Найти в Дзене

Фанские горы. Часть 6-я. Бухара. Часть 3-я. Мечеть Калян. Окончание. Медресе Кукельдаш. Начало

Предыдущая часть: 10 августа.
Мы зашли в мечеть Калян
Дублирую фото из предыдущего поста, но не написала о красавце минарете. Минарет был построен в 1127 году, когда Бухара входила в состав государства Караханидов по инициативе Арслан-хан Мухаммада - правителя из династии Караханидов. Его имя как высечено на одном из поясов минарета.
Архитектором минарета был мастер Бако. Позже архитектор был похоронен в 45 метрах от самого минарета. Мастер Бако завещал так себя похоронить, чтобы минарет, если упадет, упадет ему на голову. По легенде, мастер-строитель заложил фундамент минарета из алебастра и верблюжьего молока и исчез.  Вернулся только через два года, когда фундамент стал прочным, и тогда приступил к кирпичной кладке. В своё время минарет выполнял несколько функций. Он одновременно был и наблюдательной башней, и использовался для азана (призыва мусульман на молитву ) в мечеть Калян , расположенную рядом с минаретом. А также использовался для созыва населения близлежащей местности д

Предыдущая часть:

10 августа.

Мы зашли в мечеть Калян

Дублирую фото из предыдущего поста, но не написала о красавце минарете.

Минарет был построен в 1127 году, когда Бухара входила в состав государства Караханидов по инициативе Арслан-хан Мухаммада - правителя из династии Караханидов. Его имя как высечено на одном из поясов минарета.
Архитектором минарета был мастер Бако. Позже архитектор был похоронен в 45 метрах от самого минарета. Мастер Бако завещал так себя похоронить, чтобы минарет, если упадет, упадет ему на голову. По легенде, мастер-строитель заложил фундамент минарета из алебастра и верблюжьего молока и исчез.  Вернулся только через два года, когда фундамент стал прочным, и тогда приступил к кирпичной кладке.

В своё время минарет выполнял несколько функций. Он одновременно был и наблюдательной башней, и использовался для азана (призыва мусульман на молитву ) в мечеть Калян , расположенную рядом с минаретом. А также использовался для созыва населения близлежащей местности для чтения указов правителей.

В 1220 году Бухару захватил Чингисхан. Он разрушил город, но эта башня произвела на него такое впечатление, что он приказал сохранить её.

Она также известна как Башня Смерти, так как преступников казнили, сбрасывая их с неё.

Фицрой Маклин тайно посетил Бухару в 1938 году и написал в своих мемуарах «Восточные подходы» : «В течение столетий до 1870 года, а затем снова в смутные годы между 1917 и 1920 , людей казнили, сбрасывая вниз с изящно украшенной галереи».

Минарет (и не только) пострадал во врмея бомбежки во время советской операции в 1920 году

-2

Мечеть Калян

По археологическим исследованиям, под ныне существующей мечетью находятся остатки ещё двух. Нижняя из них является постройкой Арслан-хана (1102—1130). Арсланхановская мечеть имела те же габариты, что и ныне существующее здание. Это была самая большая мечеть Мавераннахра до постройки мечети Биби-Ханым в Самарканде в 1399—1404 годах. Вторая мечеть, первой четверти — середины XIV века, была того же типа, но целиком кирпичная.

Третье, существующее сейчас, здание мечети была выстроена при Темуридах, как полагают, во время правления Мирзо Улугбека (1409—1449).

-3

На территории мечети мы внезапно обзавелись гидом. /Юля с Антоном обсуждали мечеть, как ним подошел человек, сказал, что он историк и можем немного рассказать о мечети.

Михраб - в той стороне находится Мекка.
Минбар, то есть возвышение, с которого имам (руководитель молитвы) обращается к прихожанам, находится справа от михраба.

-4
-5
-6

Двор обрамляет крытая галерея - она необходима, когда тысячи молящихся приходят на пятничную молитву. Чтобы вместить всех желающих

-7
-8

Арки венчают такие купола.

-9

Часть галерей огорожена - реставрация? Спасибо высокому Антону, он сфотографировал галерею над ограждением.

-10
-11

Но мы идём дальше.
Галереи торговые

То́ки Тельпакфурушо́н  — традиционный крытый базар в историческом центре Бухары. Построен в XVI веке, а точнее в 1570-1571 годах, во время формального правления Искандер-хана из узбекской династии Шейбанидов. Фактическим правителем Бухарского ханства в то время являлся его сын — Абдулла-хан II.

