Найти в Дзене
Финансовый гений

ЦБ охладил пыл ожидающих быстрого снижения ставки

Ситуация все дальше идет к тому, что никакого быстрого и сильного снижения ключевой ставки уже не будет, как я ранее не раз предполагал.

Сегодня пресс-конференцию дал замглавы ЦБ, отвечающий за денежно-кредитную политику (то есть, за ключевую ставку в первую очередь) Алексей Заботкин. Она последовала за публикацией регулятором ежегодного стратегического документа — Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящие 3 года.

В частности, г-н Заботкин прямо заявил, что преждевременное снижение ставки опасно, в т.ч. и для бюджета, потому что обернется ему дополнительными расходами.

-2

Какими? Выросшими из-за инфляции. Потому что ставка должна соответствовать текущим экономическим реалиям, а не снижаться просто потому, что кто-то этого требует, - пояснил финансист.

От уровня ключевой ставки зависят ставки по кредитам и депозитам, темпы роста кредита и денежных агрегатов, совокупный спрос в экономике, обменный курс рубля. Все это, в свою очередь, влияет на то, в какой мере спрос со стороны населения и компаний соразмерен текущим производственным возможностям. И насколько рост спроса согласуется с расширением этих возможностей в будущем. А уже это соотношение формирует динамику цен в экономике.

При преждевременном и избыточном снижении неизбежно произойдет повторное ускорение инфляции. И, соответственно, бюджету придется повышать расходы, индексировать зарплаты, социальные выплаты и выплаты по госзаказу, чтобы компенсировать эти инфляционные последствия. А для того чтобы далее предотвратить раскручивание инфляционной спирали все выше и выше, ЦБ потребуется вновь повысить ключевую ставку, причем до еще более высокого уровня.

Инфляционные ожидания еще повысятся в результате такого несвоевременного решения. И в итоге это увеличит расходы бюджета по субсидиям, по кредитам льготным и по ОФЗ с плавающей ставкой. Поэтому единственный способ снизить ту нагрузку, которую на себя принял бюджет вот по этим обязательствам (по субсидируемым кредитам, по ОФЗ с плавающей ставкой), — это побыстрее вернуться к низкой инфляции, которая обеспечит это возвращение к умеренному уровню процентных ставок.

Отдельно запмред ЦБ указал на рост инфляционных ожиданий граждан, что также является важным ограничителем для снижения ставки.

И, как мы всегда отмечаем, сохранение инфляционных ожиданий на повышенном уровне — это фактор, который при прочих равных ограничивает пространство для снижения ставки.

Заботкин также отметил, что текущей жесткости денежно-кредитной политики достаточно для возвращения инфляции к целевому уровню 4% до конца 2026 года. А вот если этот уровень жесткости преждевременно снижать, то инфляция, соответственно, не достигнет цели.

Результаты мы уже можем наблюдать. Темпы роста цен в этом году планомерно и существенно замедляются. Полагаем, что достигнутой жесткости денежно-кредитной политики достаточно, чтобы по итогам 2026 года годовая инфляция вернулась к цели 4 процента.

А еще он пояснил, что ЦБ может изменить таргет по инфляции, но лишь в сторону снижения, и вернуться к этому вопросу можно будет не ранее, чем через год (то есть, когда будет достигнут действующий таргет), а само снижение цели может быть запланировано лишь на 2029 год.

То есть, "жертвовать" низкой инфляцией ради экономического роста ЦБ не собирается, и уверен, что цели по инфляции выше 4% быть не может (это правило опирается на многочисленные результаты опросов бизнеса).

Также Заботкин в очередной раз подчеркнул, что денежно-кредитная политика во многом зависит от проводимой бюджетной политики и следует за ней.

Во всех сценариях бюджетная политика остается важным фактором, который будет влиять на экономику. В этом году мы дополнили Основные направления врезкой о взаимодействии денежно-кредитной и бюджетной политики, где более подробно разобрали как теоретические аспекты, так и практику реализации той и другой политики с начала 2000-х годов. Мы показали, что обе политики дополняют друг друга, чтобы создать условия для реализации ключевых общественных приоритетов развития, и как именно они взаимодействуют друг с другом.

Простыми словами: чем дольше и сильнее будет продолжаться активное бюджетное стимулирование, рост бюджетных расходов, рост дефицита - тем жестче будет ДКП, тем выше и дольше будет держаться ключевая ставка, и по другому никак. Этот момент даже отдельно указали в принятом ЦБ стратегическом плане своих действий.

Таким образом, Заботкин дал понять, что никакого быстрого и опережающего реальность снижения ключевой ставки не будет, как этого уже буквально требовали представители Минфина, Минэкономразвития, ну и, конечно же, крупного бизнеса.

Более того, пересмотр бюджетных планов на текущий год и публикация новых в сентябре может стать дополнительным сильным фактором дальнейшего удержания жесткой денежно-кредитной политики, потому как цифры там вряд ли будет дезинфляционными.

Так что, сильного снижения ставки ждать не стоит. И если оно еще произойдет на ближайшем заседании, то будет незначительным и, весьма вероятно, последним в текущем году. Прогнозы СМИ, ожидавших ее радикального снижения сразу на 4-6 процентных пунктов уж точно не оправдаются.

Даже 2 процентных пункта сейчас, на мой взгляд, маловероятны.

"Коллективный разум" участников российского рынка тоже именно так воспринял выступление Заботкина, потому что после него рынок ускорил падение.

-3

Ну а принятый документ о ДКП на ближайшие годы я еще разберу отдельно, там тоже много интересного, особенно что касается "альтернативных" сценариев развития экономической ситуации.

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.

Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьей, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.