От шахт Шотландии до советских радиостанций
**Озвучено в подкасте на моем ТГ-канале**
Начало
Шотландский Данфермлайн — городок маленький, рабочий, ничего особенного. Шахты, футбольное поле, несколько пабов - вот и все его достопримечательности. Настоящее "англо-саксконское замкадье". Это точно не то место, где можно было ожидать появления рок-группы мирового масштаба. Но именно там, в 1968 году, четверо местных парней собрались в репетиционной и решили: хватит играть чужие хиты, пора сочинять своё. Вот так собственно, и начались Nazareth.
Они начинали с каверов, выступали на разогреве у Deep Purple, катались по клубам, жили в автобусах и дешёвых гостиницах. Но шаг за шагом их звук становился всё плотнее, голос Дэна МакКафферти — всё узнаваемее, и вот уже в начале семидесятых про них говорила вся Британия. Не как про «очередных ребят с электрогитарами», а как про группу, которая может сыграть и тяжёлый драйв, и балладу, и сделать непохоже ни на кого. По-своему.
Первые вершины: 1973–1975
К началу семидесятых Nazareth уже успели отыграть сотни концертов, и их упорство начало приносить свои плоды. В 1973 году они выпустили сразу два альбома — Razamanaz и Loud ’n’ Proud. Оба диска были записаны с участием Роджера Гловера, который выступил в роли продюсера. Его роль трудно переоценить: он помог группе собрать воедино разрозненные идеи и превратить их в цельное, узнаваемое звучание. В студии он работал предельно внимательно: следил за балансом инструментов, подсказывал МакКафферти, где дать голосу больше пространства, и настаивал на том, чтобы гитары звучали жёстче и точнее. Для группы это было первое настоящее знакомство с дисциплиной профессиональной записи.
Результат оказался впечатляющим. Razamanaz стал прорывом: синглы “Broken Down Angel” и “Bad Bad Boy” попали в британский топ-10. Для музыкантов это был момент, когда они перестали быть «группой из Данфермлайна» и впервые почувствовали себя участниками большой рок-сцены.
В том же году вышел Loud ’n’ Proud. На нём звучали и собственные вещи вроде “Go Down Fighting”, и кавер на песню Джони Митчелл “This Flight Tonight”. В оригинале у Митчелл это была камерная акустическая песня, а у Nazareth она превратилась в напряжённый рок-хит, который неожиданно занял первое место в Германии и поднялся на 11-ю строчку в Британии.
В 1974-м группа выпустила Rampant. Он не имел такого коммерческого успеха, как предыдущие два альбома, но показал, что Nazareth не хотят идти по проторённой дорожке. Они экспериментировали, пробовали оркестровки, фолковые ходы, искали новые краски. Репутация «рабочей» рок-группы закрепилась за ними окончательно: не модные, не гламурные, но упорные и честные.
И именно на этом фундаменте они подошли к 1975 году, который стал для них переломным. Альбом Hair of the Dog закрепил их в истории и вывел на международный уровень.
Hair of the Dog и рождение хита
1975 год стал переломным для Nazareth. Вышел альбом Hair of the Dog — пластинка, которая принесла группе международную известность. Она разошлась тиражом более двух миллионов копий и до сих пор считается их визитной карточкой.
Главная композиция — “Hair of the Dog”. Мощная с напором, с цепким как колючка риффом, и скандальной строчкой: «Now you’re messin’ with a son of a bitch» (“Теперь ты связываешься с сукиным сыном”). Сейчас это кажется уже смешным, но в середине 70-х спеть такое было очень смелым поступком . Радиостанции спорили, стоит ли её крутить или нет, в некоторых странах телевидение избегало трансляций. В Чили даже на газетных заголовках писали: «Nazareth, váyanse a casa» — «Nazareth, уходите домой». Но как раз эта провокация и создала культ песни: они звучали так, словно ни перед кем не собирались отчитываться.
Но конечно, самым сердцем альбома стала песня “Love Hurts”. Это был кавер, который раньше пели Everly Brothers, в исполнении которых это была аккуратная кантри-баллада, построенная на чистых голосах и светлом настроении. У Nazareth песня обрела иной характер: размерено, с концентрацией и внутренним напряжением, где голос Дэна МакКафферти не просто исполнял, а выводил каждую строчку как жизненную выстраданную ноту. Он не украшал, он проживал.
Именно эта версия “Love Hurts” стала настоящим глобальным прорывом: сингл достиг 8-й позиции в Billboard Hot 100 (США), занял первое место в Канаде и Нидерландах, поразил Норвегию — там песня продержалась рекордные 61 неделю (это больше года!) в чарте, причем 14 из них - на вершине. Премии RIAA: золотой статус в США, платиновый — в Канаде
И конечно же, особого внимания заслуживает гитарное соло, сыгранное Мэни Чарлтоном. Он использовал слайд, вел длинные ноты, и создавал эффект бесконечно звучащего «плача» гитары благодаря тщательно отстроенному фидбэку, Univibe-педали и Echoplex-эхо. В то время это соло звучало уникально, и рождая у многих гитаристов вопрос:" Да как он, черт возьми, это делает?" Это соло стало, вещью в себе, отдельным, отдельным произведением искусства, которое потом долгое время разбирало не одно поколение гитаристов.
Надлом: хождения по мукам
Середина семидесятых принесла Nazareth не только успехи, но и первые удары судьбы. В 1976 году группа вынуждена была покинуть Британию: налоговая ставка для музыкантов доходила до 90 %, и работать дома стало просто невозможно. Для музыкантов это означало жизнь в постоянных переездах, без ощущения опоры под ногами.
