Найти в Дзене

Забытый гений Голливуда Майкл Чимино. Гений, изгой и снова гений.ч.4 - "Охотник на оленей" - ещё один "великий американский роман"

Продолжение. Начало тут Итак, все войны когда-нибудь да заканчиваются и Майк возвращается из Вьетнама в родной Клэртон. Возвращается один. Где Ник и Стив зритель пока не знает. Сколько же Майк пробыл на войне? Судя по шевронам и нашивкам на его мундире, то три года. В американской армии в то время по призыву служили 12 месяцев, но можно было пойти добровольцем и заключить контракт. Скорее всего, Майк, Ник и Стив пошли в армию по контракту, так как сами выбирали где служить - в ВДВ. Майк вообще-то геройский солдат. Имеет чин штаб-сержанта, значок боевого парашютиста, шевроны "рейнджера" и спецназа "зеленых беретов". Это значит, что он. как один из наиболее способных призывников, проходил обучение в специальных учебных центрах, готовивших сержантский состав для спецназа ВДВ. И служил он, судя по эмблеме "вспышки" на его зеленом берете, в спецотряде "Тигр" 101 аэромобильной дивизии, который специализировался на антипартизанской борьбе во вьетнамском тылу. И награждён воинским знаком "

Продолжение. Начало тут

Итак, все войны когда-нибудь да заканчиваются и Майк возвращается из Вьетнама в родной Клэртон. Возвращается один. Где Ник и Стив зритель пока не знает. Сколько же Майк пробыл на войне?

Судя по шевронам и нашивкам на его мундире, то три года. В американской армии в то время по призыву служили 12 месяцев, но можно было пойти добровольцем и заключить контракт. Скорее всего, Майк, Ник и Стив пошли в армию по контракту, так как сами выбирали где служить - в ВДВ.

Майк вообще-то геройский солдат. Имеет чин штаб-сержанта, значок боевого парашютиста, шевроны "рейнджера" и спецназа "зеленых беретов". Это значит, что он. как один из наиболее способных призывников, проходил обучение в специальных учебных центрах, готовивших сержантский состав для спецназа ВДВ. И служил он, судя по эмблеме "вспышки" на его зеленом берете, в спецотряде "Тигр" 101 аэромобильной дивизии, который специализировался на антипартизанской борьбе во вьетнамском тылу.

И награждён воинским знаком "Боевой пехотинец и медалью "Серебряная звезда". Эти награды даются только за подвиги на поле боя. А "Серебряную звезду" можно приравнять к нашему ордену Красного Знамени.

В общем, настоящий воин и мужчина. Очень серьёзный товарищ.

Тут в фильме на первый план выходит подружка Ника Линда в исполнении Мэрил Стрип. Перед уходом Майка и Ника в армию она попросилась жить в их домике. Отец-пьянчуга над нею издевается и она решила уйти от него. Конечно, Майк и Ник согласились пустить Линду, тем более, что на свадьбе Стива Ник сделал Линде предложение и пообещал жениться, как вернется из армии.

Вот Линда и ждёт уже три года возвращения Ника в его с Майком домике. Но возвращается только Майк, который давно влюблен в Линду.

-2

Линда знает, что Майк ей симпатизирует и сама с симпатией относится к нему. О Нике ей известно только, что он дезертировал из армии и без вести пропал где-то во Вьетнаме.

Ну, а дальше всё как в каком-нибудь советском фильме о вернувшемся из армии дембеле. Майк и Линда - это встретились два одиночества и потянулись друг к другу. И вот они уже счастливые идут по городку. Майк провожает Линду на работу в "мини-супермаркет", где она работает продавщицей.

-3

А городок то маленький, тысяч 12 населения, большая деревня, и каждый встречный обнимает и поздравляет геройского Майка с возвращением.

"Какой же ты красивый стал, Майк! Дай я тебя обниму ещё раз!"

-4

И вроде бы всё хорошо. Вон как Линда смотрит на Майка.

-5

А Майк на Линду.

-6

Но, если у Майка всё вроде бы в норме, то что с его лучшими друзьями Ником и Стивом? Про Ника мы знаем, что он без вести пропал, а вот Стив вернулся из Вьетнама живой. Только всё у него очень плохо. Жена Анджела заболела психическим заболеванием и лежит дома в состоянии кататонии, практически не реагируя на окружающую обстановку. А сам Стив, которому ампутировали обе ноги, содержится в госпитале для ветеранов армии. Он тоже в состоянии депрессии.

