Помните, в одной из самых последних лучших советских кинокомедий, совместного производства с Польской Народной Республикой, режиссером был знаменитый Юлиуш Махульский, "Дежа Вю", в прологе показывают сходку чикагской мафии. Босс мафии даёт указание убить предателя, одесского бандита Микиту Нечипорука, сдавшего груз контрабандного виски полиции. Серьёзный такой дядя, которого играет отец режиссера Ян Махульский, он же играл польского жулика Квинту из "Ва-банка,
режет в стиле Дона Корлеоне яблоко, и говорит бессмертные слова
Хочу, чтобы всё было исполнено в соответствии с традициями. Предатель обязан знать, что умрёт. Нет, Альфредо Скорцезе, не будем, как другие. Сегодня, когда людей убивают без должного уважения, мы должны бороться за гуманизм в нашей профессии. Мы должны уважать старые порядки. Когда речь идёт о чести семьи, разговор о деньгах неуместен.
Вся сцена поставлена, как пародия на "Крестного отца", а герои носят фамилии знаменитых голливудских режиссеров - Альфредо Скорцезе, Франко Де Ниро. А самого босса мафии зовут Биг Джим Чимино.
Так вот, если имена Скорцезе и Де Ниро и сегодня у всех на слуху, то вот кто такой Чимино скажет не каждый современный отечественный кинозритель. А ведь кинорежиссер Майкл Чимино - это гений эпохи "Нового Голливуда", "новой американской волны". Поднявшая эту "волну" плеяда американских кинорежиссеров итальянской национальности - Скорцезе, Коппола, Чимино, пришедшая на смену акторам "Золотой эпохи Голливуда", бывшими сплошь и рядом евреями, сделала кинопроцесс и интересным для зрителей, и очень прибыльным. А что касается Майкла Чимино,
то он был не только одним главных создателей "Нового Голливуда", но и его похоронщиком. Именно его грандиозный фильм "Врата рая", также грандиозно провалившийся в прокате, и похоронил под своими обломками "новую американскую волну". И от всевластия режиссеров, которые как хотели, так и снимали своё авторское кино, Голливуд перешел к всевластию продюсеров, сделавших ставку на "блокбастеры" для массового зрителя. Но об этом мы расскажем очень позже.
Чимино закончил престижный Йельский университет, где изучал архитектуру и живопись. В кино он начал с написания сценариев для фантастического фильма "Высшая сила" и для второго фильма из серии про полицейского "Грязного Гарри" с участием Клинта Иствуда - "Высшая сила".
Чимино понравился знаменитому Иствуду и тот стал продюсером и исполнителем главной роли в фильме "Громобой и Легконогий", где автором сценария и режиссером был уже сам Чимино.
Это был дебютный фильм Чимино, но снят очень мастерски, с захватывающим сюжетом. Такой триллер, насквозь пронизанный изящным чёрным юмором. Можно сказать, что все фильмы Квентина Тарантино вышли из этого, забытого сейчас, "Громобоя и Легконогого". Фильм 1974г., но как будто вне времени, операторски снят замечательно, как говорится, сейчас так не снимают. Сейчас операторы - это примитивные фотографы, а тогда были кинохудожники.
Главные роли бандитов Громобоя и Легконогого играют Клинт Иствуд и молодой, обаятельный Джефф Бриджесс. Громобой - старый бандит, ветеран Корейской войны, грабитель банков, который потерял вкус к жизни. Легконогий - молодой обаятельный мошенник. Они случайно повстречались, когда Легконогий спас Громобоя от преследований бывших коллег по банковским делам. Молодой, веселый, свободолюбивый парень возвращает ветерану молодость.
Они стали "партнерами" по легкому криминалу. Потом идёт масса симпатичных приключений в стиле "чёрной комедии", в ходе которых гибнут один за другим почти все герои фильма. И как-то непонятно в финале картины хэппи-энд тут, герои достигают своей цели, или же полный трагический катарсис.
