Найти в Дзене

25 секретов успеха китайского школьного образования, которыми можно восхищаться, удивляться, но использовать их в России не получится (2 ч)

Продолжаем узнавать секреты китайского образования, позволившие нации вырваться в первые ряды интеллектуальных лидеров планеты. Думаем при этом, в чём же не дорабатывает отечественное образование, что можно перенять у китайцев? /предыдущая часть здесь/ Мы остановились на том, что дети начальной и средней школы после 4 урока спят прямо в классе. В старшей школе время на сон уже не выделяется, некогда. Тем более, что учатся старшеклассники до девяти, а то и десяти часов вечера. Ниже размещаю примерное расписание занятий в школе для 6 класса начальной школы. Но это расписание представлено как раз той русской учительницей, в школе которой время детей для сна ограничено лишь 20-ью минутами, а ещё целый час используется на "полезный дополнительный урок" (заметим - даже не 40 минут, а все 60!, полтора урока!). Они считаются пятым и шестым уроком, хотя, включая "чтение", "физкультурную разминку" и "дополнительный урок", это уже 8-й и 9-й уроки! И это ещё не окончание учебного дня у китайских д

Продолжаем узнавать секреты китайского образования, позволившие нации вырваться в первые ряды интеллектуальных лидеров планеты. Думаем при этом, в чём же не дорабатывает отечественное образование, что можно перенять у китайцев?

/предыдущая часть здесь/

Мы остановились на том, что дети начальной и средней школы после 4 урока спят прямо в классе. В старшей школе время на сон уже не выделяется, некогда. Тем более, что учатся старшеклассники до девяти, а то и десяти часов вечера.

  • 17.После дневного отдыха, у китайских детей начинается вторая половина учебного дня.

Ниже размещаю примерное расписание занятий в школе для 6 класса начальной школы.

Но это расписание представлено как раз той русской учительницей, в школе которой время детей для сна ограничено лишь 20-ью минутами, а ещё целый час используется на "полезный дополнительный урок" (заметим - даже не 40 минут, а все 60!, полтора урока!).

/из доступного фонда Яндекс.Картинки/
/из доступного фонда Яндекс.Картинки/
  • 18. После дополнительного урока, в 14:00 следуют ещё два урока по расписанию.

Они считаются пятым и шестым уроком, хотя, включая "чтение", "физкультурную разминку" и "дополнительный урок", это уже 8-й и 9-й уроки!

И это ещё не окончание учебного дня у китайских детей!

Стоит обратить внимание на то, что в расписании урок "китайского языка" включён дважды в день в начальной школе. Это вновь напоминает о том, что китайские иероглифы выучить не так-то просто!

  • 19. В 15:30, в течение 15-ти минут проводится общешкольная "гимнастика для глаз". Упражнения транслируются по радиодинамику, а учитель и дети повторяют их.
В этом классе около 70 детей, и все дружно выполняют упражнения для глаз. /из доступного фонда Яндекс.Картинки/
В этом классе около 70 детей, и все дружно выполняют упражнения для глаз. /из доступного фонда Яндекс.Картинки/

Регулярное выполнение упражнений для глаз очень актуальны для китайских детей, потому что к старшим классам из-за интенсивной учёбы количество "очкариков" сильно возрастает.

Сравните эти две фотографии. Среди старшеклассников уже многие носят очки, но ни один из учеников начальной школы (на фото выше) ещё не страдает близорукостью.

Многие старшеклассники в Китае носят очки./из доступного фонда Яндекс.Картинки/
Многие старшеклассники в Китае носят очки./из доступного фонда Яндекс.Картинки/

Недавно слышала выступление русского профессора, преподающего в китайском университете. Он характеризовал китайских студентов как "очень умных, послушных и почти поголовно носящих очки". /вот тут явно заметен "перегиб" китайского образования в сторону "заученности", который не спасает даже школьная "гимнастика для глаз". Китайские дети испытывают огромную(!) перегрузку в школе/

  • 20. Про школьную форму.

Школьная форма в Китае - это спортивные костюмы, одинаковые для всего класса, но не для школы. В каждом классе костюмы разные по цвету и фасону.

При этом, спортивных костюмов бывает два комплекта: один на более тёплое время года (осень и весну), другой, более утеплённый, - на зиму. В Китае в школах нет отопления, поэтому существует необходимость в утеплённой одежде.

Также существует одежда для жаркой погоды: футболки, бриджи и юбочки для девочек, поскольку Китай - страна с достаточно тёплым климатом, а в июне, к тому же, дети ходят в школу.

Сменной обуви в Китае нет.

Мне нравится, что дети в Китае ходят в школу в спортивной одежде.

Это же настолько упрощает проведение уроков физкультуры и физкультразминок между уроками!

У наших детей только одни переодевания на физкультуру занимают немало времени, а ещё и случаются регулярные то забывания формы, то её потери.

А вот отсутствие сменной обуви в Китае мне, конечно, не нравится./но климат у них, надо сказать, другой/

Дети не должны дышать пылью в классах!

Да и затруднять работу техническому персоналу также не следует. /Хотя это я уже о своей российской школе говорю, поскольку в Китае ученики сами делают уборку в классах. Сколько грязи нанесли - столько и убирают/

  • 21. Про уроки физкультуры.

Насколько в Китае уделяется внимания физкультуре и спорту, видно уже из режима дня в китайской школе! Три урока физкультуры в неделю (один из них - футбол) и плюс ежедневная получасовая разминка на школьном стадионе.

