Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Премьера “Рукою Данте” на Венецианском кинофестивале: Что пишут критики

3 сентября состоялась премьера криминального триллера “Рукою Данте” Джулиана Шнабеля во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля (82nd annual Venice International Film Festival). Да, наконец этот момент наступил. Кстати, в сети появилась новость, что кинопрокатная компания “Наше кино” покажет этот фильм в российском прокате в конце 2025 года. Традиционно перед премьерой проводится встреча с журналистами. Тут важно это отметить отдельно, так как два актера из “Рукою Данте” не приехали на кинофестиваль по политическим соображениям. Речь идет о Галь Гадот и Джерарде Батлере. Хотя Альберто Барбера, художественный директор фестиваля, ранее объявил, что не запрещал кому-либо приезжать, тем не менее их на красной дорожке не было. Дело в том, что сотни международных кинематографистов и художников адресовали свою просьбу оргкомитету Венецианского кинофестиваля в открытом письме. В нем они призвали их занять “однозначную позицию в осуждении” продолжающегося конфликта между Израилем и

3 сентября состоялась премьера криминального триллера “Рукою Данте” Джулиана Шнабеля во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля (82nd annual Venice International Film Festival).

Да, наконец этот момент наступил. Кстати, в сети появилась новость, что кинопрокатная компания “Наше кино” покажет этот фильм в российском прокате в конце 2025 года.

Традиционно перед премьерой проводится встреча с журналистами. Тут важно это отметить отдельно, так как два актера из “Рукою Данте” не приехали на кинофестиваль по политическим соображениям. Речь идет о Галь Гадот и Джерарде Батлере. Хотя Альберто Барбера, художественный директор фестиваля, ранее объявил, что не запрещал кому-либо приезжать, тем не менее их на красной дорожке не было.

Дело в том, что сотни международных кинематографистов и художников адресовали свою просьбу оргкомитету Венецианского кинофестиваля в открытом письме. В нем они призвали их занять “однозначную позицию в осуждении” продолжающегося конфликта между Израилем и Сектором Газа (точнее – Государством Израиль и палестинской ХАМАС). Некоторые из тех, кто подписал письмо, даже призвали не приглашать актеров/актрис, публично поддерживающих Израиль. А в число тех, кто поддерживают его, входят Галь Гадот и Джерард Батлер.

На пресс-конференции Джулиан Шнабель заступился за актеров: “Думаю, нет причин бойкотировать актеров. Я выбрал их за мастерство, и они проделали выдающуюся работу в моем фильме. И на этом все. Я думаю, нам следует поговорить о фильме, а не об этой проблеме”.

команда фильма "Рукою Данте" на фотоколле | фотограф Александер Калька | источник labiennale
команда фильма "Рукою Данте" на фотоколле | фотограф Александер Калька | источник labiennale

А о фильме Джулиан Шнабель сказал, что этот проект оказался очень сложным. Двадцать пять лет назад, когда он снимал фильм “Пока не наступит ночь”, Джонни Депп дал ему пять книг. “И я выбрал самую невероятную из них," – отметил режиссер. Получается, тогда Джонни среди пяти книг принес именно рукопись, потому что на тот момент роман “Рукою Данте” еще не был издан; а Депп был одним из первых, кто читал рукопись. И официально Шнабеля пригласили на пост режиссера спустя некоторое время, уже в первой половине 2000х. Сам Депп купил права на экранизацию в 2008 году, и хотел исполнить в ней роли Ника и Данте.

режиссер Джулиан Шнабель и актер Оскар Айзек на фотоколле | фотограф Александер Калька | источник labiennale
режиссер Джулиан Шнабель и актер Оскар Айзек на фотоколле | фотограф Александер Калька | источник labiennale

Но потом он выбыл из проекта не из-за интереса к нему, а по причинам, связанных со скандалами и судами. В 2023 году вместо Деппа был выбран Оскар Айзек. Айзек, прочитав сценарий, сказал Шнабелю: “Если ты собираешься это сделать, я тот, кто тебе нужен”.

На пресс-конференции 3 сентября Айзек сказал, что его привлекла к этой роли “невозможность” такого фильма: “Читать это и не иметь ни малейшего представления о том, как это можно воспроизвести, – вот, что самое захватывающее. Джулиан – провидец, и он не похож ни на одного другого художника, который работает сегодня или когда-либо работал”.

Джулиан Шнабель и художественный директор фестиваля Альберто Барбера | церемония вручения премии Cartier Glory | фотограф Джакопо Сальви| labiennale
Джулиан Шнабель и художественный директор фестиваля Альберто Барбера | церемония вручения премии Cartier Glory | фотограф Джакопо Сальви| labiennale

Перед премьерой в Sala Grande состоялась церемония, на которой Джулиану Шнабелю вручили премию Cartier Glory как лучшему режиссеру. Эта награда ежегодно присуждается деятелям мирового кинематографа, внесшим “особенно оригинальный вклад в современное кино”. В прошлом этой награды удостаивались Ридли Скотт, Уэс Андерсон и Клод Лелуш.

Теперь отдельные выдержки из рецензий аккредитованных критиков.

