Найти в Дзене
c.i.h.

Москва будущего, взгляд из 1914 года

Начались работы по реконструкции в 3D Москвы на основе серии открыток «Москва в XXIII веке» (или «Москва будущего»). Это знаменитая серия из восьми футуристических почтовых открыток, выпущенная в 1914 году московской кондитерской фабрикой «Товарищество Эйнемъ» (основана в 1851 году Фердинандом Теодором фон Эйнемом; после революции стала фабрикой «Красный Октябрь»). Открытки были частью рекламной акции: их вкладывали в коробки с шоколадными конфетами, чтобы привлечь покупателей. Имя художника неизвестно, несмотря на популярность серии. Открытки изображали Москву через 200–300 лет (конкретно упоминается 2259 год), в эпоху технологического прогресса: с летающими аппаратами, монорельсами, дирижаблями, метро и другими инновациями. Однако одежда людей оставалась старомодной, похожей на начало XX века, а военная форма — традиционной русской. Серия вышла незадолго до Первой мировой войны и отражала оптимистичный взгляд на будущее: мир без войн, коммерческий флот вместо военного, чистый возду
Оглавление

Начались работы по реконструкции в 3D Москвы на основе серии открыток «Москва в XXIII веке» (или «Москва будущего»).

Это знаменитая серия из восьми футуристических почтовых открыток, выпущенная в 1914 году московской кондитерской фабрикой «Товарищество Эйнемъ» (основана в 1851 году Фердинандом Теодором фон Эйнемом; после революции стала фабрикой «Красный Октябрь»). Открытки были частью рекламной акции: их вкладывали в коробки с шоколадными конфетами, чтобы привлечь покупателей. Имя художника неизвестно, несмотря на популярность серии.

Обложка серии открыток Эйнем «Москва через 200 лет»
Обложка серии открыток Эйнем «Москва через 200 лет»

Открытки изображали Москву через 200–300 лет (конкретно упоминается 2259 год), в эпоху технологического прогресса: с летающими аппаратами, монорельсами, дирижаблями, метро и другими инновациями. Однако одежда людей оставалась старомодной, похожей на начало XX века, а военная форма — традиционной русской. Серия вышла незадолго до Первой мировой войны и отражала оптимистичный взгляд на будущее: мир без войн, коммерческий флот вместо военного, чистый воздух без микробов. На оборотной стороне каждой открытки был текст с описанием сюжета.

Реконструкция ретрофутуристической дореволюционной Москвы

Примерное расположение футуристических зданий из открыток на карте Москвы нач. XX века
Примерное расположение футуристических зданий из открыток на карте Москвы нач. XX века

В данной реконструкции будет запечатлено возможное развитие московской застройки, в случае, если бы революция 1917 г. не произошла.

Своеобразие работы над трёхмерной реконструкцией заключается в том, что доступны только чётко заданные видовые точки. Полезной в данном процессе оказалась 3D модель Москвы начала XX века.

Соответствовать высотности застройки на открытках, не теряя деталей зданий позволило изучение первых небоскрёбов тех времён с металлическим каркасом и фасадами в стиле эклектики, Ар-нуво (Модерн) и Ар-деко.

Если вернуться к открыткам, они показывают известные места Москвы в футуристическом виде, подчеркивая удобство, скорость и прогресс. Вот подробные описания каждой (нумерация соответствует оригинальной серии).

Итак, открытки

1. Центральный вокзал (Центральный вокзал земных и воздушных сообщений). Зимний пейзаж со снегом.

Центральный вокзал земных и воздушных сообщений, открытка Эйнем
Центральный вокзал земных и воздушных сообщений, открытка Эйнем

Вокзал — огромный хаб для тысяч пассажиров, где можно перемещаться по земле и воздуху с «телеграфной быстротой». Люди спешат на поезда, дирижабли и самолеты; подчеркивается удобство и скорость транспорта.

Центральный вокзал проектировался рядом с Кремлём в 1900-1910-х гг.

2. Москворецкий мост. Вид на Кремль с золотыми куполами, окруженный новыми гигантскими зданиями торговых компаний, трестов и синдикатов.

