Многие люди годами ходят на сатсанги, читают духовные книги, ищут встречи с мастерами. Они стремятся к пробуждению, к истине, к тому, что невозможно описать словами. Но, оставаясь отождествлёнными с образом «я — ищущий», они попадают в тонкую ловушку ума.
Ум всегда будет подменять живое переживание схемами, концепциями и ожиданиями. Он будет искажать реальность так, чтобы сохранить саму идею поиска. И тогда поиск превращается в бесконечный путь: завтра ещё одна книга, ещё одна практика, ещё один учитель… а то, что ищется, как будто всегда остаётся впереди.
Можно заметить это на простых примерах:
Человек идёт на встречу с мастером и всё время ждёт «особенных слов». Но из-за ожиданий он не слышит простоты тишины между словами.
Кто-то читает десятки книг в надежде, что в одной из них будет «ключ». Но каждая новая книга лишь подкрепляет мысль: «Я всё ещё не нашёл».
В медитации ум подсказывает: «Вот сейчас должно произойти просветление», и этим самым отталкивает от тишины, которая уже здесь.
Истина раскрывается не тому, кто бежит за ней, а тогда, когда сам «бегущий» растворяется. Когда исчезает потребность «найти», вдруг становится очевидным, что ничего и не терялось. Всё уже есть — прямо здесь, в простоте момента.
И тогда уже нет искателя и нет поиска, есть только чистое присутствие. В нём нет искажений, потому что нет того, кто бы их создавал.