Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Татары Елабуги

Многие знают Елабугу как типичный русский город, с яркой купеческой историей. Но он не так прост как кажется и здесь немало другого колорита. Например, татарского. Ведь не зря даже название города имеет татарское происхождение - Алабуга.

Елабуга давно уже отметила свое тысячелетие. Этот город помнит разные времена: и Волжской Болгарии, и Золотой Орды. Об этом свидетельствуют и остатки древнего городища на высоком берегу Камы. Кажется, эти земли до сих пор помнят вихри военных набегов, стук копыт лошадей и звуки татарской сабли.

Когда-то Алабуга была частью Волжской Болгарии, потом Золотой Орды. И, конечно же, Казанского ханства...
Когда-то Алабуга была частью Волжской Болгарии, потом Золотой Орды. И, конечно же, Казанского ханства...

С тех пор утекло много камской воды, прошло немало столетий. Несмотря на все испытания и трудности и в новое время татары продолжали жить и созидать на своей земле. С конца 18-го века в уездном городе Елабуга была Татарская слобода. Первым указным муллой с 1844 года стал Ахметситдик Фатхуллин. Он был уроженцем деревни Кудашево Елабужского уезда Вятской губернии (совр. Агрызский район Татарстана). В уездном городе Ахметситдик хазрат жил с 1839 года и обучал детей местных мусульман основам грамоты и ислама.

Елабуга на рубеже XIX-XX веков. Татарская слобода.
Елабуга на рубеже XIX-XX веков. Татарская слобода.

После регистрации мусульманская община Елабуги приобрела официальный статус, до этого верующие вынуждены были для отправления своих духовных треб обращаться к муллам близлежащих татарских деревень. Сначала в Елабуге был только молельный дом, но позднее, уже к 1860-м годам на пересечении улиц Московская и Татарская (ныне - Тукая) открылась соборная мечеть. Она была деревянной. В это время в уездном центре проживало более четырёхсот татар-мусульман. В начале ХХ века в Елабуге открылось даже татарское женское училище.

И сегодня на углу улиц Московской и Тукая сохранились татарские дома середины XIX - го века. А вот мечеть уже новая. Но азан по-прежнему звучит на берегах Камы, напоминая о скоротечности нашей жизни.

Дореволюционная мечеть в Елабуге
Дореволюционная мечеть в Елабуге

Какими же были жители Татарской слободы Елабуги? Об их благотворительных делах и сегодня вспоминают потомки. Например, купцы Ахметшакир Заитов, Мухамет-Валей Альмухаметов, торговец Багаутдин Мратов построили в Елабужском уезде мечети и школы. Помогал разным людям и елабужский купец Гафиатулла Фахрутдинов. Он торговал яблоками и жил на улице Тойминской. Сохранился даже старинный дом, где жил Гафиатулла бай.

Купец Ахметшакир Заитов
Купец Ахметшакир Заитов

До революции елабужские татары занимались самыми разными промыслами. Конечно, торговля оставалась той сферой, где они добивались впечатляющих успехов. Вот и обычный елабужский мещанин Ахметша Гайсин, сколотив капитал, в конце 19 века открыл в центре уездного города, на улице Казанской, свою гостиницу. Это был выгодный бизнес, т.к. приезжавшие сюда татары предпочитали останавливаться именно в мусульманских номерах Елабуги.

Гостиница мещанина Гайсина
Гостиница мещанина Гайсина

Недалеко от этой гостиницы, на этой же Казанской улице находилась Елабужская женская гимназия. Многие гости города слышали о том, что до революции здесь училась звезда советского кинематографа Марина Ладынина. Но мало кто знает, что в гимназии училась еще одна знаменитость. Звезда дореволюционного татарского театра Ашраф Синяева.

Ашраф Синяева и труппа "Сайяр". 1917 год.
Ашраф Синяева и труппа "Сайяр". 1917 год.

Она была первой профессиональной актрисой татарского театра. Режиссеру Кариеву стоило немалых усилий уговорить актрису перейти на службу из московского театра в труппу «Сайяр». Именно она впервые исполнила роль Галиябану в казанской постановке легендарной пьесы. Жизненный путь Ашраф Синяевой был очень коротким, но её имя осталось в истории татарского театра.

Ашраф Синяева в роли Галиябану. Халиль - Ситдик Айдарский.
Ашраф Синяева в роли Галиябану. Халиль - Ситдик Айдарский.

Революция и гражданская война изменили многое в городе. Богатые татары покинули Елабугу. Однако советская власть в Елабужском уезде всё равно не могла игнорировать татарский фактор.

На улице Казанской есть одно здание, почему-то без таблички. Там находилась Мусульманская секция Елабужского уездного исполкома. Это подразделение советского органа власти работало до начала 20-х годов. В это время в Елабуге были организованы татарские учительские курсы, ставились спектакли на татарском языке. Проводилась самая разная работа по пропаганде новой власти среди населения.

Памятник Ленину, поставленный в Елабуге еще в 1920-е годы
Памятник Ленину, поставленный в Елабуге еще в 1920-е годы

В 1925 году оказался в этом городе знаменитый спортсмен, чемпион России по боксу 1915 года Нурмухамет Алимов, более известный как Кара Малай. Война и революция вынудили московского татарина жить и трудиться в разных уголках большой страны. Больше года Нурмухамет Алимов руководил Елабужским кантонным исполкомом. Это здание находится на улице Большой Покровской. В марте 1926 года Кара малай уехал из Елабуги, его перевели на другую ответственную должность.

Но одни татары уезжали из советской Елабуги, другие приезжали. Меняются времена и люди, а на высоком берегу Камы так и стоит прекрасная Алабуга.