Предыдущая часть:
10 августа
Продолжаем гулять по крепости Арк в Бухаре.
Там много мини-музейчиков. Вот во дворике очередной
Весы
Паранджу в Бухаре носили до 1930-х годов прошлого века.
Сетку на лицо - чачвон - делали из чёрной конской гривы.
Очаровал манекен. Явно женский доработали. Напоминает маски в приложениях а-ля в запрещенограме.
Но вышивка золотом - да.
"Соч-попук" - кисточки волос, "Соч-бог" - пучок волос, представляло два-четыре длинных, иногда спускающихся до колен, толстых черных шнура из хлопчатобумажных, шёлковых или шерстяных нитей, которые прикреплялись к косам. Они имитировали волосы, удлинняя их. "Туф" - накосное украшение, обычно состояло из нескольких десятков шнуров, сверху пришитых к тесёмке, которую прикрепляли к множеству тонких косичек. Концы шнуров завершались подвесками из одного-трёх ярусов серебряных позолоченных конусовидных трубочек или куполков с шариками из канители. Более простые туф завершали только такими шариками из мишуры. В более богатые включали жемчужины, кораллы, шарики получали серебряные четырёхлепестковые венчики, составленные из дисковидных спиралей
Бухарские пояса из серебра были уникальными ювелирными изделиями. Но они выполняли и охранную функцию - по древним поверьям серебро нейтрализовало яд, отгоняло злых духов и сохраняло чистоту.
Разработка плана по захвату города
И да - вид на Бухару тут впечатляющий
Мечеть-хонако Искандер-хома, 2-я половина XVI в. реконструкция XIX века.
Хонако (ханака) - суфийская обитель. Изначально ханаки были скромными приютами дервишей, но затем превратились в целые комплексы, детально продуманные и богато украшенные. Ханаки играли большую социальную роль, выполняя функции мест общественных и политических собраний; школ; гостиниц и постоялых дворов; больниц; благотворительных центров и т. д..
В ханаке обязательно находилась мечеть, мог находиться мавзолей (мазар) и библиотека. Процедура поселения и выхода из ханаки была предельно упрощена, из-за чего ханаку иногда сравнивают с гостиницей. Некоторые ханаки существовали благодаря нерегулярным дарам и пожертвованиям (футух), тогда как другие получали регулярную помощь
Ой, а чего это они фотографируют?
Да, тут можно посмотреть, как хонако выглядела раньше
Остатки бани Урда (дворцовой) XVI век
Коронационный двор XVII век
Ещё одно помещение
Очаровала рыбка. Или кто это
Котёл сакский. Бронза. IV - II век до н.э.
Плеть богатыря Рустама XIX век. Но плёточкой явно кто-то уже посовременней пользовался
Одежда дервиша. Конец XIX - начало XX вв.
Сосуд для набора воды, для сбора милостыни, посох дервиша, фото дервиша
Панджа - металлическая пятерня, XIX век.
Панджа (- медное или железное навершие тугов, устанавливаемых на мазарах «святых» (могилах).
Забавные статуэтки. Но так и не нашла, что это
Тульский самовар.
Россия. 1810 г.
Приспособление для чалмы. Серебро. Россия. Нач. XX века
Ружьё. Великобритания. XIX век
Минимализм
Много сосудов для воды.
Клетка для перепелов
Нач. XX века
Но пора идти дальше. Стены крепости!
Рядом есть Тюрьма Зиндан. Мы до неё не добрались.
Фото и информация из инета
https://kstrip.ru/nashi-priklyucheniya/uzbekistan/bukhara/krepost-ark-i-ehmirskaya-tyurma-zindan-v-bukhare/
С персидского языка слово «зиндан» переводится как «тюрьма» или «темница». А если быть точнее — то яма для содержания заключённых. Тюрьма Зиндан была построена в 18 веке. В ней несколько долговых камер, карцер и подземная темница (или четвертая камера), которая выложена из жжёного кирпича. Диаметр темницы — 5 метров, глубина — 6,5 метров. Эта камера известна как канахона. Людей туда спускали и поднимали при помощи верёвки.
В тюрьме могло содержаться всего 40 заключённых. Этот факт говорит о низкой преступности в Древней Бухаре. В принципе, и сейчас она не сильно увеличилась. В основном в тюрьме томились должники и ослушники религиозных предписаний.
А мы подходим к мечети Калян
Напротив располагается Медресе Мири Араб.
Медресе Мири Араб предположительно было построено шейхом тариката Накшбандия Сайидом Абдуллой аль-Йамани Хадрамаути, духовным наставником узбекского правителя Бухары Убайдулла-хана[2] и идейным вдохновителем борьбы народов Мавераннахра против государства Кызылбашей.
Точная дата начала строительства медресе на сегодняшний день является спорной. Долгое время в историографии советского периода господствовала версия, основанная на выводах известных археологов и учёных-востоковедов М. Е. Массона и Г. А. Пугаченковой, согласно которой строительство здания было осуществлено в период с 1530 по 1535/1536 годы. Однако последние изыскания в этой области сдвигают дату начала строительства почти на два десятилетия ранее этого срока. В настоящее время известно, что медресе Мири Араб было построено в ознаменование победы армии шейбанидов над войсками сефевидского шаха Исмаила I в битве при Гиждуване, одержанной в 1512 году. Также известно, что заключительные строительные работы были произведены на деньги Убайдулла-хана, полученные им от продажи в рабство 3000 пленных иранцев[3], а последние крупные столкновения шейбанидов с Ираном произошли в первой половине 1520-х годов. Шейх Абдулла Йамани, умерший в 1526 году[4], перед смертью завещал похоронить себя на территории построенного им медресе, что также свидетельствует о том, что к этому времени строительство было практически завершено. Вероятно, что в 1530—1535/1536 годах здание медресе было существенно перестроено. Своё современное название «Мири Араб» (имущество Араба) медресе получило уже после смерти его основателя.
Медресе действующее - это не музей, на территорию не зайдёшь, Ну, и там ещё и реставрация очевидно
Слева Медресе Мири Араб, а справа мечеть Калян.
Мечеть Калян (узб. — «Большая мечеть») — главная пятничная мечеть Бухары. Вторая крупная, после Биби-Ханым (Самарканд), из сохранившихся в Центральной Азии джума-мечетей. Вмещает одновременно до 12000 человек.
Зашли. О мечети в следующей части. Пока просто красивое дерево на её территории.
Прервусь.
Продолжение следует