Вокруг обновления самолетного парка литовской армии разыгрались нешуточные страсти. "Патриоты" выступают категорически против покупки бразильских Embraer C–390 Millenium. Мол, негоже государству НАТО поддерживать своими деньгами члена БРИКС
Военно-воздушные силы (ВВС) Литвы – подразделение очень условное. У литовской армии нет ни истребителей, ни бомбардировщиков, ни штурмовиков, ни каких-либо других самолетов боевого применения. Несколько вертолетов и учебных самолетов да три стареньких военно-транспортных Spartan, которые были куплены у Италии в далеком 2006 году. С тех пор они не раз ломались в самый неподходящий момент.
К примеру, в 2018 году литовская делегация во главе с президентом Далей Грибаускайте из-за неожиданной технической неисправности Spartan не смогла вылететь в Ригу для участия в мероприятиях по случаю столетия независимости Латвии. А совсем недавно, в июне этого года, из-за очередной неполадки Spartan не смог эвакуировать граждан Литвы из Израиля во время 12-дневного конфликта с Ираном. Литовскому правительству пришлось упрашивать частную компанию организовать чартерный рейс. И это — только несколько примеров того, что эти самолеты не могут выполнять свои функции в новых условиях. Достаточно сказать, что вся электроника и навигационное оборудование глубоко устарели. Перед Литвой встал серьезный вопрос: полностью модернизировать самолеты или отправить в утиль.
"На модернизацию Spartan было предусмотрено 135 миллионов евро. <...> Даже если бы мы инвестировали в обновление определенной техники, самолеты все равно не были бы новыми и современными, что необходимо военным", — обрисовала печальную ситуацию замминистра обороны Лорета Маскалeвене.
В итоге Вильнюс решил купить относительно новые Embraer C–390 Millenium. Контракт на 40 самолетов будут подписывать нидерландцы, а три самолета передадут Литве. За них Литва готовится заплатить около 700 миллионов евро с рассрочкой на десять лет.
Против этих планов правительства категорически выступил страстный поклонник беспилотников, экс-министр обороны в бывшем правительстве консерваторов-либералов Лауринас Касчюнас.
"Сомневаюсь, что это приоритет. Это логистические, небоевые самолеты", — заявил Касчюнас.
Его поддержал и глава парламентского комитета по нацбезопасности и обороне (КНБО) Гедримас Еглинскас.
"Каждая покупка должна усиливать нашу способность сдерживать противника. Это касается ПВО, формирования дивизии, поддержки союзников, размещённых в Литве, и других элементов <…> Действительно ли это наилучшее использование средств сейчас? Или, может быть, нам все еще срочно нужна ПВО и технологическое переоснащение армии?" — заявил депутат.
Но главный аргумент против для оппозиции – это страна производитель самолетов Embraer C–390 Millenium. Технику производит Бразилия – член ненавистного литовским националистам объединения БРИКС, в которое помимо Бразилии входят Китай и, о ужас, Россия! Получается, что, покупая эти самолеты, Литва косвенно будет поддерживать "агрессоров и диктаторов", к которым, кстати, "демократы" причисляют и президента Бразилии Луиса Инасиу Лула да Силва.
Однако пока для литовской оппозиции – плохие новости. Сейчас происходит переформатирование исполнительной и законодательной власти, и Еглинскас должен будет сдать портфель главы КНБО. А мнение ныне оппозиционного Лауринаса Касчюнаса правящими социал-демократами вряд ли будет принято. Тем более, что позицию правительства и нового руководства Министерства обороны в лице главы ведомства Довиле Шакалене уже поддержал президент Литвы Гитанас Науседа. Он не видит ничего страшного в том, что самолеты производятся в Бразилии.
"Это не страна [Бразилия], на которую наложены санкции. Заключения военных и экспертных советов были подготовлены основательно, с глубоким пониманием сути вопроса. Поэтому политикам не стоило бы вмешиваться в такие решения и высказываться о том, правильно ли закупаются самолеты", — заявил глава литовского государства.
У Науседы в закупке транспортников вместо истребителей и беспилотников и собственный, шкурный интерес. Еще в первые годы покупки Spartan один из них был переоборудован в президентский борт. С тех пор президент солидного государства – Литвы (!) – летает по миру на "собственном" самолете за счет Министерства обороны. Этим он часто вызывает возмущение у рядовых налогоплательщиков и у особо бдительных "патриотов".
Например, этим летом на Spartan Науседа катал из Вильнюса в Клайпеду и Ниду президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. На нем же Науседа летел в Палангу и на встречу с тогда еще президентом Польши Анджеем Дудой. А буквально на днях Науседа с супругой на военно-транспортном самолете ВВС Литвы слетали в Хельсинки, чтобы в компании с президентом Финляндии понаблюдать за игрой сборной Литвы на чемпионате Европы по баскетболу. Сколько Минобороны Литвы заплатило за полет и стоянку в аэропорту Хельсинки Spartan? Информации нет.
Напрашивается резонный вопрос: кому будет принадлежать один из будущих Embraer C–390 Millenium — Министерству обороны или администрации президента?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.