Найти в Дзене
Путешественница

Забытый гигант советских дорог: грузовик ЗИС-151 или ЗиЛ-157?

Недавно я посетила одну из далёких деревень в горах Лорийской области Армении — Дзорагюх. И там, среди сельских домов, случайно увидела этот грузовик. Старинный, ржавый, но всё ещё внушительный. Перед вами — ЗИС-151, первый советский грузовик с формулой 6×6, выпущенный вскоре после войны. Забегая вперёд скажу, что это оказался ЗИЛ-157 (спасибо знатокам-подписчикам). Но статью о ЗиСе я менять не стала. Эти машины стали настоящей опорой армии. На их базе устанавливали реактивные системы залпового огня, которые в народе называли «Катюша». Они участвовали в учениях, перевозили солдат и грузы по самым труднопроходимым дорогам, тащили артиллерию и военную технику. Но работа ЗИС-151 не ограничивалась армией. После списания из войск они отправлялись в народное хозяйство: в колхозы, на стройки и лесозаготовки. Там они десятилетиями возили тяжёлые грузы, доказывая, что сделаны «на совесть». Сегодня такой грузовик можно увидеть редко. Но даже ржавый и обветшалый, он выглядит мощно и вызывает ува

Недавно я посетила одну из далёких деревень в горах Лорийской области Армении — Дзорагюх. И там, среди сельских домов, случайно увидела этот грузовик. Старинный, ржавый, но всё ещё внушительный.

Перед вами — ЗИС-151, первый советский грузовик с формулой 6×6, выпущенный вскоре после войны. Забегая вперёд скажу, что это оказался ЗИЛ-157 (спасибо знатокам-подписчикам). Но статью о ЗиСе я менять не стала.

Эти машины стали настоящей опорой армии. На их базе устанавливали реактивные системы залпового огня, которые в народе называли «Катюша». Они участвовали в учениях, перевозили солдат и грузы по самым труднопроходимым дорогам, тащили артиллерию и военную технику.

-2

Но работа ЗИС-151 не ограничивалась армией. После списания из войск они отправлялись в народное хозяйство: в колхозы, на стройки и лесозаготовки. Там они десятилетиями возили тяжёлые грузы, доказывая, что сделаны «на совесть».

-3

Сегодня такой грузовик можно увидеть редко. Но даже ржавый и обветшалый, он выглядит мощно и вызывает уважение. Перед нами символ эпохи, когда техника служила десятилетиями и оставляла за собой легенду.

Интересно, что конструкция ЗИС-151 во многом восходила к американским военным грузовикам Studebaker, полученным по ленд-лизу. Именно они помогли СССР в годы войны, а позже послужили образцом для создания отечественной тяжёлой техники.

5 любопытных фактов о ЗИС-151

  1. Первый серийный советский грузовик с формулой 6×6.
  2. Масса пустого автомобиля — около 5,6 тонн без груза, при этом он брал на борт 4 тонны груза. В предыдущей версии была неточность — спасибо внимательному читателю.
  3. Максимальная скорость — 60 км/ч, но главная сила была в проходимости.
  4. Служил базой для ракетных установок БМ-13 и БМ-14.
  5. Выпускался всего 8 лет (1948–1956), после чего его сменил более известный ЗИЛ-157.

А вы когда-нибудь встречали в горах или деревнях такие забытые машины-легенды?

Часто ЗиС-151 путают с ЗиЛ-157. И действительно, они очень похожи внешне: оба трёхосные, с характерной массивной кабиной. Но есть одно важное отличие:
  • У ЗиС-151 задние колёса всегда сдвоенные (по две шины с каждой стороны).
  • У ЗиЛ-157 — одинарные широкие колёса, плюс система централизованной подкачки прямо из кабины.

На моём фото не видно сдвоенных колёс. А это значит — перед нами не ЗиС-151, а легендарный ЗиЛ.

#Армения #ЛорийскаяОбласть #Дзорагюх #ЗИС151 #СоветскаяТехника #ИсторияСССР #Катюша #ЛендЛиз #ЗИЛ157 #Путешествия