Лето 2025 года должно было стать праздником для киноманов. Большие бюджеты, имена известных актеров, продолжения любимых франшиз. Но что-то пошло не так. Вместо эйфории в воздухе повисло недоумение. Зрители голосовали ногами - кинозалы были полупустыми. И вот цифры подтвердили то, что многие чувствовали интуитивно: летний прокат оказался ужасным.
Это не ощущение, а факт, подкреплённый аналитикой. Студии явно не показали свой лучший результат, и аудитория это заметила. Попытки угодить всем и сразу привели к тому, что не угодили почти никому.
Криптонит для кассовых сборов
Статья в The Hollywood Reporter вышла с заголовком: "Летний бокс-офис разбит криптонитом; внутренние сборы едва дотягивают до прошлогодних". Издание не стесняется в выражениях, и на то есть причины. Когда индустрия, привыкшая к постоянному росту, с трудом повторяет показатели предыдущих лет.
На бумаге всё выглядело отлично. Целая россыпь картин, которые ещё лет пять-десять назад гарантированно сорвали бы куш. Но аудитория, кажется, смертельно устала от продукта, который ей скармливают. Обычно популярный в Голливуде сезон, который начался с мая, сперва подавал надежды, но затем глобальные сборы резко пошли вниз. Во многом из-за падения международного интереса к их "поделиям" и перенасыщения рынка однотипными блокбастерами, ориентированными на неясную аудиторию. Они буквально боролись за остатки зрительского внимания.
Старая мантра владельцев кинотеатров "дожить до 2025-го" испарилась. Летом стало ясно: ни Супермен, ни даже огромные и страшные динозавры не смогли спасти положение. Продажи билетов едва-едва достигли 2024 года. Это колоссальный провал. Но почему?
Загадка "современной аудитории"
Голливудские студии попали в ловушку. В своей неустанной погоне за так называемой "современной аудиторией" они потеряли кое-что важное: умение рассказывать истории. Они так увлеклись попытками соответствовать трендам, внедрять актуальную повестку и говорить на языке, который, как им кажется, нужен молодёжи, что забыли про основы и "базу".
А основ никаких нет. Нет никакой единой "современной аудитории". Есть просто люди, которые хотят увидеть хорошее кино. Они хотят сильных персонажей, увлекательный сюжет и качественную постановку. Вместо этого им предлагают идеологически выверенные продукты, где форма преобладает над содержанием. Сценаристы, кажется, больше озабочены трансляцией определённых идей, чем созданием захватывающей истории.
И публика ответила. Она просто перестала ходить на такие фильмы. Идеологическая нагрузка и политические манифесты, вплетённые в сценарии, отталкивают массового зрителя. Люди устали от того, что им читают лекции под видом развлечения.
Как 50-летняя акула съела новые блокбастеры
Знаете, что стало одним из самых показательных событий этого лета? Юбилейное переиздание "Челюстей" Стивена Спилберга, фильма, которому, на минуточку, уже полвека. Так вот, этот старый хоррор умудрился обойти по сборам совершенно новые студийные ленты.
То есть люди осознанно выбрали фильм 1975 года вместо свежих, дорогих и разрекламированных новинок. О чем это нам говорит? Аудитория никуда не делась и по-прежнему готова платить деньги за кино. Но она стала гораздо разборчивее. Зрители готовы поддержать рублём (или долларом) проверенную классику, потому что она предлагает то, чего не хватает многим современным фильмам: крепкую историю и настоящие эмоции.
Кстати, в статье упоминается, что одна студия всё ещё "улыбается" на фоне общего упадка - Warner Bros. Возможно, они, наняв Джеймса Ганна и сделав ставку на свежие проекты с новыми именами актеров, что-то поняли раньше других?
Паника наверху: неверный диагноз
Для той же статьи один из топ-менеджеров анонимно признался: "Я очень, очень переживаю за будущее. Есть все эти студии и компании, которые снимают фильмы. Я не думаю, что для них всех хватит аудитории".
Вот она, ключевая ошибка в диагнозе. Проблема не в том, что аудитории не хватает. Проблема в том, что ей предлагают некачественный продукт.
Зрителей достаточно, но они не хотят платить за то, что им неинтересно. Но вместо того, чтобы пересмотреть подход к качеству, некоторые руководители видят решение в количестве. Они считают, что нужно просто выпускать ещё больше фильмов.
Студийные боссы, крупнейшие стриминги и прокатчики находятся в состоянии шока, потому что они абсолютно оторваны от реальности. Они не понимают, почему их формулы перестали работать.
Голливуд сам себя переиграл
Летний киносезон 2025 года - это не аномалия. Это закономерный итог многолетних процессов. Голливуд сам загнал себя в угол.
Во-первых, студии уничтожили свои вторичные рынки. В погоне за подписчиками для стриминговых сервисов они обесценили выпуск фильмов на физических носителях и в цифровых магазинах. Раньше эти продажи были важной статьёй дохода, а теперь их почти нет. Я до сих пор помню с каким восторгом смотрел на обзоры коллекционных изданий типа того же "Прометея" - дополнительные материалы, артбуки, постеры. И где это все теперь?
Во-вторых, они сделали ставку на политизированный и идеологически ангажированный контент, оттолкнув огромную часть своей традиционной аудитории. Массовый зритель, который составляет основу кассовых сборов, просто устал от этого.
В итоге мы имеем то, что имеем: провальный сезон, растерянных руководителей и зрителей, которые всё чаще предпочитают смотреть дома старые фильмы и инди-проекты. Та-дам. Голливуд сам себе устроил этот кризис.
И главный вопрос теперь в том, смогут ли они сделать правильные выводы? Или мы увидим ещё больше провальных блокбастеров, снятых по устаревшим и неработающим лекалам?
Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.