В предыдущей статье мы рассказывали Вам про редкий грузовик ГАЗ-66 производства Варгшинского завода противопожарного оборудования.
В той статье мы упомянули, что этот игрушечный грузовик был не единственный автомобиль, который выпускали на этом предприятии. Сегодня мы расскажем Вам про ещё один грузовик Варгашинского завода и он не только необычной формы, но и название у него для Советской игрушки непривычное – «Шкода».
В самом названии ничего странного нет. Думаю многим название Чехословацкого автомобильного завода из города Млада-Болеслав знакомо, как и сами автомобили этого завода. Интересен сам факт, почему для названия игрушечного автомобиля сделанного в СССР, выбрали название автомобилей Чехословацкого завода. Ответа на этот вопрос я не нашёл, вполне возможно, что никакой определённой причины для этого нет, просто решили дать название грузовику в честь автозавода из братской социалистической страны. Сделана эта игрушка в форме грузового пикапа, что для меня, например, несколько непривычно.
Как и для ГАЗ-66, основными материалами для изготовления «Шкоды» служила древесина хвойных и лиственных пород, фанера разной толщины. Поверхность игрушки покрывалась как нитроэмалевыми красками разных цветов, так и прозрачным нитролаком. Были и комбинированные варианты, когда часть деталей автомобиля покрывали краской, а часть прозрачным лаком. Спереди, на капоте, через трафарет наносился рисунок радиаторной решётки, а позднее добавилось и название «Шкода».
На заднем борту кузова наносился госномер. Так же как и на ГАЗ, обозначал он год выпуска игрушки. Значит «Шкода» из нашей коллекции, которую Вы видите на фото, была выпущена в далёком 1982 году.
Предназначалась игрушка для детей младшего/среднего дошкольного возраста, и, учитывая их возраст, можно сказать, что игрушка получилась достаточно крупная: длина – 56 см; ширина – 25 см; высота – 25,5 см. Как мы видим, «Шкода» получилась покрупнее ГАЗа.
В магазинах Советского Союза, розничная цена «Шкоды» составляла 6 рублей.
Вы наверное заметили, что дизайн этих двух грузовиков немного похожи, особенно боковая часть. У ГАЗ кабина и кузов состоят из двух разных деталей, а вот у «Шкоды» они выполнены одной целой деталью.
Отметим и то, что выпускали «Шкоду» в двух похожих вариантах. Выглядел второй вариант вот так:
Стоит рассказать и об истории Варгашинского завода противопожарного оборудования, основная деятельность которого с игрушками никак не связана. История этого предприятия началась в августе 1941 года, когда в посёлке Варгаши, на территории машинотракторной станции был размещён эвакуированный из города Торжок «Новоторжокский завод противопожарного оборудования». Вместе с оборудованием для завода прибыло 209 рабочих и их семьи. Спустя 4 месяца, завод приступил к выпуску продукции – корпуса авиационных бомб. Возврат к производству противопожарного оборудования произошёл в 1944 году и первым серийным образцом стала пожарная автоцистерна ПМЗ-7 на базе ЗИС-5. В 1947 году налажен выпуск новой автоцистерны ПМЗ-8, а с 1957 года завод выпускает цистерны для молоковозов, рыбовозов, спиртовозов и водовозов. В 1960-е года автомобили из Варгашино катались по всей нашей необъятной стране. Сделаны они были на базе Горьковского и Ульяновского заводов, а к 1980-м годам завод освоил выпуск 10 наименований пожарных машин. Было налажено и производство товаров народного потребления: отделочные деревянные рейки, разделочные доски, хлебницы, жаровни-утятницы, крышки для консервирования, мотыги, тяпки, детские игрушечные автомобили. Пожарные автомобили поставлялись в 18 стран мира, в том числе и капиталистические: Японию, Турцию, Финляндию и другие страны.
Работать завод продолжает и в наши дни, теперь это ОАО «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования».
- Статьи про другие игрушки СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
- Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