Уже не припомню, сколько раз на моей дзеновской странице заходила речь о семье купцов, благотворителей и меценатов Бахрушиных. И все равно, гуляя по Москве, регулярно продолжаю знакомиться с их наследием, оставленным для грядущих поколений. И в память о делах милосердия, и в пример нам, живущим сегодня.
Целых шесть корпусов дома №5 в Петровском переулке известны как комплекс доходных домов Александра Алексеевича Бахрушина.
Собственно говоря, даже Русский драматический театр Федора Адамовича Корша, стоящий слева от этого комплекса и ныне известный как Театр наций, был построен на земельном участке, переданном в его распоряжение Александром Алексеевичем, отцом будущего создателя знаменитого Театрального музея, и на пожертвованные им же 50 тысяч рублей.
Впрочем, принадлежали эти дома, выстроенные в промежутке между 1882 и 1897 годами…
…Не одному сыну Алексея Федоровича Бахрушина, а троим братьям: Александру, Петру и Василию
Все трое были уже довольно почтенного возраста, когда началось строительство в Петровском переулке. Одному только Василию Алексеевичу в 1882-м исполнилось 50 лет, остальным двум – за 60.
Старший из них, Петр Алексеевич Бахрушин скончался в 1894 году, до того, как был достроен последний корпус, а самый младший, Василий Алексеевич – в 1906-м. Лишь только Александр Алексеевич владел доходными домами до 1916 года, всего год не дожив до революционных потрясений, что обрушились на страну.
Вероятно, поэтому владение и значится под одним только именем Александра Бахрушина, промышленника, храмоздателя и филантропа, среднего из трех братьев – основателей «Товарищества кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновей».
Некоторые источники вообще предполагают, что строительство организовал его сын Алексей Александрович, автор Театрального музея. Но нет, на то время он был слишком юн.
А к слову сказать…
…Никто никогда не задумывался о значении слов «товарищество» и «товарищ»?
Никаких ассоциаций не возникает? Кроме пресловутого «товарищ майор» и бессмертных, несмотря ни на что, слов Лебедева-Кумача:
«наше слово гордое "товарищ" нам дороже всех красивых слов»
Забавно, но слово это имеет тюркские корни и происходит от слов «товар, имущество». Товарищами в древней Руси называли бродячих торговцев, промышлявших одинаковым или родственным товаром. Торгуют двое сукном, глиняными свистульками или жареными семечками – и вуаля, они товарищи.
Позднее это слово стали употреблять в значении «помощник, заместитель». Например, товарищ министра или товарищ главного полицмейстера. Этимология слова забылась, канув в лету. Но все же интересно, хотя бы догадывались об этом большевики, последователи Карла Генриховича Маркса и Фридриха Фридриховича Энгельса, вводя в действительности-то красивое и звучное слово в обиход строителей коммунизма?
Впрочем, это было лирическое отступление.
Автором проекта доходных домов стал русский архитектор и реставратор германских кровей Александр Лаврентьевич Обер…
…Сооснователь и действительный член Московского архитектурного общества
Известный зодчий, создатель множества величественных строений в Москве, в том числе нескольких церквей, как и его заказчики братья Бахрушины, был весьма немолод, и эти доходные дома стали одной из последних его работ.
(6 фото)
После них он успел возвести лишь Коронационное убежище братьев Баевых – приют для неимущих «В память Священного коронования Их Императорских величеств Государя Императора Николая Второго и Государыни Императрицы Александры Федоровны» (о котором я хочу написать немного позднее) и особняк купца Лыжина на Остоженке, впоследствии перестроенный Львом Николаевичем Кекушевым.
Шесть корпусов, похожие друг на друга, но все же имеющие некоторые незначительные отличия, были построены каждый в пять этажей. Два дома на красной линии Петровского переулка, еще четыре в глубине участка позади них. С минимальным количеством декора, но такие дома и не нуждаются в искусственных украшениях. С эркерами в два этажа и балконами над ними на скошенных углах, с арочными окнами над парадными подъездами, да и сами дверные проемы оформлены в виде таких же арок.
(5 фото)
Красота, гармония и внешняя скромность – вот что выделяет эти дома.
Часть помещений заняла гимназия Товарищества учительниц (снова товарищество!), а остальные квартиры сдавались внаем. И так случилось, что как до, так и после революции…
…Среди жильцов оказалось много лиц творческих профессий
Здесь жили советский оперный хормейстер, дирижер и виолончелист Ульрих Иосифович Авранек, педагог и актриса театра и кино Мария Ивановна Бабанова, знаменитый актер и певец Марк Наумович Бернес, автор «Необыкновенного концерта» Театра кукол Сергея Образцова Алексей Михайлович Бонди.
А с 1918 по 1923 год, хоть и с перерывами, здесь обитал Сергей Александрович Есенин.
Можно долго перечислять и другие имена артистов, музыкантов, писателей и литературоведов. Например, Есенин, чье имя увековечено на фасаде, не являлся официальным квартиросъемщиком. Он останавливался, иногда подолгу живя, в квартире №46, которая числилась за поэтом и прозаиком, мемуаристом и драматургом Анатолием Борисовичем Мариенгофом. Но нередко бывали в той квартире и Владимир Владимирович Маяковский, и Всеволод Эмильевич Мейерхольд, и Борис Леонидович Пастернак.
Для прочих на двери частенько висела табличка:
«Поэты Есенин и Мариенгоф работают. Посетителей просят не беспокоить»
Сегодня дома эти по-прежнему жилые, по 7-10 квартир на корпус.
А в доме №5, строение 9 еще и работает Детский музыкально-драматический театр «А-Я». Так что у желающих даже есть возможность побывать внутри хотя бы одного из доходных домов братьев Бахрушиных.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!