Знаменитый шлягер Михаила Шуфутинского «Третье сентября» ежегодно слушают миллионы россиян. Старинный хит стал популярен даже у зумеров. Почему такая «классика» не стареет и в чем феномен этого трека, узнавала Общественная служба новостей.
По словам музыкального продюсера Виктора Дробыша, массовая популярность редко рождается из усложненной структуры. А композиция Шуфутинского простая, запоминающаяся и позволяет песне быстро войти в жизнь людей.
«Повторяемость припева создает эффект рефрена, который люди хранят в памяти и охотно поют. Более того, голос Шуфутинского обладает узнаваемой тембральной окраской и интонационной манерой, которая придает тексту эмоциональную достоверность. Плюс в этой песне есть некий эффект ритуализации», — подметил Дробыш.
Он обратил внимание на то, что песни, связанные с датой или событием, легче становятся культурными маркерами. А песня «Третье сентября» уже давно обрела свои день‑время в массовой культуре.
«Кто не шутит о 3 сентября песней Шуфутинского? Сегодня это песня-мем, что только усиливает присутствие композиции в общественном поле», — сказал Дробыш.
Он также отметил, что сейчас, особенно благодаря соцсетям, еще активнее разгоняются хиты. А популяризация шлягера Шуфутинского, как заметил Дробыш, подпитывается еще и Интернет‑культурой: короткие ролики, пародии и мемы превращают песню в вирусный элемент. Чем проще и четче мелодия, тем легче ее пародировать и тиражировать.