Наш мини-цикл о нобелиантах двадцать первого века вышел на середину. Надо поторапливаться, а то на горизонте уже маячит фигурант пятой пятерки. В смысле нобелевский лауреат 2025 года, имя которого пока неизвестно. Кстати. если хотите, можете в комментариях высказать свои предположения. Вдруг кто-то из вас окажется пророком и утрет нос всем букмекерам?
А у нас пока в рубрике третья пятерка - лауреаты 2011 - 2015 гг. Очень интересная компания подобралась!
2011 год. Тумас Транстрёмер (Швеция)
"За то, что его краткие, полупрозрачные образы дают нам обновленный взгляд на реальность"
После череды политически ангажированных выборов Нобелевский комитет совершает резкий поворот. Премия вручена шведскому поэту Тумасу Транстрёмеру, крупнейшему шведскому лирику всех времен. Он мастер метафоры и тонкий психолог. Его стихи - это концентрация образов, в которых реальность преломляется через линзу подсознания, природы и музыки.
Что это было? Жест в сторону чистой поэзии? Возможно, ответ критикам, обвинявшим комитет в излишней политизации. Возможно, закрытие гештальта - игнорирование шведскими академиками главного поэта Швеции выглядело к этому времени совсем уж неприличным.
2012 год. Мо Янь (Китай)
"За его умопомрачительный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью"
Премия 2012 года была присуждена китайскому писателю Мо Яню (псевдоним, означающий "Молчи!") - автору эпических полотен, таких как "Красный гаолян" и "Устал рождаться и умирать". Его стиль представляет собой причудливое сплетение мифа, фольклора, жестокой исторической правды и откровенного сюрреализма.
При этом Мо Янь обласкан официальной китайской критикой (сразу скажем - заслуженно), а за год до Нобелевки получил премию Мао Дуня. Это самая престижная литературная награда Китая, названная в честь первого председателя Союза китайских писателей. На Западе выбор шведских академиков вызвал бурное негодование.
2013 год. Элис Манро (Канада)
"Мастеру современного короткого рассказа"
Впервые за долгие годы премия присуждена автору, работающему исключительно в малой форме (оцените краткость формулировки). Элис Манро (сейчас уже покойную) называли "канадским Чеховым". Ее рассказы, действие которых чаще всего происходит в провинциальном Онтарио, это филигранное описание человеческой психологии, поворотных моментов в жизни, тихих драм и невысказанных чувств. В центре ее внимания - жизнь обычных женщин, ее героини - часто рассказчицы, пытающиеся осмыслить свой прошлый опыт.
Премия была дана за художественное совершенство, психологическую глубину и возвышение жанра рассказа до уровня большого искусства. Это был выбор, который почти никто не оспаривал: Манро - бесспорный мастер.
2014 год. Патрик Модиано (Франция)
"За искусство памяти, посредством которого он рассказал о самых непостижимых человеческих судьбах и жизненном мире оккупации"
Французский писатель, который несколько десятилетий писал, по сути, один и тот же роман - о памяти, утрате, поиске идентичности и призраках оккупированного Парижа. Его герои - часто детективы, расследующие дела давно минувших дней, пытающиеся восстановить судьбы людей, исчезнувших в водовороте Второй мировой войны.
Изящное соединение "чистой литературы" и большой истории. Модиано - не политик, не диссидент, а тонкий стилист. Но предмет его исследований - одна из главных травм XX века. Он пишет не о войне напрямую, а о ее эхе, о том, как ее тень ложится на последующие поколения.
2015 год. Светлана Алексиевич (Белоруссия)
"За ее полифоническое творчество - монумент страданию и мужеству в наше время"
После экспериментов с поэзией, метареализмом и "тихой прозой" Нобелевский комитет снова делает подчеркнуто политический жест. Алексиевич на тот момент была одной из наиболее заметных белорусских диссиденток, жестким критиком Александра Лукашенко. И на фоне вновь обострившейся поляризации мира, эта награда имела совершенно четкий посыл. Все его поняли. Одних он привел в восторг, других возмутил.
Что касается непосредственно художественной составляющей, то Светлана Алексиевич работает в жанр, который называют то полифонической документалистикой, то романом-голосом. Она годами записывает монологи сотен людей, переживших огромные коллективные трагедии: Великую Отечественную войну ("У войны не женское лицо"), афганскую войну ("Цинковые мальчики"), чернобыльскую катастрофу ("Чернобыльская молитва"), распад СССР ("Время секонд-хэнд").
Третья пятерка лауреатов выглядит весьма любопытной. Очень хорошо видно, как шведских академиков поначалу качнуло в сторону максимального отстранения от политики на фоне очень мощных обвинений в ангажированности после предыдущих наград. А потом пошел обратный откат.
Но при этом удивительным образом оказалась выдержана общая тенденция - внимание к "маленьким людям" с их маленькими историями, из которых складывается портрет большой эпохи. В этом смысле третья пятерка нобелевских лауреатов XXI века оказалась на редкость цельной. И, пожалуй, к ней меньше всего вопросов.
А вот дальше опять начнутся выкрутасы. Готовьтесь к четвертой пятерке - в следующем выпуске рубрики "Нобелевка".
_________________________________
1. Поддержать канал донатом можно здесь.
2. Приглашаем на наш сайт "Литинтерес". Там новые статьи появляются раньше!
3. А еще ждем вас в нашей группе ВКонтакте. И в Телеграме