Наши же уроки физкультуры превращаются в формальность. Часто их пропускают по справкам, по другим причинам, а то и просто отлынивают любым удобным способом.

Гимнастика перед уроками у нас также никак "не приживается", потому как в нашей школьной форме (ежедневной одежде) "потеть" не гигиенично и не практично.

Вот и получается, что в области физического развития российские дети намного уступают китайским. И тут ещё думать и думать!

  • 22. Отдельно о старшей школе.

Сразу напишу самое интересное: в старшей школе парта (одноместная) закрепляется за учеником!

Рабочий стол ученика старшей школы представляет из себя гору учебников и тетрадей на углу стола, которые так и остаются на месте даже тогда, когда ученик уходит домой.

Таким образом, учащийся не носит домой учебники в портфеле, а лишь меняет их состав на парте по мере необходимости.

Свой класс ученики также не покидают во время пребывания в школе, разве что когда уходят на физкультуру, либо, когда они ходят на лабораторные работы в другой кабинет.

/эти правила китайской школы мне очень понравились, потому что я вспоминаю нашу "кабинетную" систему, когда дети переходят из кабинета в кабинет, тратя на это время и добавляя лишнюю суету.

При этом, сами "кабинеты" (кроме, возможно, лишь физики и химии) отличались лишь составом портретов "великих людей" на стенах/

  • 23. Ученики начальной и средней школы покидают её около 17:00 - 19:00 часов, а старшей - в 21:00 и даже позже.

Если уроки в некоторые дни заканчиваются чуть раньше, русские учителя с удивлением отмечали, что дети не торопились домой. Они оставались в школе заниматься сортом, художественной самодеятельностью, общественной работой.

Кстати, почему-то те учителя, на основании информации от которых я написала эту статью, ничего не сообщали о деятельности китайских пионеров. / я, для общей картины о системе образования в Китае, постараюсь позже восполнить этот пробел/

24. В мою статью включено, в основном, описание лишь общеобразовательной школы Китая, причём, глазами русских учителей (а они не всё могли видеть). Но ведь, в этой стране, существуют и другие типы образовательных учреждений. Те же "школы кунг-фу", в которые отправляют неуспевающих учеников после начальной школы.

Уже и комментарии с вопросом об этих школах поступили:

Но не поняла, перевод не сдавших экзамен после начальной школы в школу кунг-фу обозначает не способность к изучению точных наук? Как в обществе расценивается получение образования в такой школе? Надеюсь, не так как у нас в ещё недавнее время расценивалось поступление после 9-го класса в ПТУ.

Школа кунг-фу, если я верно понимаю, это о изучении философии и о возможностях тела. Т.е. их не списывают в УО, а развивают в другом направлении. Но остаётся вопрос, как это расценивает общество при всеобщей цели развития передовых технологий и прикладной науки.

Как-нибудь, восполню и этот пробел - это же очень интересно.

Посмотрите только, что вытворяет 9-летняя победительница Всемирного состязания по кунг-фу, ставшая первой среди 47 представителей из других стран!

Маленькая победительница Всемирного соревнования по шаолиньскому кунг-фу

Люди настолько сильно отличаются уровнем своих задатков и способностей, что необходимость искать пути для развития каждого человека составляет очень большой (а порой, и очень больной) вопрос педагогики.

К сожалению, у нас, часто идут по пути внедрения вульгарной селекции детей по интеллекту, что недопустимо:

Но что хочу сказать про неравномерность в развитии физических способностей детей.

Все мы знаем, что одни дети бывают слишком подвижными, другие - слишком медлительные.

Добавлю несколько слов из собственного опыта.

Одна бабушка водила ко мне на занятия внука, подвижность которого в 5-6 лет была просто поразительна. Он похоже, мог передвигаться только бегом.

Бабушка рассказала, что пока она проходила по дороге 10 метров, внук успевал "намотать" вокруг неё десятки метров.))) В детском саду, заходя в раздевалку, этот мальчик сходу запрыгивал на детские шкафчики! Это был просто Тарзан какой-то!

Как я понимаю, китайцы нашли способ отделения наиболее активных в двигательном плане детей в "школы кунг-фу", где ежедневные многочасовые тренировки дают возможность таким детям полностью реализовать свои двигательные возможности.

Есть ещё и гимнастические школы, в которых целенаправленно формируют олимпийских чемпионов.

Занятие с детьми в гимнастической школе /из доступного фонда Яндекс.Картинки/
Занятие с детьми в гимнастической школе /из доступного фонда Яндекс.Картинки/

Следует сказать, что "кунг-фу" - это же сплав китайской философии, культуры и спорта.

Нашим бы любителям народных видов спорта подумать о создании подобных школ. Тут бы и возрождение русского духа не заставило себя ждать!

  • 25. Надеюсь, Вы заметили, что школа в Китае работает в одну смену, поскольку эта одна смена и занимает весь световой день.

В России же есть школы, работающие даже в три смены! Хотя в прошлом году Министр просвещения отчитывался, что третья смена в стране ликвидирована, но, говорят, не до конца.

А ведь в Китае в 10 раз больше населения, чем у нас, то есть, и детей, и школ там должно быть в 10 раз больше! Вот какую материальную базу создала страна для своих детей!

Сможем ли мы когда перейти к работе школ в одну смену?

Думаю, что информации о школах в Китае я разместила достаточно. Но думать нам нужно о развитии своих школ, о полноценном образовании российских детей.

Предлагаю Вам подробнее знакомиться с материалом раздела ниже. Оставляйте свои комментарии и дополнения:

Проблемы школы, педагогики, общего образования и воспитания

-5