Найти в Дзене
Хронопортация

История типографии «Утро России» и судьба газеты в революционные годы

Оглавление

У каждого здания, как у каждого человека, своя судьба. Но есть и различия. Если человек сам хозяин своего счастья, то судьба дома во многом зависит от цели постройки и мастерства архитектора. Так зданию, расположенному в столице по адресу Большой Путинковский переулок, дом 5, повезло. Оно входит в число лучших сооружений, построенных в стиле рационального модерна.

Это неудивительно. Его возвел знаменитый архитектор Федор Шехтель., а заказчиком выступил Павел Рябушинский – один из лидеров предпринимателей России. Кстати в здании располагалась типография популярного российского издания "Утро России". А теперь мы поговорим подробнее об истории уникального сооружения и легендарной газеты.

Павел Рябушинский

Павел Павлович являлся представителем третьего поколения купцов Рябушинских. Семейный бизнес купцов-старообрядцев непрерывно расширялся. В их империю входили: ткацкая мануфактура, писчебумажная фабрика, стекольный завод, а также 440 км² лесных угодий. Они вели бойкую торговлю лесом. Кроме того, Рябушинские ссужали деньги под проценты другим предпринимателям. В 1914 году их доходы от долговых операций сравнялись с доходами от остальных видов бизнеса.

Павел Павлович Рябушинский и обложка печатного издания начала 20-го столетия.
Павел Павлович Рябушинский и обложка печатного издания начала 20-го столетия.

До 1905 года Павел поддерживал правительство. Однако в 1905 году его газета "Утро" опубликовала статью ""Кровавое воскресенье" – пролог революции в России". В итоге печатное издание закрыли, а самого Павла выслали из столицы. После этого он перешёл в оппозицию к царскому режиму и уже в 1907 году стал лидером предпринимательского сообщества Москвы.

В 1912 г. делец и его единомышленники создали всероссийскую партию прогрессистов. В IV Думе она имела 48 депутатских мест. При этом Павел отлично понимал, что для успешной политической деятельности необходим "рупор". Поэтому в сентябре 1907 года Рябушинский запустил выпуск новой газеты – "Утро России". Название выбрано неспроста. Оно подчеркивает надежды на преобразования к лучшему в нашем государстве. Одновременно Павел Павлович начал строить для нее типографию. Для этого он привлек одного из лучших архитекторов – Фёдора Шехтеля.

Шедевр архитектуры

Шехтель не имел специального архитектурного образования. Он был самоучка, но необыкновенно одаренный. Его друг – писатель Чехов считал, что Федор самый талантливый архитектор в мире. В 1901 году Шехтель стал академиком архитектуры за то, что воздвиг ансамбль российских павильонов на Международной выставке в Глазго. Для Рябушинских Фёдор Осипович построил много зданий. Поэтому выбор Павла не был случайным.

Так выглядит издательство в наши дни.
Так выглядит издательство в наши дни.

Знаменитое сооружение возвели из кирпича бежевого цвета. Его фасадная композиция симметрична. Центральная часть постройки разделена двумя гигантскими окнами высотой в три этажа. Расстекловка окон мелкая, что воспринимается, как орнамент и согласуется с крупными формами фасада. Их противоположностью являются цельные окна боковых пристроек, что создает контрастный эффект. Суровость общей композиции смягчена закруглением углов здания и арочными проемами. На аттиковом этаже расположен логотип газеты. Ничего лишнего, декор отсутствует, но все очень красиво.

История здания и газеты

В конце 1908 года строительство дома-шедевра было завершено В нем разместили редакцию газеты и типографию. В ноябре 1909 г. после двухлетнего перерыва выпуск газеты "Утро России" возобновили, а в 1913 году её тираж составил 40 тысяч экземпляров. Газета защищала интересы крупной буржуазии, требовала создания правительства с участием либералов и отчета его перед Думой. С ней сотрудничали такие известные писатели, как Бунин, Куприн, Леонид Андреев. Это повышало её популярность среди интеллигенции.

В годы Первой мировой войны издание выступало за баталии с врагом до победного конца. Свержение царя оно встретило с восторгом, при этом требовало покончить с "советами" раз и навсегда. Большевики этого не забыли и после того, как пришли к власти, закрыли "Утро России". В апреле 1918 года газета стала выходить вновь под названием "Заря России". Однако в июле того же года Ленин и его сторонники её окончательно запретили.

Наши предки были необычайно мудры.
Наши предки были необычайно мудры.

В 1920 году на сооружении установили барельефы. Один из них можно изучить в наши дни. На нем красуются трубы завода и рабочий, толкающий огромное колесо. Под барельефом высечена мудрость:

"Вся наша надежда на тех, кто сам себя кормит".

С чем трудно не согласиться.

В марте 1922 года в известном доме разместилась редакция "Рабочей газеты". В середине 20-х гг. её тираж составлял 300 тысяч экземпляров. Ее печатали в типографии, что была пристроена во дворе в 1914 году. Архитектор проекта Павел Заруцкий. "Рабочая газета" спасла от голода Булгакова. Статьи начинающего писателя нигде не брали. А тут опубликовали его очерк "Красный флаг", посвященный Парижской коммуне. Михаил Афанасьевич работал с популярным изданием 4 года.

Пристройка во дворе по адресу Большой Путинковский переулок, 3.
Пристройка во дворе по адресу Большой Путинковский переулок, 3.

В 30-е годы большевики надстроили четвертый этаж, а в аттике пробили окна. Это испортило внешний вид здания, т.к. оно стало несуразным. Тогда же в нем разместилось издательство "Воениздат". Оно напечатало огромное количество книг лучших советских писателей, в основном на военную тематику. В 90-е годы в доме находилось казино, а в 2000 году строение реконструировали. Ему вернули прежний вид и даже восстановили логотип "Утро России".

Сейчас в здании и в его дворовой пристройке функционируют элитные рестораны, магазины, салоны, мини-отель, и т.д. Оно является объектом культурного наследия федерального значения. И вполне заслуженно.

  • Данная статья создана в рамках проекта авторской платформы Дзен к Дню города Москвы.

Не стесняйтесь ставить лайк и выражать своё мнение в комментариях.