Авторы спектакля переплетают в своей постановке три разных века. Так, история французского драматурга Мольера находит отклик в 30-х годах прошлого столетия и нашем дне. Удовольствие дорогое — билеты доходят до 35 тысяч. Оправдывает ли новая «Кабала святош» в МХТ ажиотаж и цены?
«Кабала святош» — сотканная материя из пьесы Булгакова, его романа «Жизнь господина де Мольера», работ Декарта, Сенеки и Бердяева, а также архивных cтенограмм замечаний и критики. Немало отсылок и к современности. И хотя сам Булгаков настаивал, что «пишет романтическую драму, а не историческую хронику», спустя почти четыре столетия мало что изменилось. Анна Австрийская, мать Людовика XIV, восклицает: «Франция снова станет великой!» А церковь в ярости шепчет: «Культуру нужно держать в узде, а лучше на цепи».
Первый акт — искрометный, динамичный и дерзкий фарс. Здесь царит дух комедии дель арте, где «дай волю художнику, он все поставит с ног на голову». Второй — неумолимая трагедия, затянутая, но следующая психологическому театру Станиславского.
«Кабала святош» — универсальная притча о цене компромисса между художником и властью. Худрук МХТ Константин Хабенский в роли Мольера — язвительный гениальный творец, вынужденный разрываться между творческой свободой и необходимостью «пресмыкаться»:
Константин Хабенский Худрук МХТ
«Помимо рассказов об актерской судьбе, многих философских направлений, здесь существует вопрос, насколько эти взаимоотношения должны быть близки, должны ставиться во главу угла? Я как художественный руководитель, так или иначе, все равно сталкиваюсь с подобными вопросами. Имели в виду себя, сегодняшний день, сегодняшнее дыхание пьесы. Но, вообще, эта история по большому счету о всепрощении. Нужно уметь прощать друг друга, это важно сегодня».
Мольеру противостоит Людовик XIV в исполнении харизматичного Николая Цискаридзе, дебютирующего на драмсцене под псевдонимом Максим Николаев. Его Людовик — воплощение холодной, эстетской и безжалостной власти, уверенной, что «когда король хочет, закон подстраивается». Николай Цискаридзе не скрывает, что в этом образе много от него самого, а про короля-солнце он может читать лекции:
Николай Цискаридзе актер, артист балета
«Это верх абсолютистской власти. Людовик XIV придумал мою профессию основную. Я очень интересовался этим персонажем. И вдруг Хабенский, Людовик, «Кабала святош», еще и МХТ. У Людовика была фантастическая вещь: как бы он вам сочувствовал, но при этом был бескомпромиссен. Мне кажется, что каждый, кто становится руководителем, отчасти и является Людовиком. Я глава государства под названием «Академия русского балета». Я своеобразный там Людовик. Другое дело, что над нами есть еще много Людовиков».
Истинная драма разворачивается не только в королевских покоях. Иван Волков в роли архиепископа Шаррона — не фанатик, но умный и расчетливый политик в рясе. А полусумасшедший монолог бывшей возлюбленной Мольера, актрисы Мадлены Бежар в исполнении Александры Ребенок, на… собственных похоронах как глубинный страх любого творческого человека — страх быть забытым.
С первых же минут зрителя ошеломляет масштаб и бюджет постановки. Сценография, стремящаяся к гигантизму с огромными золотыми головами младенцев, и роскошные, до мельчайших деталей продуманные костюмы модельера Игоря Чапурина.
Громкой премьерой МХТ открывает свой театральной сезон. Билеты раскуплены на ближайшие два месяца. К слову, первые ряды партера стоят 35 тысяч, а перекупщики не стесняются просить за них 50 тысяч. Николай Цискаридзе, ратующий за доступность театра, не раз называл цены в государственных институциях «ненормальными». Во время пресс-подхода я спросила его, что он думает о стоимости билетов на «Кабалу святош»:
Николай Цискаридзе актер, артист балета
«Лучше всех сказала кассирша Большого театра. Я ей говорю: «Ну, слушайте, ну почему опять я не могу заказать столько, сколько я хочу?» Она говорит: «Твоя фамилия — Цискаридзе? Вот мучайся». Должен быть государственный потолок, но тогда надо, с моей точки зрения, не раздувать штаты и, как в Советском Союзе, оплачивать работу артистов и всего остального по тем расценкам, когда билет стоил 1,20 и 3,50. Эту систему сломали в 1991 году, никто не виноват, но никто не хочет этим заняться».
Грандиозная работа авторов спектакля, сильный актерский ансамбль и роскошное визуальное решение оправдывают интерес к постановке. Но цены заставляют задуматься: не становятся ли зрители частью той самой «кабалы», которую так ярко разоблачает спектакль.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»