Название То́ки Тельпакфурушо́н происходит от персидского и таджикского языков, и переводится как Ку́пол торговцев головными уборами (Тельпа́к — традиционный массивный головной убор из овечьей шерсти), так как в некоторые периоды в нем располагалось большое количество магазинов и лавок головных уборов, где продавались различные виды мужских и женских тюбетеек, массивные шерстяные головные уборы, шапки и папахи, и тому подобные вещи. Ранее данный крытый базар также был известен под названиями Токи Китобфурушо́н (Купол продавцов книг), Токи Чорсухи Оханин (Купол железных принадлежностей), Токи Ходжа Мухаммад Паррон (Купол Ходжа Мухаммада Паррона). Вокруг здания крытого базара были построены склады, караван-сараи, гостиницы, лавки торговцев.

-12
-13

Мечеть Магоки-Аттари — памятник средневековой архитектуры; колонно-купольная мечеть XII—XVI веков в историческом центре Бухары (Узбекистан). Находится на более чем 4,5 метров ниже уровня земли, интересна своим резным декором.

Древнейшая из сохранившихся до наших дней памятников Бухары.

-14

Фото из инета

-15

Ханака Надир-Диван-Беги (узб. Nodir Dеvonbegi хоnaqohi) — ханака в Бухаре, построенная узбекским сановником, дядей Имамкули-хана Надиром Диван–беги в 1619—1620 гг.

Нодир Девонбеги Ханака была построена в 1620 году одновременно с прудом . Ханака в первую очередь служила местом проживания для дервишей, с площадью Ляби-хауз, расположенной поблизости, пруд на которой был вырыт в 1620 году. Ханака представляет собой многоэтажное здание с двумя большими башнями, похожими на минареты, образующими ее вход. На ее крыше находится 28 маленьких куполов. Центральный зал Ханаки Нодир Девонбеги имеет двери с трех сторон и михран (молитвенный нишу) с западной стороны. Углы Ханаки имеют камеры. В течение определенного периода Ханака служила медресе и местом для главы и мечети для тех, кто приходил из отдаленных регионов

-16
-17

Тот пруд - ровесник Ханака. Про фонтан не уверена

-18

Зашли в Ханаку. Там мини-музей. Особо меня не впечатлил, но красота внутри есть

-19
-20
-21

У фонтана обитает Хаджа Насреддин

-22

Как не сфотографироваться с таким мужчиной?

-23

Около Хаджи мы рассредоточились. У нас оставалось уже не так много времени до поезда. Кто-то уже устал и никуда не хотел, кто-то в магазин, кто-то ещё не насмотрелся достопримечательностей. Я отношусь к последнему подвиду - побежала досматривать достопримечательности.

Тут же на площади - напротив Ханаки Надир-Диван-Беги стоит Медресе Нодир-Диван-Беги.
Медресе было построено в 1622—1623 гг. визирем Имамкули-хана узбекским сановником Надиром Диван–беги в качестве караван-сарая, но в дальнейшем было переоборудовано в медресе.

Портал медресе украшают мозаичные изображения ланей и двух птиц симургов, которые смотрят на солнце. Остатки мозаик видны и на боковых фасадах.

Медресе красиво!
Но внутри одни кафе, магазины, такое огромное количество народа, что я как заглянула, так и ушла сразу.

-24

А рядом Медресе Кукельдаш — двухэтажное среднеазиатское медресе, основанное в 1569 году в Бухаре.

Воздвигнуто при узбекском правителе Абдулла-хане II (1557—1598) на средства его молочного брата и близкого сподвижника — Кулбаба кукельдаша.
Ныне является самым крупным медресе в Средней Азии. Это также первое медресе с установленными лоджиями на боковых фасадах.

Медресе самое раннее здание архитектурного ансамбля Ляби-хауз.

-25

В 1533 году Бухара становится вновь на несколько веков главным городом Мавераннахра, средоточием культурных сил и духовным центром мусульман суннитов.

В годы правления Абдулла-хана II (1557—1598) столица была отстроена почти заново: она выросла примерно на одну треть и была обнесена новыми стенами с одиннадцатью воротами; на территории базаров возникли архитектурные ансамбли — своеобразные культово-общественные центры. Основным из донаторов строительства выступал, наряду самим Абдулла-ханом II, и наиболее влиятельный молочный брат хана Кулбаба кукельдаш.

Кулбаба кукельдаш был образованным человеком своего времени, известен как поэт и покровитель искусства.

Бухарское медресе Кулбаба кукельдаша построено в 1568—1569 годах.

