В той создавшейся за многие годы ситуации, когда в наших коммерческих кинотеатрах под стать им демонстрируются соответствующие фильмы, я решил обратить внимание читателей канала (и, конечно же, не ограничиваясь жителями Сурского края) на некоторые отечественные кинокартины, которые оставили след в душе. При этом было интересно познакомиться с последующими резонансными откликами и рецензиями на тот или иной фильм.
Сегодня в центре внимания – музыкальная романтическая комедия с фантастическим сюжетом, выпущенная совсем недавно – 10 июля. Дата символически обыгрывает эту мелодраматическую историю с яркими элементами пародии.
Фильм Антона Мегердичева (автора «Движения вверх», «Метро», «Сердца Пармы», «Боя с тенью-2» и других известных кинокартин) «Плагиатор» за прошедшие почти 2 месяца после выхода на экраны уже успел вызвать определённый резонанс.
Постепенно входящий в нашу жизнь искусственный интеллект в интернете оперативно проанализировал вышедшие рецензии и отклики на картину.
«Рецензии на фильм «Плагиатор» преимущественно положительные, отмечающие яркую, музыкальную составляющую и красивую картинку, но критикующие вторичность сюжета и кризис идей. Зрители хвалят актеров, операторскую работу и масштаб, а также атмосферу 90-х годов, но некоторые критики считают, что форма фильма преобладает над содержанием, делая его заимствованием без новой идеи…».
… Да, тут уж, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Ведь придирчивые кинокритики любят всё рассматривать детально и всерьёз, подмечая определенные нестыковки. В особенности, в этом отличаются молодые авторы, рожденные в 90-е и старше. Они не замечают пародийности сюжета, обращенного к известным фильмам прошлых лет, в которых представлена история путешествия во времени. Тут ведь целая киновереница с подобными сюжетами приходит в голову, начиная уже с классических – «Дня сурка», «Назад в будущее», «Ивана Васильевича…» и многих других. И ведь снято всё по законам комедийного жанра, который включает в себя некие условности и право на фантазию, вариации и импровизацию.
А вот по законам написания рецензий многие критики допускают оплошность в плане подробного повествования сюжета. Плюс (а, вернее, уже минус!) ко всему – молодежь не с силах прочувствовать то самое время начала 90-х, которое шестидесятник Мегердичев (я тоже отношусь к рожденным в те годы) довольно точно (но, опять же, в пародийном ключе) представил в «Плагиате». Есть и вполне конкретный намёк на реальные персонажи того времени: хозяина «Черкизона» Тельмана Измаилова, хозяина «Чукотки» Романа Абрамовича. Точно передана сама атмосфера и «реквизит» того времени, – с киосками «Союзпечати», дефицитом табачной продукции (в те годы я и сам привозил из Москвы по просьбе друзей-курильщиков пачки сигарет «Космос», «Родопи» и «Столичных»), ночными клубами (типа «Метелицы» или «Арлекино»), уличными рынками и нашими «Жигулями», «арбатскими» кришнаитами (сюда можно было добавить и группы аккуратно одетых в классические костюмы мормонов)… Как тут не вспомнить ту незабываемую ауру времени начала 90-х. Поэтому говорю «браво» как оператору Дмитрию Яшонкову (одна только сцена погони по улицам столицы чего стоит) и художнику картины Константину Пахотину!
Конечно же, сам сюжет сконцентрирован на исполнителе главной роли – Романе Евдокимове. Именно он постоянно удерживает внимание и привлекает зрителя своей искренней и талантливой игрой, являясь своеобразным лирическим героем, который является неотъемлемой частью сюжета большинства комедий (даже с элементами пародии и гротеска). Пожалуй, именно его образ во многом создает зажигательную атмосферу картины и является центром, её движущей силой.
Определённый фон и сюжетное дополнение «центровому» персонажу создают здесь партнёры Романа – Стася Милославская, Аглая Шиловская, Максим Лагашкин, Марат Башаров, Ирина Пегова и Виталий Кищенко. Все они убедительны и интересны в своих образах, но, скажем так, «второплановы».
О музыкальной части – разговор особый. В данном фильме мы периодически слышим рефрен «Я буду там…», который является своеобразным ключом в то самое путешествие в 90-е годы. А вот уже там, в атмосфере того времени, и скрыта вся музыкальная составляющая «Плагиатора». И тут не могу не согласиться с автором рецензии Жанны из Самары в «Отзовике»: «Молодежь от 30 и моложе навряд ли будет смотреть данную музыкалку. У них уже другие пристрастия, кроме Цоя никакие исполнители из 90-х уже не особо нужны».
Нынешняя молодежь, включая сюда и самих современных прагматичных кинокритиков, «пришла» к нам именно оттуда. И сегодня, благодаря тому самому «перестроечному» времени, воочию виден его итог, отразившийся в душах молодых людей. Многие из них сегодня напрочь лишены памяти об истории кино и легендарных советских и российских актерах. В этом, к сожалению, я всё больше и больше убеждаюсь, общаясь с подростками и более взрослыми ребятами, – это сегодня не может не вызывать тревоги…
И потому картину эту посоветую посмотреть (в чём-то с ностальгией) представителям более старшего поколения, – тем, кому уже за 30. А напоследок запомнившаяся фраза из фильма: «Борьба за счастье в будущем, – мы все живём в мире, где жизнь отложена на завтра. А завтра – нет»...