Внутри коллектива тоже нарастало напряжение. В восьмидесятых часть участников стремилась двигаться в сторону более лёгкого, радиоформатного рока, ориентированного на американский рынок. Другие хотели сохранить прежний напор. Мэнни Чарлтон, гитарист и продюсер, не принял этот курс. В 1990 году он покинул Nazareth, оставив после себя десятилетия музыки и тот звук, по которому группа становилась мгновенно узнаваемой.
Тяжёлым ударом стала смерть барабанщика Даррелла Свита в 1999 году. Ему было всего 51. Концерт, который должен был начаться в тот вечер, отменили: группа потеряла не просто музыканта, а своего ритмического стержня.
Но самая болезненная история связана с Дэном МакКафферти, который долгие годы страдал от хронической обструктивной болезни лёгких. Он был заядлым курильщиком, и привычка к сигаретам, конечно же, усугубила этот недуг. В интервью он признавался, что пытался бросить, но лёгкие уже восстановить было невозможно. Символично, что эту болезнь он унаследовал от отца — тот тоже страдал от проблем с дыханием.
Болезнь лишала МакКафферти главного — возможности петь. На концерте в Швейцарии он смог исполнить только три песни, после чего силы окончательно покинули его. Он извинился перед залом и ушёл за кулисы. В 2013 году стало ясно: гастрольная жизнь для него закончена. «Я мог бы ещё записываться, — говорил он, — но выйти на сцену на полтора часа уже не в моих силах, я не могу подводить людей».
С этого времени у микрофона в Nazareth оказался Карл Сентанс, бывший вокалист Persian Risk, с которым группа продолжила туры и записывала новые альбомы.
А 2022 год принёс плохие новости. В июле умер Мэнни Чарлтон, а в ноябре не стало Дэна МакКафферти. Для музыкантов и поклонников во всём мире это была тяжёлая потеря, но сама группа к тому моменту уже жила новой жизнью и продолжала выходить на сцену.
Свет и новые хиты
После громких семидесятых Nazareth не только не ушли в тень, но и продолжили выпускать успешные альбомы. В 1980 году вышел Malice in Wonderland, записанный в Канаде. Продюсировал его Джефф «Скид» Саймондс, и звук получился более «американским». Именно здесь родилась песня “Holiday” — лёгкая, почти гимновая, с простым припевом, который отлично ложился на радиоформат. На той же пластинке звучала “Heart’s Grown Cold”, куда более мрачная и задумчивая вещь, ставшая любимой у части публики, которая ценит в роке не только энергию, но и настроение, вайб.
Два года спустя группа выпустила 2XS (1982). Этот альбом принёс им один из главных европейских хитов — “Dream On”. Баллада с простым, но запоминающимся мотивом особенно хорошо зашла в континентальной Европе: в Германии и Швейцарии песня вошла в чарты, и до сих пор её можно услышать на радиостанциях.
А в конце восьмидесятых Nazareth записали Snakes ’n’ Ladders (1989). И в нём, помимо прочих, прозвучала песня “We Are Animals” — ставшая безумно популярной в СССР и Восточной Европе. Её ставили на советских радиостанциях, о ней писали в журналах, и по воспоминаниям фанатов, клип крутили и на MTV. Для многих именно эта песня стала «входом» в музыку Nazareth в конце перестройки.
Группа активно гастролировала в СССР и СНГ — концерты собирали полные залы. Для русскоязычной аудитории Nazareth были не просто «ещё одной западной группой», а частью того культурного пласта, который символизировал открытие страны для рок-музыки извне.
аже когда пик славы остался позади, группа продолжала записываться. В 2008 году вышел альбом The Newz — его открывала бодрая “Goin’ Loco”, словно напоминание: несмотря на возраст, у них ещё есть порох. А в XXI веке они не остановились — уже с Карлом Сентансом на вокале выпустили Tattooed on My Brain (2018) и Surviving the Law (2022), сохранив верность имени Nazareth.
Наследие: влияние, стойкость, культурный след
Nazareth редко ставят в один ряд с Led Zeppelin или Black Sabbath, но их влияние оказалось куда глубже, чем принято считать. В конце 80-х Мэнни Чарлтон работал над демо-записями тогда молодой еще группы Guns N’ Roses, помогая им в студии ещё до выхода их Appetite for Destruction. Slash признавался, что голос МакКафферти стал для него ориентиром: «Когда я услышал его в “Love Hurts”, понял, что так может звучать настоящий рок-вокал».
Metallica и Megadeth тоже называли Nazareth среди групп, которые формировали их вкус в 70-е. Для подростков в США и Европе эти шотландцы стали частью рок-картины того времени — узнаваемыми, честными и без лишнего лоска.
Что у назаретовцев не отнять, так это их несгибаемый стержень, стойкость и умение держать удар. За более чем полвека они выпустили 25 студийных альбомов. Басист Пит Агню, которому сегодня уже за 75, продолжает выходить на сцену. В интервью он говорил просто: «Лучше умереть на сцене, чем уйти на пенсию». И, думается, что для него это не поза, а естественное продолжение жизни.
Песни Nazareth давно вышли за рамки альбомов и туров. “Love Hurts” звучала в фильме Под кайфом и в смятении (Dazed and Confused, 1993, режиссёр Ричард Линклейтер). В Норвегии эта же песня стала почти народной: рекорд по времени нахождения в чартах держится до сих пор.
Сегодня, когда многие их ровесники давно завершили карьеру, Nazareth продолжают существовать. Пусть в изменённом составе и с другим вокалом, но сама история коллектива показывает: рок может быть не только коротким бунтом молодости, но и долгим путём, где хватает и взлётов, и потерь, если есть одно - верность музыке.
❓ А вы какую песню Nazareth считаете главной — “Love Hurts” или “We Are Animals”?
Обнял,
АК
Кстати, на моем ТГ канале я выпускаю аудиоподкасты, - смотрите в профиле.