Москворецкий мост, открытка Эйнем
Москворецкий мост, открытка Эйнем

На фоне — вагоны подвесной воздушной дороги, скользящие по небу. Открытка подчеркивает коммерческий рост и интеграцию старого с новым.

3. Лубянская площадь. Ясный вечер с светящимися самолетами, дирижаблями и вагонами воздушной дороги.

Лубянская площадь, открытка Эйнем
Лубянская площадь, открытка Эйнем

Под землей — длинные вагоны Московского метро (в 1914 году метро только обсуждалось, но ещё не строилось). Над площадью — мост, по которому марширует отряд русских войск в традиционной форме. В небе — грузовой дирижабль «Эйнем», летящий в Тулу с шоколадом (рекламный элемент).

Вид на Лубянскую площадь со стороны ул. Никольской. Рабочая 3D модель реконструкции
Вид на Лубянскую площадь со стороны ул. Никольской. Рабочая 3D модель реконструкции

4. Москва-река. Оживленные, шумные берега с огромными транспортными и торговыми крейсерами, многоэтажными пассажирскими пароходами.

Москва-река, открытка Эйнем
Москва-река, открытка Эйнем

Москва — глобальный торговый порт. Указано, что мировой флот стал исключительно коммерческим, а военные флоты упразднены после мирного договора в Гааге. Люди в разнообразных костюмах со всего мира подчеркивают глобализацию.

5. Петровский парк. Расширенные аллеи и восстановленный Петровский дворец (теперь музей петровской эпохи) с искрящимися фонтанами.

Петровский парк, открытка Эйнем
Петровский парк, открытка Эйнем

Воздух чистый, без микробов и пыли, прорезаемый дирижаблями и самолетами. Толпы в ярких костюмах XXIII века наслаждаются природой, напоминая о прогулках предков.

6. Красная площадь. Шумная сцена с гулом крыльев, трамваев, велосипедов, сирен автомобилей и моторов.

Красная площадь, открытка Эйнем
Красная площадь, открытка Эйнем

Памятник Минину и Пожарскому на месте, тени дирижаблей, полицейский с саблей в центре. Пешеходы в страхе ищут укрытие на Лобном месте. Открытка передает динамику городской жизни.

Вид на Кремль со стороны Охотного ряда. Рабочая 3D модель реконструкции
Вид на Кремль со стороны Охотного ряда. Рабочая 3D модель реконструкции

7. Петербургское шоссе. Ясная зима 2259 года. Древний ресторан «Яр» все еще место веселья.

Петербургское шоссе, открытка Эйнем
Петербургское шоссе, открытка Эйнем

Шоссе превращено в кристальное зеркало льда, по которому скользят аэросани. Традиционные торговцы (сбитенщики, продавцы горячих пирожков) на маленьких аэросанях сохраняют московские обычаи.

8. Театральная площадь. Быстрая жизнь с движением колесных, крылатых и пропеллерных аппаратов.

Театральная площадь, открытка Эйнем
Театральная площадь, открытка Эйнем

Торговый дом «Мюр и Мерилиз» (существовал с 1846 года) расширился до гигантских размеров, соединен с воздушными железными дорогами. Моторы выезжают из-под земли, вдали — пожар, к которому спешит автомобильная пожарная бригада, бипланы, монопланы и воздушные извозчики.

Серия открыток отражает тенденции начала XX века: интерес к авиации, урбанистике и миру (ссылка на Гаагский договор). Некоторые предсказания сбылись частично (метро, аэропорты), другие — нет (упразднение армий). Полные наборы открыток редки и ценятся коллекционерами; их можно найти в музеях, например, в Музее Москвы.

Вид в сторону Центрального вокзала и Кремля со стороны небоскрёба Мюр и Мерлиз. Рабочая 3D модель реконструкции
Вид в сторону Центрального вокзала и Кремля со стороны небоскрёба Мюр и Мерлиз. Рабочая 3D модель реконструкции

Результаты реконструкции будут представлены здесь позже.

См. также: