Найти в Дзене

Головокружение – это не проблема сосудов.

В своей неврологической практике я ежедневно сталкиваюсь с пациентами, для которых головокружение стало ежедневным мучителем, запирающим их в четырех стенах собственного дома. Их истории часто похожи: бесконечные хождения по врачам, МРТ головного мозга и шейного отдела, УЗДГ сосудов, консультации кардиологов и лоров. Результаты либо идеальны, либо выявляют минимальные, не объясняющие всей тяжести состояния изменения (например, «незначительный листез шейных позвонков» или «маловыраженная извитость сосудов шеи»). Стандартные курсы сосудистых, ноотропных и метаболических препаратов дают лишь временное и незначительное облегчение. Чем дольше работаю, тем больше вижу фактов, подтверждающих, что ключ к помощи огромному числу таких пациентов лежит не в поиске несуществующей сосудистой проблемы или иной загадочной патологии, а в понимании функционального расстройства, известного как Постуральное Перцептивное Персистирующее Головокружение (ПППГ). Это головокружение, которое рождается не в

В своей неврологической практике я ежедневно сталкиваюсь с пациентами, для которых головокружение стало ежедневным мучителем, запирающим их в четырех стенах собственного дома.

Их истории часто похожи: бесконечные хождения по врачам, МРТ головного мозга и шейного отдела, УЗДГ сосудов, консультации кардиологов и лоров. Результаты либо идеальны, либо выявляют минимальные, не объясняющие всей тяжести состояния изменения (например, «незначительный листез шейных позвонков» или «маловыраженная извитость сосудов шеи»).

Стандартные курсы сосудистых, ноотропных и метаболических препаратов дают лишь временное и незначительное облегчение.

Чем дольше работаю, тем больше вижу фактов, подтверждающих, что ключ к помощи огромному числу таких пациентов лежит не в поиске несуществующей сосудистой проблемы или иной загадочной патологии, а в понимании функционального расстройства, известного как Постуральное Перцептивное Персистирующее Головокружение (ПППГ).

Это головокружение, которое рождается не в ухе, не в сосудах, а в самом центре управления полетами – в мозге, точнее, в системе его вестибулярного контроля.

Что такое ПППГ?

Представьте себе мозг как суперкомпьютер, отвечающий за равновесие и ориентацию в пространстве. Он получает данные от трех основных датчиков:

Вестибулярный аппарат (внутреннее ухо) – сообщает о движении и ускорении головы.

Зрение – помогает сориентироваться, где находится человек относительно других объектов.

Проприоцепция (ощущение от мышц и суставов) – сообщает, в каком положении находится тело.

В норме эти системы работают слаженно. Но если происходит сбой одного из датчиков (например, приступ доброкачественного пароксизмального позиционного головокружения – ДППГ, вестибулярный нейронит, мигрень), компьютер получает противоречивые сигналы. Это острое, истинное головокружение (вертиго).

У большинства людей после устранения причины система восстанавливается.

Но у некоторых, особо чувствительных, «программное обеспечение» не возвращается в нормальный режим. Включается режим гиперконтроля.

Мозг, напуганный предыдущим приступом, начинает пристально, до навязчивости, мониторить сигналы от всех датчиков, пытаясь предупредить новую «катастрофу». Он перегружается избыточной информацией, теряет способность фильтровать шум из полезных сигналов.

В результате человек начинает чувствовать хроническое, фоновое головокружение и неустойчивость именно в тех ситуациях, которые мозг теперь считает потенциально опасными.

Что за термин такой ПППГ (персистирующее постуральное перцептивное головокружение)?

Персистирующее (постоянное): Не приступы, а фоновое, почти ежедневное ощущение.

Постуральное: Усиливается в вертикальном положении (стоя или сидя), особенно при ходьбе. Минимально в положении лежа.

Перцептивное: Резко обостряется при сложной зрительной активности: в супермаркете (полки, яркий свет, движение людей),,при работе за компьютером, в кинотеатре, при просмотре узорчатого ковра.

Головокружение: Это не вращение мира, а ощущение «пьяности», тумана в голове, качки на палубе, легкой неустойчивости, чувства, что вот-вот упадешь в обморок (хотя обморока не происходит).

Часто приступы головокружения возникают за монитором. Очень часто!
Часто приступы головокружения возникают за монитором. Очень часто!

Или:

Когда переходит очень оживлённый перекресток
Когда переходит очень оживлённый перекресток

Пациент начинает избегать провоцирующих ситуаций, что лишь закрепляет проблему и часто приводит к развитию тревожных и депрессивных расстройств.

Диагностика - это самое сложное и важное

Главная задача – не пропустить те заболевания, которые маскируются под ПППГ. Потому что лечение будет кардинально разным.

Для самодиагностики и последующей консультации специалиста приведу основные «двойники» ПППГ (более подробно о них можете почитать в подборке по тематике головокружения ⬇️

dzen.ru

Вестибулярная мигрень

Это максимально близкий по проявлениям «конкурент» в дифференциальной диагностике. Симптомы могут быть очень похожими: головокружение, спутанность, чувствительность к свету и звуку, неустойчивость. При этом, как правило имеется связь с головной болью (но головной боли может и не быть во время головокружения!).

Приступы вестибулярной мигрени длятся от минут до суток, между ними симптомы могут полностью проходить. При ПППГ симптомы фоновые, постоянные.

Наличие других мигренозных феноменов: аура, фото- и фонофобия, тошнота.

Часто эти два расстройства идут рука об руку, и тогда требуется комбинированная терапия.

Вестибулярная пароксизмия

Редкое, но важное состояние, вызванное нейроваскулярным конфликтом (сосуд давит на вестибулярный нерв). Для нее характерны короткие (доли секунды), но множественные в течение дня приступы истинного вращательного головокружения.

Они могут провоцироваться определенным положением головы или просто возникать спонтанно.

Здесь МРТ в высоком разрешении и пробная терапия малыми дозами антиконвульсантов- ключ к диагнозу.

Хроническая вестибулопатия

Двустороннее поражение вестибулярных аппаратов (например, после приема ототоксичных препаратов).

Отличие: объективное нарушение равновесия, особенно в темноте, когда нет зрительной опоры (положительная проба Ромберга).

Стрессовая нагрузка на наш "суперкомпьютер", обрабатывающий сигналы от органов чувств. Один из примеров- зрительные иллюзии.
Стрессовая нагрузка на наш "суперкомпьютер", обрабатывающий сигналы от органов чувств. Один из примеров- зрительные иллюзии.

Диагностический алгоритм выглядит примерно следующим образом.

Тщательный сбор анамнеза- это 80% диагноза. Выясняю характер ощущений («что вы чувствуете?, при каких обстоятельствах появляются жалобы? Когда возникли впервые и отличаются ли они от текущих?», длительность, провокаторы, связь с тревогой, движением и физической нагрузкой и так далее.

Кроме этого, важно произвести оценку походки, координационных проб, выявление вовлечения черепно-мозговых нервов.

Иногда требуется МРТ головного мозга, консультация Лора, проведение вестибулярных тестов). И это далается не для того, чтобы найти ПППГ, а чтобы исключить все другие причины. ПППГ – диагноз исключения.

Лечение заключается в балансировании системы восприятия головокружения.

О методах лечения, включая медикаментозные, подробно напишу немного позже на канале в телеграм (правила Дзен ограничивают публикацию названий препаратов и методов лечения). Ссылка на телеграм канал в конце статьи.

ПППГ – это не симуляция и не «просто нервное напряжение». Это реальное, хорошо изученное нейро-вестибулярное расстройство, которое нарушает привычное и комфортное течение жизни тысяч людей.

Понимание механизмов развития персистирующего постурального перцептивного головокружения – это огромный шаг вперед для неврологии.

Данная статья- своеобразное напоминание сомневающимся и только начинающим лечение пациентам: всё нормализуется и головокружение пройдет- нужно только время и правильное сочетание методов терапии.

Моя задача как врача – не просто выписать ноотропный коктейль, а донести до пациента суть его проблемы: «Ваш мозг не болен, он просто застрял в режиме гипербдительности. Мы можем научить его работать корректно снова».

Правильный диагноз – это уже 50% успеха, потому что он снимает колоссальную тревогу неопределенности и открывает путь к эффективной, хоть и требующей терпения, терапии. Видеть, как пациенты, годами страдавшие от хронического головокружения, возвращаются к нормальной жизни – самая большая награда и подтверждение того, что мы движемся в правильном направлении.

Ссылка на телеграм канал, где выкладываю свежие статьи ⬇️

Невролог Воронцов Евгений Геннадьевич

А ваши вопросы можете присылать на электронную почту dr.voroncov@mail.ru