Найти в Дзене

Фанские горы. Часть 5-я. Бухара. Часть 2-я. Крепость Арк. Окончание. Мечеть Калян. Начало

Предыдущая часть: 10 августа
Продолжаем гулять по крепости Арк в Бухаре.
Там много мини-музейчиков. Вот во дворике очередной Весы Паранджу в Бухаре  носили до 1930-х годов прошлого века.
Сетку на лицо - чачвон - делали из чёрной конской гривы. Очаровал манекен. Явно женский доработали. Напоминает маски в приложениях а-ля в запрещенограме.
Но вышивка золотом - да. "Соч-попук" - кисточки волос, "Соч-бог" - пучок волос, представляло два-четыре длинных, иногда спускающихся до колен, толстых черных шнура из хлопчатобумажных, шёлковых или шерстяных нитей, которые прикреплялись к косам. Они имитировали волосы, удлинняя их. "Туф" - накосное украшение, обычно состояло из нескольких десятков шнуров, сверху пришитых к тесёмке, которую прикрепляли к множеству тонких косичек. Концы шнуров завершались подвесками из одного-трёх ярусов серебряных позолоченных конусовидных трубочек или куполков с шариками из канители. Более простые туф завершали только такими шариками из мишуры. В более богатые включ

Предыдущая часть:

10 августа

Продолжаем гулять по крепости Арк в Бухаре.
Там много мини-музейчиков. Вот во дворике очередной

Весы

-2

Паранджу в Бухаре  носили до 1930-х годов прошлого века.
Сетку на лицо - чачвон - делали из чёрной конской гривы.

-3

Очаровал манекен. Явно женский доработали. Напоминает маски в приложениях а-ля в запрещенограме.
Но вышивка золотом - да.

-4

"Соч-попук" - кисточки волос, "Соч-бог" - пучок волос, представляло два-четыре длинных, иногда спускающихся до колен, толстых черных шнура из хлопчатобумажных, шёлковых или шерстяных нитей, которые прикреплялись к косам. Они имитировали волосы, удлинняя их. "Туф" - накосное украшение, обычно состояло из нескольких десятков шнуров, сверху пришитых к тесёмке, которую прикрепляли к множеству тонких косичек. Концы шнуров завершались подвесками из одного-трёх ярусов серебряных позолоченных конусовидных трубочек или куполков с шариками из канители. Более простые туф завершали только такими шариками из мишуры. В более богатые включали жемчужины, кораллы, шарики получали серебряные четырёхлепестковые венчики, составленные из дисковидных спиралей

-5

Бухарские пояса из серебра были уникальными ювелирными изделиями. Но они выполняли и охранную функцию - по древним поверьям серебро нейтрализовало яд, отгоняло злых духов и сохраняло чистоту.

-6
-7
-8

Разработка плана по захвату города

-9

И да - вид на Бухару тут впечатляющий

-10
-11

Мечеть-хонако Искандер-хома, 2-я половина XVI в. реконструкция XIX века.

Хонако (ханака) - суфийская обитель. Изначально ханаки были скромными приютами дервишей, но затем превратились в целые комплексы, детально продуманные и богато украшенные. Ханаки играли большую социальную роль, выполняя функции мест общественных и политических собраний; школ; гостиниц и постоялых дворов; больниц; благотворительных центров и т. д..

В ханаке обязательно находилась мечеть, мог находиться мавзолей (мазар) и библиотека. Процедура поселения и выхода из ханаки была предельно упрощена, из-за чего ханаку иногда сравнивают с гостиницей. Некоторые ханаки существовали благодаря нерегулярным дарам и пожертвованиям (футух), тогда как другие получали регулярную помощь

-12
-13
-14

Ой, а чего это они фотографируют?

-15

Да, тут можно посмотреть, как хонако выглядела раньше

-16

Остатки бани Урда (дворцовой) XVI век

-17
-18

Коронационный двор XVII век

-19

Ещё одно помещение

-20

Очаровала рыбка. Или кто это

-21

Котёл сакский. Бронза. IV - II век до н.э.

