Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Татары Прикамья: "мольбища", "отсутствие фанатизма" и деревни-города

По данным Вятского губернского правления в 1856 г. в Елабужском уезде проживало 21 820 татар-мусульман. При этом было зафиксировано и число мусульманского духовенства мужского и женского пола. Религиозные требы мусульман выполняли 151 человек. Чуть больше было количество женщин – 156. Вероятно, это были жены мулл и муэдзинов, которые тоже были вовлечены в религиозную жизнь прихода. Судя по всему, официальных мечетей в Елабужском уезде тогда не было, либо сведения о них не успели включить официальный документооборот. Поэтому в 1856 г. указано лишь 36 мусульманских «мольбищ». В Малмыжском уезде татар-мусульман проживало гораздо больше, их число тогда составляло 38 654 человека. Поэтому больше здесь было и число мечетей – 65. Гораздо малочисленным был Сарапульский уезд, где в 1856 г. мусульманское население составляло лишь 5743 человека. При 8 мечетях данного уезда занимались религиозным служением 12 мулл и муэдзинов. Но именно в этом уезде находилась деревня Иж-Бобья (по-татарски Иж-Б

В Вятской губернии - в Елабужском, Сарапульском, Малмыжском уездах - в XIX веке было немало татарских поселений. Татары Прикамья были в стороне от Казани и вели, казалось, обособленную жизнь. Численность их в данных уездах тоже была небольшой.

По данным Вятского губернского правления в 1856 г. в Елабужском уезде проживало 21 820 татар-мусульман. При этом было зафиксировано и число мусульманского духовенства мужского и женского пола. Религиозные требы мусульман выполняли 151 человек. Чуть больше было количество женщин – 156. Вероятно, это были жены мулл и муэдзинов, которые тоже были вовлечены в религиозную жизнь прихода.

 Елабуга в начале ХХ века
Елабуга в начале ХХ века

Судя по всему, официальных мечетей в Елабужском уезде тогда не было, либо сведения о них не успели включить официальный документооборот. Поэтому в 1856 г. указано лишь 36 мусульманских «мольбищ».

В Малмыжском уезде татар-мусульман проживало гораздо больше, их число тогда составляло 38 654 человека. Поэтому больше здесь было и число мечетей – 65.

Малмыж. Начало ХХ века.
Малмыж. Начало ХХ века.

Гораздо малочисленным был Сарапульский уезд, где в 1856 г. мусульманское население составляло лишь 5743 человека. При 8 мечетях данного уезда занимались религиозным служением 12 мулл и муэдзинов. Но именно в этом уезде находилась деревня Иж-Бобья (по-татарски Иж-Буби), которая на рубеже XIX-XX вв. станет известна далеко за пределами уезда благодаря медресе братьев Нигматуллиных-Буби.

Лидерами мусульманских общин являлись не только имамы, но и обладатели значительных материальных ресурсов. В Прикамье, прежде всего, нужно отметить роль татарских дворян Тевкелевых. В разные годы они построили каменную и деревянные мечети в Терси, Балтачево, Тубе, Пихтовом.

Кроме того, уроженцы татарских деревень Прикамья в пореформенное время активно пополняли ряды предпринимателей. Они торговали в Перми, Вятке, Елабуге и других городах (например, купцы Заитовы). Многие из них поддерживали связь и с малой родиной, оказывали поддержку мечетям и мектебам.

Елабужский купец Ахметшакир Заитов
Елабужский купец Ахметшакир Заитов

В целом, татарские деревни Прикамья были, как правило, малочисленными. Поэтому и селения с несколькими мусульманскими приходами – большая редкость. Исключение составляет, например, деревня Агрыз, где уже в 1860-1870-е гг. было три махалля с соборными мечетями.

Вероятно, из-за этой чувствительной разницы в демографии в лексиконе местных татар в начале ХХ в. Агрыз чаще упоминался как «город», нежели деревня.

Жители многих небольших населенных пунктов вовсе не имели своих мечетей и были приписаны к мусульманским общинам соседних татарских селений. Иногда расстояние между ними были довольно приличными.

Например, мусульмане починка Сасмак были приписаны к приходу 1-й соборной мечети д. Старый Юраш Черкасовской волости Елабужского уезда. Населенные пункты разделяло 40 вёрст. Починок был образован в 1880-е гг., в 1902 г. в там тоже выстроили свою мечеть. Семь вёрст разделяли мечеть д. Новое Бизяки и причисленные к ней д. Турдалей и с. Крынди в Елабужском уезде.

Некоторые населенные пункты имели лишь молитвенные дома. Например, в г. Сарапуле имамом при молитвенном доме с 1897 г. по 1917 г. служил Хусаин Мухамадиев Абубакиров. После революции он эмигрировал на Дальний Восток, и умер в Манчжурии.

Дворянская усадьба Тевкелевых в д. Шаршада Елабужского уезда. Фото: https://smartik.ru/belebej/post/196003896
Дворянская усадьба Тевкелевых в д. Шаршада Елабужского уезда. Фото: https://smartik.ru/belebej/post/196003896

В целом, основное татарское население Вятской губернии, как и в других местностях в этот период, проживало в сельской местности. Хотя активно развивались мусульманские общины в Елабуге, при Ижевском заводе и других населенных пунктах.

Например, мечеть в Елабуге была выстроена в 1867 г., а с развитием мектебов татарам уездного города помогал как местный купец Ахмет-Гирей Гайсин, так и известный благотворитель Волго-Уральского региона – Ахмед-бай Хусаинов, живший в Оренбурге и Казани.

Характеризуя татар-мусульман Елабужского уезда чиновник учебного ведомства Я.Коблов в 1908 г. отмечал, что они составляют значительный процент населения уезда (14%), а их общее число достигает до 50 тыс. чел.

«Проживают они приблизительно в 70 татарских селениях в разных частях уезда», – писал он. Из-за смешанного состава населения Елабужского уезда, по его мнению, местные татары-мусульмане наиболее лояльны к русской культуре и «не отличаются фанатизмом».

Интересен и его вывод о том, что из-за своего меньшинства в некоторых местностях татары-мусульмане отличаются большей сплоченностью и меньшей «самонадеянностью», нежели их единоверцы из других уездов. Тем не менее, бывший миссионер Я.Коблов был вынужден констатировать, что и татары Прикамья, несмотря ни на что, схожи с остальными соплеменниками: «ислам накладывает до известной степени одинаковый отпечаток на всех своих последователей».