-7

Майк забирает Стива из госпиталя и увозит домой к семье. Жене и сыну. Теперь осталось исполнить долг перед Ником, который в последнюю ночь перед уходом в армию попросил Майка, если что случится, не бросать его одного во Вьетнаме. И "зеленый берет" Майк Вронски летит в Сайгон.

А там уже 1975 г. Американцы вывели свои войска из Южного Вьетнама ещё в 1973 г., вооружили армию Южного Вьетнама, и оставили её один на один с партизанами Вьетконга. И через два года армия Национального Фронта Освобождения Южного Вьетнама уже на подступах к Сайгону. В городе паника, такая же, какая потом будет при уходе американцев из Афганистана в 2021г.. Вьетнамцы толпами осаждают американское посольство, откуда вертолетами вывозятся беженцы.

В этой неразберихе и панике Майку удается найти Ника в одном из притонов Сайгона, где он годами играет в "русскую рулетку". Ник стал наркоманом, все его руки в наркоманских "дорогах". Он полностью отключён от реальности, он не реагирует на Майка, который просит его уйти с ним. Тогда Майк садится с ним играть в "русскую рулетку", как тогда, на реке, у вьетконговцев, чтобы создать стрессовую ситуацию, которая вернет Нику сознание. И Майк стреляет в себя из револьвера. Холостой выстрел.

Очередь Ника. У него начинает просыпаться сознание. Он начинает узнавать Майка. И вроде бы возникает надежда, что всё будет хорошо. Но Ник резко подносит револьвер к виску и стреляет. Удача кончилась. Гремит выстрел. Ник погибает.

-8

Майк привозит тело Ника домой. Ника хоронят. И самая последняя сцена фильма - поминки по Нику. Этот эпизод, как и эпизод, где показывают "обезьян с гранатой", так же вызвал ожесточенные споры и критические замечания со стороны прогрессивной американской кинокритики.

В маленьком, полутемном баре Джона Уэлча, где когда-то Джон, на проводах Майка, Ника и Стива, играл им Шопена, собрались всё те, кто три года назад беззаботно веселился на свадьбе Стива и Анджелы и проводах трех друзей в армию на войну. Вот только теперь из-за этой войны Стив безногий инвалид. его жена психически заболела, Ник погиб.

На скорую руку толстяк и весельчак Джон идет готовить на кухоньку омлет и не может сдержать слёз по Нику.

-9

Все сидят притихшие и подавленные и тут Линда начинает петь патриотическую песню "Боже, благослови Америку". И все начинают потихоньку подпевать.

-10

Для американцев "Боже, благослови Америку" является неофициальным гимном страны.

Боже, благослови Америку, землю, которую я люблю!
Встань рядом с ней и веди её!
Сквозь ночь, озарённую светом свыше!

С гор до прерий!
К океанам, белым от пены!
Боже, благослови Америку, мой милый дом!

Боже, благослови Америку, землю, которую я люблю!
Встань рядом с ней и веди её!
Сквозь ночь, озарённую светом свыше!

С гор до прерий!
К океанам, белым от пены!
Боже, благослови Америку, мой милый дом!

С гор до прерий!
К океанам, белым от пены!
Боже, благослови Америку, мой милый дом!

Вот как её исполняет простой американский народ.

Вот это, "Господи благослови Америку", у нас больше известно по самому позорному выступлению ЕБНа, какое он только сделал в своей жизни, когда 17 июня 1992 г., выступая в Конгрессе США, униженно лизал американский афедрон, отчитываясь о проделанной работе.