Картина для Чимино дебютная, но снята так, как будто её автор уже имеет минимум пять полнометражных фильмов на своем счету. При бюджете в 4 млн. долларов, фильм собрал кассу в 25 млн. долларов. Это как, если бы сейчас при бюджете в 28 млн., фильм собрал 200 млн. долларов. При этом сам Чимино говорил, что никогда не учился ни в какой киношколе и не смог прочитать до конца ни одного учебника по киноделу.
И уже в этом фильме сразу проявилась характерная для Чимино особенность - его перфекционизм, отработка всех мельчайших деталей. все ружья, что повесили в начале фильма, выстреливают в финале, каждая петелька потом находит свой крючок.
А следующим фильмом Чимино стал "Охотник на оленей" - один из мировых шедевров всех времен и народов в самом прямом смысле этого слова. Великий кинороман американского кинематографа, стоящий в одном ряду с "Унесенными ветром", "Крестным отцом, 1 и 2 части". Вот об "Охотнике за оленем" мы расскажем поподробней.
В 1968 году звукозаписывающая компания EMI создала новую компанию EMI Films. В том же году студия приобрела первый черновик неоконченного сценария под названием «Человек, который пришёл поиграть», написанного Луисом Гарфинкелем и Куином Редекерком, за 19 000 долларов. В нём рассказывалось о людях, которые едут в Лас-Вегас, чтобы сыграть в русскую рулетку. Позже один из продюсеров написал: «Сценарий показался мне блестящим, но он не был завершённым. Задача состояла в том, чтобы найти способ превратить очень умный сценарий в практичный, реализуемый фильм»
В 1976 г. студия предложила Майклу Чимино переработать этот сценарий на тему войны во Вьетнаме. Чимино работал над сценарием вместе со своим соавтором Дериком Уошбёрном в течение шести недель. К съемкам картины Чимино приступил весной 1977г.
Фильм продолжительность 3 часа. Разделен на три равные части. Чувствуется влияние Войны и мир" Льва Николаевича Толстого. Первая часть довоенный мир, вторая часть - война, третья часть - послевоенный мир. А так же очень напоминает "Три товарища" Э.М.Ремарка.
Три главных героя фильма, три товарища, три американских пролетария, работающих на крупном сталелитейном заводе в американском провинциальном городке Клэртон, штат Пенсильвания - Майк Вронский ( привет Л.Н. Толстому), Стив(Степан) Пушков и Ник(Никанор) Чеботаревич. Пусть вас не смущают славянские имена этих американцев. Они лемки или русины, представители этническо-этнографическая группы восточных славян, проживающей в юго-восточной Польше и северо-восточной Словакии. Скорее всего, их предки после Первой Мировой войны переселились из панской Польши в США. Одна часть лемков считает себя ветвью русского народа, часть - украинского.
Вот он их городок Клэртон. Ничем не отличается от советских моногородов с металлургическим производством - того же Запорожья, где снималась "Весна на Заречной улице", или Жданова, где снимался "Самый жаркий месяц". Клэртон снимали не в самом Клэртоне, а в Кливленде, штат Огайо.
А дальше показаны трудовые будни сталелитейного производства. Всё как в стандартных советских "производственных" фильмах. Фейерверк искр, "красота горячего металла", люди труда - сталевары за работой. Дальше -
Пропел гудок заводской,
Конец рабочего дня,
И снова у проходной
Встречает милый меня
И работяги весёлой толпой идут со смены домой.
Впереди пятеро друзей. Слева направо Стенли - Джон Казале, Аксель - непрофессиональный актер, но очень колоритный мужчина, простой работяга с завода Чак Аспегрен, Никанор Чеботаревич - Кристофер Уокен, на первом плане лидер этой компании Майк Вронский - Роберт Де Ниро, сзади и правее Майка Стив Пушков - Джон Сэвидж.
И вовсе никакие они ни разу ни "пиндосы" или там "америкосы". Таких и слов то тогда в середине 70-х у нас не знали. С Америкой у нас был "детант", они нам даже завод "пепси-колы" в Новороссийске построили. А"Филипп Моррис" с нами лицензию на сигареты "Союз-Апполон" разработал - половина вирджинского табака на половину молдавского.
И в фильме перед нами не "пиндосы", а простые работяги-металлурги, совсем как Саша Савченко с "Запорожстали", которые после рабочего дня и по пивку любят отдохнуть с вискариком. Культурно так, без фанатизма. И что характерно - ни одного негра, латиноса, гомосексуалиста и лесбиянки в фильме нет. Гомосексуализм даже подвергается простыми американскими пролетариями презрительным, но не злобным насмешкам.
То есть, такой "соцреализм". Мы уже писали об одном таком шедевре американского "соцреализма", снятого почти в то же время.
К тому же сегодня у одного из парней - Стива Пушкова свадьба. Женится он на Анджеле. К невесте есть вопросы. Постарше она Стива будет, да и животик уже начинает округлять, и явно отец ребенка не Стив, так как по ходу свадьбы выяснится, что Стив вроде бы ещё и не знает всю технологию того самого процесса.
Но тут в бар, где друзья отдыхают по пивку и гоняют шары на бильярде, приходит мамаша жениха. Здесь прямо какой-то "Солдат Иван Бровкин" начинается. Мамаша, которая и так страдает, что невеста мягко говоря с приплодом, да ещё через пару дней Стив, Ник и Майк уходят в армию, хватает подвыпившего непутевого Степашку за шкирку и тащит домой. К свадьбе же надо ещё переодеться. А друзья в дверях бара хихикают.
Да, сегодня у Стива свадьба, а завтра его вместе с Ником и Майком, как призванных из резерва, отправят на войну во Вьетнам. Но они и не переживают по этому поводу. На войну так на войну.
Как мы уже писали. Чимино был перфекционистом. Все мельчайшие детали доводил до совершенства. Характеры героев выписаны очень подробно, никакой скороговорки. Каждый поступок имеет мотивацию и свои последствия.
Это сейчас в американских фильмах нам показывают "одноэтажную Америку", где граждане живут в собственных коттеджах с газончиками и входа и внутренними ухоженными двориками. А в семьях роскошные внедорожники и у мужа, и у жены, да ещё и у школьника-сына.
А Майк со своим другом Ником живут вот в таком фанерном домике рядом с заводом и машина, старенькая, десятилетней давности "Шевроле-Импала", есть только у Майка.
Венчание происходит в Кливленде, в православном соборе святого Феодосия Черниговского, принадлежащего автокефальной Православной Церкви в Америке. Автокефалию ПЦА в 1970 г. своим томосом дал патриарх Русской Православной церкви Алексий Первый. Собор с момента выхода фильма стал важной достопримечательностью города.
В общем, кругом наши, православные славяне.
А дальше идёт очень длинный эпизод русинской свадьбы, где поют и пляшут под русские и украинские народные песни русскую кадриль и украинский гопак. А под конец всею многосотенной свадьбой запевают как один нашу "Катюшу", которая, кстати, за "прославление тоталитаризма" сейчас запрещена в страшно "демократической" Латвии. Вот интересно, а не запрещен ли там за это американский "Охотник за оленем"?
И поют они "Катюшу" потому, что это не только свадьба, а ещё и проводы Майка. Ника и Стива в армию. "И бойцу на дальнем пограничье от Катюши передай привет",- звучит под сводами зала для торжеств Лемко-холла, здания общественной организации лемков-русинов-русских-украинцев в далеком американском Кливленде на проводах русских парней в американскую армию, которая ведёт самую на тот период свою войну грязную войну с Национальным Фронтом освобождения Южного Вьетнама.
Продолжение следует.