Как должен трудиться человек, рассказал протоиерей Димитрий Смирнов.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Как у нас люди трудятся? Сидят, болтают один час, два, три... Работа простаивает. Дел, в действительности, невпроворот. Но есть желание ничего не делать. Как кошка, только вообще по минимуму.
Кошка ходит вокруг ног хозяина, просит есть, мяукает... Если не дают, только тогда пойдёт искать мышь или птичку какую-нибудь. И каждое её движение выверено. Чуть что — сразу к батарее пристраивается. Чтобы было тепло. Чтобы свою энергию не тратить.
Но человеку надобно по-другому жить. Его призвание состоит абсолютно в другом. Именно поэтому мы животных называем братьями меньшими. Что с них взять? Они ничего создавать не могут. А человеку для созидания вся земля дана.
Но он всё время стремится к покою. Стремится к расслаблению. Стремится следовать по пути наименьшего сопротивления. Чтобы не утруждаться. Может, конечно, сделать что-то не очень существенное, чтобы хоть как-то оправдать себя. Чтобы совесть его не беспокоила.
Кстати, о совести. Нужно ведь и с ней как-то договориться. Чтобы делать дела по минимуму, и чтобы она тебя не сильно беспокоила. Я договорился, и мне пообещали подвезти раствор через неделю. А сам сижу и жду. Раствора же нет.
А, кроме того, чтобы раствор ждать, никаких больше дел нет? Почему обязательно надо сидеть и ждать. Или курить. Вроде как делом занимаешься. На самом деле, нет никакого дела. Движения нет.
То же самое у нас происходит с молитвой. Время идёт, а мы всё время на завтра откладываем. И вся наша жизнь состоит из откладывания. И кого мы обманываем при этом?
А спасение всегда рядом. Спасение — во Христе. И, оказывается, любой самый немощный больной может быть спасён вмиг, если только у него есть вера. И ещё очень важно иметь желание. Без него невозможно восстать.
Господь говорит:
«Возьми постель свою и ходи».
Для чего нужно брать постель? Чтобы потрудиться немножко. Чтобы было движение. Потому что цель заключается не в том, что из этого какой-то результат выйдет, а — в том, чтобы потрудиться.
Преподобный Серафим Саровский для собственного утомления придумал для себя такое упражнение: из одного угла своей кельи в другой перекладывал поленья. С точки зрения современного рационального человека, абсолютно бессмысленное занятие.
А он таким образом понуждал себя к труду. Потому что в остальных делах у него был полный порядок. Хозяйство имел небольшое. От огорода он к тому времени уже отказался. И поэтому время у него высвобождалось.
Хотя, конечно, он уставал и от молитвы, и от чтения Священного Писания, и от изучения произведений святых отцов. И вот, чтобы потрудиться, он ежедневно поленницу перекладывал.
А мы часами напролёт можем говорить без умолку, телевизор смотреть, куда-то бесконечно ездить, где-то бывать... А потом смотрим на часы: уже спать пора. А что ты сделал для Царствия Небесного? Ничего.
А ведь первая заповедь Христа звучала так:
«В поте лица твоего будешь есть хлеб свой».
Это одно из условий для достижения жизни вечной. Надо потеть, надо трудиться, надо Господа просить, чтобы восставил. То есть восстановил.
А жить как кошка — это намного проще. Не надо делать ничего лишнего, можно всё время быть на расслабоне, не проявлять инициативу, не нести никакой ответственности...
В таком случае никого потом не вините: ни правительство, ни начальника, ни жену, ни детей своих неудачливых...
Если ты расслаблен, то обратись к Богу и попроси, чтобы Он тебя восстановил и направил. Ведь Он того же самого хочет.
Потому что Он нуждается в таких восставших, которые способны хоть какое-то маломальское дело делать. Хоть какую-то пользу приносить обществу.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.