Карин Джеймс (Caryn James) из The Hollywood Reporter пишет, что амбициозная, захватывающая и порой дающая осечки феерия Шнабеля "Рукою Данте" гораздо лучше работает в простых частях, действие которых разворачивается в XXI веке, чем в “философском” разделе, действие которого разворачивается в XIV веке. Каждая сцена, относящаяся к XXI веку, изящно скомпонована, а харизматичное присутствие Оскара Айзека связывает воедино все нити истории Ника Тошеса.

Что касается линии XIV века, то декорации и костюмы великолепны, но сценарий – совсем другое дело, сетует Карин Джеймс. Спасительной особенностью фильма, по ее мнению, является то, что исторические эпизоды занимают гораздо меньше экранного времени, чем современные сцены.

Оуэн Глиберман (Owen Gleiberman) из Variety назвал фильм “безумием, в котором пульсирует жизнь, а философские размышления почти намеренно выходят за рамки”.

Глиберман пишет: “На любом крупном кинофестивале показывают пару фильмов, в основе которых больше бреда, чем здравого смысла. Что касается нынешней Венеции, то такими примерами являются “Заповедь Энн Ли” Моны Фастволд и “Рукою Данте", литературный гангстерский детектив Джулиана Шнабеля. Его невозможно разложить по полочкам, но можно назвать "Кодом Да Винчи", пересказанным как жестокая сказка о преступном мире со сносками XIV века. Но “Заповедь Энн Ли” – это пугающе строгая замедленная съемка. “Рукою Данте”, напротив, – это безумие, в котором пульсирует жизнь. Даже если что-то не сходится, это своего рода головокружительная поездка, от которой трудно избавиться”.

Райан Латтанцио (Ryan Lattanzio) из IndieWire считает, что постановка Джулиана Шнабеля эпически просчиталась, несмотря на размах и визуальное великолепие. “Это гигантское святилище, посвященное Данте Алигьери, его “Божественной комедии” и, так или иначе, жанру гангстерского кино, совершает огромную ошибку, пытаясь в деталях изобразить жизнь и времена Алигьери в 1300х годах, что дает нам не одного, а двух Оскаров Айзеков, которые в конечном итоге сливаются воедино, но никогда не вписывается в четко сформулированный образ, несмотря на предсказуемо волнующую, эмоционально переменчивую игру актера”.

Пит Хэммонд (Pete Hammond) из Deadline хорошо отзывается об актерском составе. “В первую очередь Оскар Айзек, который уверенно справляется с обеими своими ролями и правдоподобно их исполняет, то же можно сказать и о Галь Гадот. Джерард Батлер доказывает, что он может быть таким же жестоким, как и любой бандит по имени Луи, то есть человек, который без колебаний устраняет любого, кто стоит на пути к завершению работы. Джон Малкович забавен в роли главаря мафии, но, с точки зрения актерского мастерства, он не выходит за рамки того, что мы видели раньше. Среди этой банды именно Луис Кансельми обладает лучшими моментами и самым многогранным характером”. Хэммонд подытоживает, что из-за непредсказуемого и неровного сценария, Джулиан Шнабель, возможно, ‘откусывает’ больше, чем может прожевать, уводя нас то туда, то сюда, но не вполне правдоподобно выстраивая все связи, прежде чем все это перерастет в настоящую кровавую бойню для всех действующих лиц.

***

Меня не очень удивляют такие рецензии, которые в целом сходятся в безумии сценария. Когда я открывала роман первый раз, я вообще не могла представить, как можно перенести этот текст на экран. Для Ника Тошеса этот роман является в некотором роде способом выразить себя. “Что бы вы написали, если бы не нужно было ни перед кем отчитываться?” Спросил однажды журналист Ника Тошеса в интервью. Тошес ответил, что хотел бы написать роман о Данте. Но этот роман не был совсем уж вольным текстом, потому что Ник Тошес все же должен был отчитываться перед издательством. Тем не менее, руководитель Little Brown принял смелую рукопись, согласившись даже не редактировать ее. За исключением тройки предложений, по словам Тошеса.

Для меня фильм хорошо совмещается с самим романом – на экране хорошо отображается дикость текста, его ярость, сумбурность, которую, похоже, преследовал намеренно сам писатель. Он восхищался Фолкнером, он заявлял, что отредактированные рукописи Фолкнера потеряли бы прелесть, и вознес хвалу тем редакторам, кто осмелились выпустить фолкнеровские тексты в первозданном виде.

Фильм Джулиана Шнабеля – это отчасти “фолкнеровская рукопись, выпущенная в первозданном виде”, с авторским почерком и его душой, которой не отрезали крылья. В самом начале Шнабель ставит сцену с рассуждениями Ника Тошеса (в исполнении Оскара Айзека) о том, что его тексты нельзя редактировать. Это цитата из романа, и довольно точная. Она звучит в фильме как эпиграф, как дань памяти автору романа Нику Тошесу, что его мнение учтено, что в фильм перешла душа автора и его роман получился по-хорошему необузданным и диким.

Конечно, я пересмотрю снова (хотя по кусочкам я его уже пересматривала). Для меня этот фильм будет в папке самых необычных (в той же, где хранится “Блондинка” Эндрю Доминика).

***

Ссылка на первую статью о фестивале

Ссылка на статью о первом и втором дняx

Ссылка на статью: Что говорят критики о “Франкенштейне”

Ссылка на подборку о фильме

dzen.ru