По замыслу основателя, его медресе должно было быть самым масштабным в стольном городе — Бухаре.
Для экономии средств и площади вместо поперечных дворовых айванов были устроены рядовые худжры (кельи). Здание традиционно было отделано от улицы невысоким каменным выступом — суфой, выступающим по всей длине фасада, а наружные помещения первого этажа служили для торговли, так как вдоль главного фасада медресе прежде проходила основная крытая торгово-ремесленная магистраль города. В этом медресе впервые обычно глухие боковые фасады были раскрыты наружу арочными лоджиями второго этажа. Это было сделано для того, чтобы оставить открытое место вокруг медресе.

Красота.

-26

Фотосалон

-27

Очень красивые арки ведут во внутренний дворе медресе

-28
-29

На контрасте с медресе Нодир-Диван-Беги тут чарующая тишина и пустота. Спасибо всем тем людям, сгрудившимся во вдоре медресе по-соседству.
Огромное пространство... И когда ещё одна стоишь...

-30

Спонтанный гид-историк, который нам рассказал про Мечеть Калян, упомянул, что на медресе Кукельдаш можно забраться.
Очень хочется, но как?

Может быть, не так его поняла?

-31

Может, вот сюда можно подняться? Не, перекрыто...

-32

Есть музейчик, посвященный писателями. Но и показывалось, как были устроены кельи учебные.
В музейчике никого не было, кроме служительницы. Ну, мне такое нравится - когда одна бродишь...

Один преподаватель имел нескольких учеников и в таких кельях студенты и жили, и занимались.
Прям нынешняя студия - три уровня...

При входе поднимаешься на второй

-33

Второй уровень

-34

Третий

-35

Другая келья.

-36

Садридди́н Айни́ (тадж. Садриддин Айнӣ, настоящее имя Садридди́н Саи́д-Муродзо́да; 15 [27] апреля 1878, Бухарский эмират — 15 июля 1954, Сталинабад) — таджикский советский писатель, общественный деятель и учёный, автор трудов по истории и литературе народов Центральный Азии. Основоположник таджикской советской литературы и один из за­чи­на­те­лей узбекской советской литературы.

В 1890 году, когда ему исполнилось 12 лет, от эпидемии холеры умерли его родители. Садриддина взял к себе старший брат, который жил в Бухаре. Там юный Айни поступил в знаменитое бухарское медресе Кукельдаш.

Учась в медресе, Айни одновременно работал дворником, поваром. Был близко знаком с видными бухарскими интеллектуалами, среди которых были Садр Зия, Дамулла Икрам и др. Садриддин Айни был участником движения просветителей — джадидов.

Важный момент в его жизни — общение с рабочими хлопкоочистительного завода на станции Кызыл-Тепе, где он работал с сентября 1915 по апрель 1916 года. Именно там нашёл он героев своих первых повестей, изданных много лет спустя.

В апреле 1917 года перед резиденцией эмира в Бухаре состоялось выступление крайне реакционных сил эмирата, главным образом представителей духовенства. Айни отказался участвовать в этой демонстрации верноподданнических чувств. За это его схватили дома озверевшие фанатики и подвергли публичному наказанию: он получил 75 ударов палками. Истерзанного Айни бросили в мрачное подземелье — тюрьму Обхону. Он разделил бы тяжелую участь многих своих сограждан, если бы вскоре не подоспели на выручку большевики, которых Совет рабочих и солдатских депутатов г. Кагана послал на помощь жертвам эмирского террора. На площади перед тюрьмой возник стихийный митинг. Вот тогда-то Айни впервые и встал под красное знамя революции.

-37

Тут я слышу, что какой-то новый посетитель забрёл. И голос какой-то знакомый... Ну, конечно, Оля!! Кто ещё тут будет бродить по забытому медресе, когда вся тусня в медресе соседнем.
Когда мы уже вдвоём выходили из музейчика, служительница вдруг указала на маленькую лесенку за стендом у входа. Мол, можете ещё подняться на верхнюю галерею. Там ничего интересного, но если хотите...
КОНЕЧНО, ХОТИМ!!! И рванули наверх! Нам же только дай полазить. И так прав был гид с Мечети Калян - то, как мы бродили по второму этажу медресе Кукельдаш (и не только) - это главный восторг у меня от всего посещения Бухары.
Ступени - дерево также участвует.

-38

Медресе и мы, и больше никого...

-39

Можно лазить по этим лестницам и коридорам.

-40

Увы, всё разваливается, но видна шикарная архитектура.

-41

Можно выйти на те боковые лоджии наружные. Красиво оформлены "окна" - чтобы солнце не палило

-42

Да, если бы не магазинчике на входе во двор и музей писателей, можно было бы подумать, что бродим по заброшке...

-43

Множество ходов, лесенок.. Восторг!

-44

Какое же медресе огромное.

-45
-46

Редко мне хочется себяшечки, но тут я была в полном восторге от места.

-47

Продолжение рассказа следует: