Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Премьера “Франкенштейна” на Венецианском кинофестивале: Что говорят критики

“Кто такой кинорежиссер, если не человек, играющий в Бога, и кто в этом кругу больше прочих отождествляет себя с монстрами, как не Гильермо дель Торо, мексиканский режиссер-провидец, который начал свою карьеру с мрачной сказки “Хронос”, чем-то похожей на “Франкенштейна”? – пишет Variety. Я следила за судьбой экранизации романа Мэри Шелли “Франкенштейн, или Современный Прометей”, потому логично будет отметить здесь такой знаменательный момент – премьера готового фильма в основной конкурсной программе Венецианского кинофестиваля (82nd annual Venice International Film Festival). Что особенно интересно – датой премьеры выбрана 30 августа, день рождения автора романа Мэри Шелли. Это прекрасное совпадение, добавляющее торжественности событию. Режиссер этой самой свежей адаптации – Гильермо дель Торо – так долго шел к осуществлению своей мечты, что, думаю, был особенно рад, что она осуществилась в такой день. Звезды фильма – Оскар Айзек, Джейкоб Элорди, Миа Гот – прибыли в Венецию на остров Л

“Кто такой кинорежиссер, если не человек, играющий в Бога, и кто в этом кругу больше прочих отождествляет себя с монстрами, как не Гильермо дель Торо, мексиканский режиссер-провидец, который начал свою карьеру с мрачной сказки “Хронос”, чем-то похожей на “Франкенштейна”? – пишет Variety.

Я следила за судьбой экранизации романа Мэри Шелли “Франкенштейн, или Современный Прометей”, потому логично будет отметить здесь такой знаменательный момент – премьера готового фильма в основной конкурсной программе Венецианского кинофестиваля (82nd annual Venice International Film Festival).

Что особенно интересно – датой премьеры выбрана 30 августа, день рождения автора романа Мэри Шелли. Это прекрасное совпадение, добавляющее торжественности событию. Режиссер этой самой свежей адаптации – Гильермо дель Торо – так долго шел к осуществлению своей мечты, что, думаю, был особенно рад, что она осуществилась в такой день.

Звезды фильма – Оскар Айзек, Джейкоб Элорди, Миа Гот – прибыли в Венецию на остров Лидо 29 августа.

30 августа состоялись пресс-конференция и далее в Sala Grande – торжественная премьера, после которой зал аплодировал Гильермо дель Торо 13 минут.

Дель Торо так говорит о своем фильме: “Этот фильм завершает мои поиски, которые начались в возрасте семи лет, когда я впервые увидел адаптацию Джеймса Уэйла. В тот судьбоносный момент я почувствовал внутри себя “узнавание” (что-то свое): готический хоррор стал моей церковью, а Борис Карлофф – моим Мессией. Шедевр Мэри Шелли изобилует вопросами, которые ярко горят в моей душе: экзистенциальными, нежными, жестокими, обреченными, на которые способен ответить только юный разум, и только взрослые и общественные организации верят, что они могут ответить. Для меня, однако, только монстры содержат ответы на все загадки. Они и есть тайна. Итак, "Франкенштейн" – это благословенное предприятие, движимое благоговением и любовью как к тайнам, так и к монстрам. Это история о потерянном сыне и блудном отце, о Лазаре и Иове, которые ведут диалог с единым создателем и ищут ответы на все вопросы. Как и все мы”.

Конечно, делать выводы обо всем фильме нужно только после своего просмотра, но на данный момент есть только рецензии аккредитованных журналистов.

Питер Дебруг (Peter Debruge) из Variety назвал Существо Джейкоба Элорди выглядящим как “эмо-спортсмен или раненый солдат, что отчасти верно, поскольку он был воссоздан по трупам нескольких человек”, Виктора Франкенштейна в исполнении Оскара Айзека – “не ученым, а измученным художником”. Дебруг продолжает: “По мнению Дель Торо, жалкое Существо Франкенштейна было обречено на жизнь, его нельзя убить (даже пули его не останавливают), и оно должно столкнуться с тем же экзистенциальным кризисом, с которым сталкиваемся все мы. Никто не просит, чтобы его рождали, но, появившись на свет, каждый из нас должен найти свое предназначение”. Питер Дебруг не хвалит спецэффекты, отмечая, что фильм не создан для большого экрана, но вот музыка композитора Александра Деспла компенсирует визуальный “недостаток”.

В то же время Стив Понд (Steve Pond) из The Wrap пишет так: “…вам не нужно читать о том, как дель Торо работал более десяти лет, чтобы сдвинуть проект с мертвой точки. Страсть сквозит в каждой сцене эпического переосмысления всем известной истории, которая стала неотъемлемой частью истории кинематографа со времен фильмов Джеймса Уэйла – “Франкенштейн” и “Невеста Франкенштейна” в 1930-х годах”. Понд не скрывает: “Франкенштейн” – великолепное зрелище, в котором мы можем увидеть вдохновение, созданное дель Торов “Лабиринте Фавна”, “Хеллбое”, “Багровом пике” и “Форме воды”. Это режиссер, возвращающийся к своим корням в то время, когда у него есть навыки, позволяющие превратить эти корни в нечто огромное и неповторимое”.

Дэвид Руни (David Rooney) из The Hollywood Reporter назвал экранизацию эмоционально насыщенной и выходящей за рамки хоррора. “Влияние готического хоррора на творчество Гильермо дель Торо очевидно с первого большого фильма – когда мексиканский фантаст заявил о себе с помощью "Хроноса" и продолжил "Хребтом дьявола" и "Лабиринтом Фавна". Знакомство мастера с бессмертным романом Мэри Шелли длилась долго, за это время случилось слишком большое количество экранизаций, но его версия похожа на молниеносный акт реанимации. Великолепный пересказ "Франкенштейна", созданный дель Торо и бросающий вызов жанру, отражает суть книги в том смысле, что это не столько откровенный хоррор, сколько трагедия, романтика и философское размышление о том, что значит быть человеком.” – пишет Руни.

Питер Брэдшоу (Peter Bradshaw) из The Guardian назвал актерский дуэт Оскара Айзека и Джейкоба Элорди “эпическим бромансом между ученым и монстром, которые оба говорят с приятным британским акцентом”. Дель Торо написал сценарий и поставил, по мнению Брэдшоу, “напыщенную, но смотрибельную новую версию великого романа Мэри Шелли и превратил ее в величественную мелодраму с Оскаром Айзеком в роли анатома и страстного вольнодумца Виктора Франкенштейна и Джейкобом Элорди в роли его творения – конечно, без лишних застежек на шее и большого лба с бахромой. И, если сравнить его с другими актерами – Борисом Карлоффом, Питером Бойлом и Робертом Де Ниро, – то, несмотря на живописные шрамы, он ближе всех к тому, чтобы сделать из этой культовой фигуры что-то вроде красавчика”.

Пит Хэммонд (Pete Hammond) из Deadline пишет: “Дель Торо превращает сюжет в увлекательную и вдумчивую историю о том, что значит быть человеком и кто на самом деле монстр? Есть ли в нас черты и того, и другого? Безусловно, такие литературные образы, как Пиноккио и Существо Франкенштейна – очевидные кандидаты для дель Торо на переосмысление, поскольку они были не рождены людьми, а искусственно созданы ими, и, в конце концов, могут многому научить нас самих, и я бы добавил, что это особенно актуально в современную эпоху. Существо Франкенштейна отсылает к ИИ как новый вид неконтролируемого создания, спроектированного человеком по своему замыслу. И, кажется, пришло время обернуться и поглотить оригинал. Есть чему поучиться, и дель Торо готов поделиться своими мыслями”.

Но Гильермо дель Торо опроверг мысль об ИИ, он сказал, что его фильм – это не метафора ИИ.

Райан Латтанцио (Ryan Lattanzio) из IndieWire был не так добр, как Пит Хэммонд. Он отметил, что версии “Франкенштейна” дель Торо – большой, сочной, глянцевой, дорогой экранизации – не хватает выразительности, остроты, порочности, присущих его же великим фильмам, выходившим в 90-х и начале 2000-х.

Что бы ни думали и ни писали критики, мне нужно увидеть этот фильм самой. Жду ноября, когда фильм будет выпущен на платформе.

Фото с премьеры:

***

Ссылка на первую статью о фестивале

Ссылка на статью о первом и втором дняx

Ссылка на подборку о фильме

dzen.ru

Ссылка на статью о "Рукою Данте": Что пишут критики:

***

UPD от 1 сентября: Оскар Айзек представил "Франкенштейна" в Колорадо в рамках фестиваля Telluride Film Festival 2025. Это стало первым североамериканским показом для фильма.