-22

Плеть богатыря Рустама XIX век. Но плёточкой явно кто-то уже посовременней пользовался

-23

Одежда дервиша. Конец XIX - начало XX вв.

-24

Сосуд для набора воды, для сбора милостыни, посох дервиша, фото дервиша

-25

Панджа - металлическая пятерня, XIX век.
Панджа (-  медное или железное навершие тугов, устанавливаемых на мазарах «святых» (могилах).

-26

Забавные статуэтки. Но так и не нашла, что это

-27

Тульский самовар.
Россия. 1810 г.

-28
-29

Приспособление для чалмы. Серебро. Россия. Нач. XX века

-30

Ружьё. Великобритания. XIX век
Минимализм

-31

Много сосудов для воды.

-32

Клетка для перепелов
Нач. XX века

-33

Но пора идти дальше. Стены крепости!

-34

Рядом есть Тюрьма Зиндан. Мы до неё не добрались.
Фото и информация из инета
https://kstrip.ru/nashi-priklyucheniya/uzbekistan/bukhara/krepost-ark-i-ehmirskaya-tyurma-zindan-v-bukhare/

-35

С персидского языка слово «зиндан» переводится как «тюрьма» или «темница». А если быть точнее — то яма для содержания заключённых. Тюрьма Зиндан была построена в 18 веке. В ней несколько долговых камер, карцер и подземная темница (или четвертая камера), которая выложена из жжёного кирпича. Диаметр темницы — 5 метров, глубина — 6,5 метров. Эта камера известна как канахона. Людей туда спускали и поднимали при помощи верёвки.

-36

В тюрьме могло содержаться всего 40 заключённых. Этот факт говорит о низкой преступности в Древней Бухаре. В принципе, и сейчас она не сильно увеличилась. В основном в тюрьме томились должники и ослушники религиозных предписаний.

-37

А мы подходим к мечети Калян

-38

Напротив располагается Медресе Мири Араб.

Медресе Мири Араб предположительно было построено шейхом тариката Накшбандия Сайидом Абдуллой аль-Йамани Хадрамаути, духовным наставником узбекского правителя Бухары Убайдулла-хана[2] и идейным вдохновителем борьбы народов Мавераннахра против государства Кызылбашей.

Точная дата начала строительства медресе на сегодняшний день является спорной. Долгое время в историографии советского периода господствовала версия, основанная на выводах известных археологов и учёных-востоковедов М. Е. Массона и Г. А. Пугаченковой, согласно которой строительство здания было осуществлено в период с 1530 по 1535/1536 годы. Однако последние изыскания в этой области сдвигают дату начала строительства почти на два десятилетия ранее этого срока. В настоящее время известно, что медресе Мири Араб было построено в ознаменование победы армии шейбанидов над войсками сефевидского шаха Исмаила I в битве при Гиждуване, одержанной в 1512 году. Также известно, что заключительные строительные работы были произведены на деньги Убайдулла-хана, полученные им от продажи в рабство 3000 пленных иранцев[3], а последние крупные столкновения шейбанидов с Ираном произошли в первой половине 1520-х годов. Шейх Абдулла Йамани, умерший в 1526 году[4], перед смертью завещал похоронить себя на территории построенного им медресе, что также свидетельствует о том, что к этому времени строительство было практически завершено. Вероятно, что в 1530—1535/1536 годах здание медресе было существенно перестроено. Своё современное название «Мири Араб» (имущество Араба) медресе получило уже после смерти его основателя.

Медресе действующее - это не музей, на территорию не зайдёшь, Ну, и там ещё и реставрация очевидно

-39

Слева Медресе Мири Араб, а справа мечеть Калян.

-40

Мечеть Калян (узб. — «Большая мечеть») — главная пятничная мечеть Бухары. Вторая крупная, после Биби-Ханым (Самарканд), из сохранившихся в Центральной Азии джума-мечетей. Вмещает одновременно до 12000 человек.

-41

Зашли. О мечети в следующей части. Пока просто красивое дерево на её территории.

-42

Прервусь.
Продолжение следует