Я имею высокую честь выступить здесь, в конгрессе великой и свободной
страны, как впервые за 1000-летнюю историю России всенародно избранный президент, как гражданин великой державы, сделавший свой выбор в пользу свободы и демократии. (Продолжительные аплодисменты. Все встают. Ельцин кивает с улыбкой.)
...Мир может вздохнуть спокойно. Коммунистический идол, который сеял
повсюду на земле социальную рознь, вражду и беспримерную жестокость,
который наводил страх на человеческое сообщество, рухнул!  Рухнул
навсегда! И я здесь для того, чтобы заверить вас: на нашей земле мы не
дадим ему воскреснуть! (Продолжительные аплодисменты.Воодушевлённые
возгласы. Все встают. Удар молоточком /команда/ – все садятся.)
Россия окончательно сделала выбор в пользу цивилизации, здравого смысла, общечеловеческого опыта.
...Убеждён, что наш народ обязательно осилит этот нелёгкий путь. Нет в мире народа, которому был бы вреден воздух свободы, и это правило не имеет исключений. (Аплодисменты.) Свобода раскрепощает ум, питает оригинальные, дерзкие идеи и концепции, но не обеспечивает немедленного процветания, не наделяет каждого счастьем и благополучием.

...Граждане России защитили в августе 1991 г. свою свободу и не допустили, чтобы 75-летний кошмар повторился вновь. С этой высокой трибуны я хотел бы выразить искреннюю благодарность и признательность президенту Соединённых Штатов Америки г-ну Джорджу Бушу, американскому народу за неоценимую моральную поддержку правого дела российского народа в тот период. (Аплодисменты.)
Сегодня я говорю вам так, как говорю своим соотечественникам: от реформ не отступлю, а сместить меня практически до 96-го года невозможно. Я здоров и не сдамся, пока реформа не будет необратимой!

...Мы чувствуем колоссальную ответственность за успех наших преобразований не только перед российским народом, но и перед гражданами Соединённых Штатов Америки, перед всем человечеством. ...Сегодня свобода Америки защищается в России. Если реформы провалятся, придётся заплатить многие сотни миллиардов долларов, чтобы хоть как-то компенсировать эту потерю. (Широкие улыбки на оживлённых лицах. Все встают. Продолжительные аплодисменты. Ельцин кивает в знак подтверждения.)

...Заявляю вам: у нас есть твёрдая решимость и политическая воля идти
вперёд. И мы доказали это на деле. И именно Россия покончила с имперской
политикой и признала первыми независимость республик Прибалтики. Россия была в числе основателей Содружества Независимых Государств, которое преградило путь неконтролируемому распаду бывшей империи, отвело опасность всеобщей межнациональной бойни. Россия предоставила реальные права своим автономиям.
.... Я ответственно заявляю: мы, не дожидаясь подписания договора или соглашения, приступили уже – и подтвердит здесь министр обороны России присутствующий – к снятию с боевого дежурства ракет тяжёлых СС-18, нацеленных на Соединённые Штаты Америки! (Бурные продолжительные аплодисменты. Все встают. В зале улыбаются, вертят головой: «вот это да!..».)
...Россия привела в соответствие с торжественными декларациями последних лет свою практическую политику в отношении ряда стран. Мы прекратили поставки вооружения в Афганистан, где в мясорубке бессмысленной военной авантюры погибли тысячи граждан России и афганцев. Лишившись внешних подпорок, марионеточный режим в Афганистане рухнул. Мы устранили известные перекосы в отношениях с Кубой. Теперь эта страна – один из наших партнёров в Латинской Америке, мы торгуем с ней на общепринятой взаимовыгодной основе по мировым ценам.
...Открываются архивы КГБ и бывшего ЦК КПСС. Более того, мы приглашаем
Соединённые Штаты и другие государства к сотрудничеству в расследовании этих тёмных страниц бывшей империи. (Продолжительные аплодисменты. Все встают.)
Обещаю вам: будет просмотрен каждый документ в каждом архиве, чтобы выяснить судьбу каждого американца, пропавшего без вести. Я как президент вас заверяю: если хоть один американец был задержан у нас и его ещё можно найти, то я его найду! Я верну его семье!
...Издан законодательный документ, в соответствии с которым иностранные граждане, приватизирующие тот или иной объект и сооружение в нашей стране, получают в собственность также и участок земли, на котором он расположен. Принят законодательный акт о банкротстве. Отменена обязательная продажа валюты государству по искусственно заниженному курсу. Мы готовы идти на максимальное приближение нашей правовой практики с мировой, конечно, на симметричной основе с каждой страной. Мы приглашаем американский частный капитал на уникальный и малоосвоенный российский рынок

Уважаемые члены конгресса! Каждый человек несёт печать своего времени.
Ни для кого не делается исключения – ни для рядового гражданина, ни для
президента. Многое пережито, многое переосмыслено.
И вот сейчас хотел бы закончить своё выступление словами из песни американского композитора российского происхождения Ирвина Берлина: «Господи, благослови Америку!» И добавлю к этому: «И Россию».

И ведь у нас эта позорная речь папуасского вождя, приехавшего облизать сапог белого господина, тогда не была опубликована.

Это было небольшое "лирическое отступление". Но вернемся к фильму. В среде голливудских кинокритиков, большинство которых было явно левых взглядов и явно антиамериканских взглядов на войну во Вьетнаме, вот эта финальная сцена с пением патриотического гимна "Боже, благослови Америку" вызвала резко отрицательное отношение и насмешки. Многие считали, что Чимино тут снял какую-то пародию на американский патриотизм.

Сам же режиссер так объяснил эту сцену.

На самом деле концовка — это не столько заявление о патриотизме, сколько заявление о единении. Когда люди в беде, как это бывает, когда они очень встревожены и больны душой, им иногда нужно что-то сделать вместе. В данном случае — издать звук. И они поют эту песню, потому что её знает наизусть каждый американский ребёнок, потому что её учат в школе. Все
знают слова «Боже, благослови Америку», и это звучит как коллективное
пение, когда они начинают петь единственную песню, которую все знают с
начальной школы. И эти слова не забываются до конца жизни. И они поют... единственную песню, которую они знают, — «Боже, благослови Америку», и это объединяет их как семью. Это становится семейным общением.

Война не заканчивается, когда стрельба прекращается. Она задерживается в сознании, в памяти, и в пустых домах, где даже знакомые песни уже не приносят такой же радости. Это задерживается у выживших, которые больше не узнают себя, и у друзей, которые тщетно ждут, когда они вернутся домой.

Какой он снял фильм Чимино, понял уже во время первого показа

Это было шокирующе. Я помню самый первый показ. Моей ассистенткой в ​​то время была дочь великого английского актера Роберта Шоу , Пенни Шоу.
Мы сидели в заднем ряду в Вествуде, и люди просто подъезжали
вереницей машин. Кто-то выбегал и покупал 12 билетов. Кто-то выбегал и
покупал 20 билетов. Это продолжалось и продолжалось. Показ начался.
Пенни сказала: «Майкл, ты должен быстро пойти в вестибюль». Дамская
комната была полна женщин, которые плакали, причитали и падали. Там были бывшие ветераны, которые буквально выползали по проходу из своих мест. Одно письмо, в частности, я получил, по-моему, от чернокожего сержанта. Он был ветераном боевых действий, и он сказал: «Не знаю, чувак, это было не кино. Когда эти вертолеты поднялись по реке, у меня волосы на
затылке встали дыбом, я выполз из кинотеатра».

На 51-й церемонии вручения премий Американской киноакадемии разгорелась нешуточная борьба между двумя фильмами на одну и ту же "вьетнамскую тему" - "Охотник на оленей" Майкла Чимино и "Возвращение домой", который продюсировала тогдашняя икона Голливуда Джейн Фонда. Она же вместе с Джоном Войтом играла там главную ролью.

Два диаметрально противоположных идейно фильма. Если "Охотник на оленей" с сочувствием относился к своим героям, а Майк Вронски вообще был представлен как героический воин, без комплексов за своё участие в войне, вьетнамцы же были показаны как садисты и варвары, то "Возвращение домой" имело явно антиамериканскую направленность.

В фильме рассказывалось о безногом ветеране вьетнамской войны, его играет Джон Войт, который примкнул к антивоенному движению. Он приковывает себя цепями к призывному участку в знак протеста против призыва в армию. А два других героя фильма, вернувшиеся из Вьетнама, кончают жизнь самоубийством из-за чувства вины того, что они совершали воюя во Вьетнаме

И "Охотник на оленей" и "Возвращение домой" претендовали на главные "Оскары". У "Охотника" было девять номинаций, у "Возвращения" - восемь. Джейн Фонда обзывала Чимино правым фашистом и расистом за изображение вьетнамцев. А Чимино называл Джейн - "Ханойская Джейн". Будучи иконой не только Голливуда, но и американского антивоенного движения, Джейн Фонда в 1972 г. во время бомбежек американской авиацией Ханоя приехала туда, чтобы поддержать вьетнамцев, и даже снялась сидя у зенитной пушки вьетнамской армии.

-11

У ветеранов войны это сразу же вызвало резко негативное отношение к Фонде. Его стали называть предательницей, спрашивали не стреляли ли она из этой зенитки по американским самолётам. И потом всю жизнь она оправдывалась за этот снимок.

При такой острой конкуренции двух фильмов одной и той же направленности предполагалось. что победителем 51-й церемонии "Оскара" станет фильм Уоррена Битти "Небеса могут подождать", легкая фэнтезийная комедия о переселении душ умерших, который имел, как и "Охотник" 9 номинаций.

В итоге же, "Охотник на оленей" получил 5 "Оскаров", в т.ч. самые главные - за лучший фильм и за лучшую режиссуру. Вот он - Майкл Чимино со своим "Оскаром" как лучший режиссер. Получил он и "Золотой глобус" за лучшую режиссуру.

-12

А кроме того, Кристофер Уокен получил "Оскара" за лучшую мужскую роль второго плана. В этой же категории номинировалась и Мерил Стрип. Наверное, показалась жюри ещё молодой, все-таки первое появление на экране в такой большой роли. Но свой "Оскар" Мерил Стрип возьмет уже на следующий год за роль второго плана в фильме "Крамер против Крамера".

А "Возвращение домой" получил 3 статуэтки, из основных - лучшему актеру - Джону Войту, и лучшей актрисе -Джейн Фонда. И на Каннском кинофестивале Джон Войт получил приз за лучшую мужскую роль, а сам филь номинировался на "Золотую пальмовую ветвь".

А вот "Охотнику" с международным признанием не повезло. Во время Берлинского кинофестиваля 1979г., он проходил до церемонии "Оскара", разразился скандал. Делегации СССР, Польши, Кубы, ГДР, Болгарии в знак протеста сняли свои фильмы с конкурсной программы. Поводом послужило несогласие с изображением вьетнамских партизан в "Охотнике на оленей". И "Охотник на оленей" не получил в Берлине никакого приза.

А в советской прессе развернулась очень критическая кампания против "Охотника". За год до этого также очень критиковался западногерманский фильм "Штайнер Железный Крест" о Второй Мировой войне. Это, наверное, впервые в СССР применялась такая практика - масштабной критической кампании в отношении фильмов, которые советский зритель в глаза не видел и никогда бы не смог увидеть.

В специальных киноведческих изданиях, конечно же, бывали критические статьи о западных фильмах. но в отношениии этих кинокартин была развернута настоящая контрпропагандисткая кампания в центральных СМИ. Советскому человеку приходилось верить на слово "Правде" и "Литературной газете" о том, что "Охотник на оленей" представляет собой что-то ужасное. И на отечественные экраны "Охотник на оленей" вышел только через сорок лет после премьеры в США - в 2019г.

Фильм неплохо заработал в прокате. Майкл Чимино был сразу же признан гением и кностудия Юнайтед Артистс подписала с ним беспрецендентный договор на сьёмки новой киноэпопеи. Чимино не ограничивался в сроках, в бюджете, не нёс никакой ответственности за срыв съёмок. Гению предоставили полную свободу творчества, чем он и воспользовался. Он снял около 220 часов киноматериала, превысив первоначальный бюджет в 11 млн. долларов в четыре раза.

Казалось всё идет к появлению нового шедевра - и жанр фильма - вестерн, и участие звезд - Крис Крстоферсон, Кристофер Уокен, Изабель Юппер, и необыкновенная операторская работа, и привычный перфекционизм в деталях самого Чимино. Но случилась самая грандиозная катастрофа в истории Голливуда, которая похоронила и киностудию, и карьеры Майкла Чимино, как режиссера, и Криса Кристоферсона, как актёра.

Речь идет о действительно шедевре, но так его назовут только спустя двадцать с лишним лет, фильме "Врата рая". И об этой грандиозной эпопее из времен освоения Дикого Запада США рассказ будет в следующей статье. Ждите продолжения.

А вот и оно