кладбище, мимо которого я хожу на службу, а макет того самого первого реактивного самолета стоит на постаменте аэропорта, возле которого я живу.
У нас в Екб есть улица Билимбаевская, на которой долгое время жила моя подруга и которую я в детстве исходила вдоль и поперек.
Ну а с Казанской иконы Божией Матери вообще началось мое воцерковление.
В общем, вы поняли, что храм этот меня "зацепил" чрезвычайно и я обязательно туда доберусь еще раз.
От Екатеринбурга до Билимбая 57 км. До поселка можно добраться на автобусе (от Северного автовокзала), на электричке и конечно же на машине.
Открыт храм ежедневно с 10:00 до 16:00
Почитать еще: