Вообще о морских губках можно писать бесконечно много и долго. Конечно в кембрии, помимо археоциат, появляются практически все современные их группы и вымершие в том числе. Менялись они часто, но не сказать что значительно. Одно можно сказать точно, что появление губок знаменовало собой появление огромных биоценозов еще в кембрийский период. Губки сами являются рифостроителями и исчезновение археоциат сильно на ситуацию не повлияло. Тем более опыт выживания в периоды массовых вымираний уже к кембрийскому времени у губок был богатый. Примерно в пол миллиарда лет, если отавию считать губкой.
Представители типа Porifera предоставляют среду обитания для многих одноклеточных и многоклеточных организмов. Многоклеточные организмы обычно выступают комменсалами (особенный тип симбиоза, при котором разные организмы взаимодействуют друг с другом, но не вступают в тесные отношения) и поселяются на поверхности тела губки и в её внутренних полостях, не мешая её жизнедеятельности. Среди эндобионтов губок отмечены стрекающие, турбеллярии, немертины, сипункулиды, полихеты, моллюски, ракообразные, многоколенчатые, иглокожие, асцидии и хордовые. Все эти классы животных в кембрии уже имелись. Богатейший материал к этому делу предоставил лагерштетт Берджес-Шелл, расположенный на севере Канады (в кембрии береговая линия континента Лаврентия).
Бытует вопрос, были ли обыкновенные губки предками или потомками археоциат? Археоциаты могли быть предками обыкновенных губок, тем более такие формы действительно есть, например, в гуаншаньском лагерштетте (провинция Юньнань), сформировавшемся около 510 млн назад, — как раз в то время, когда по всему миру распространились последние обильные археоциаты (именно род археоциатус), и по соседству с рифами, этими существами построенными (ныне это провинция Хубэй). Подобно археоциатам, гуаньшаньские губки имели небольшой (высота 3 см, диаметр 0,75 см) узкоконический кубковидный скелет с порами разной размерности. Вот только скелет этот был кремний-органический (в нем до сих пор в избытке присутствуют углерод и кремний), но не спикульный: состоял из органических фибрилл, покрытых кремневой оболочкой.
Но археоциаты могли быть и потомками каких-то других губок. В конце-концов в эдиакарских отложениях нам уже известно некоторое разнообразие подобных животных. Относятся эти губки к вымершему семейству вауксииды (Vauxiidae) из отряда веронгиид. Они прекрасно пережили рубеж протерозоя и палеозоя. Их окаменевшие следы известны в ранних кембрийских отложениях.
Вауксия (лат. Vauxia bellula) — вымерший род обыкновенных губок с нехарактерным ветвящимся режимом роста. Каждая ветвь состояла из сети нитей. Вауксия имела скелет из спонгина (гибкий органический материал), имеющийся у современных дневных губок. Так же, как и многие другие губки, вауксия питалась путем всасывания питательных веществ из воды.
Биоминерализация скелета губок претерпевала неоднократные изменения. Губки словно экспериментировали с химическими элементами. Кальцит, магний, углерод, кремний, фтор, фосфор и так далее - всё полезно, что в губку полезло.
Род Вапкия (лат. Wapkia grandis) считается примитивной губкой-демоспорой (Rigby, 1986). Демоспоры, те же самые губки, которые используются для банных губок, представляют собой самый многочисленный класс современных губок. Крупная удлиненная или овальная губка с пучками грубых и тонких спикул, выстроенных в длинные вертикальные столбцы и отчетливые горизонтальные пучки.
Поверхность губки гладкая и лишена каких-либо вертикальных или горизонтальных гребней. Спикулы прямые и заостренные на обоих концах (оксеи). Точное положение различных пучков спикул в скелете до сих пор не определено, но, по-видимому, внутренняя часть скелета сетчатая с горизонтальными морщинами, типичными для этого вида и образованными горизонтальными пучками спикул. Этот вид один из самых крупных представителей кембрийских губок.
Род Пирания (лат. Pirania muricata) — толстостенная цилиндрическая губка, которая может иметь до четырёх ветвей. Скелет губки состоит из пучков мелких спикул, которые отличаются характерными длинными заострёнными спикулами, выступающими из наружной стенки. Длинные каналы пронизывают стенку губки, обеспечивая циркуляцию воды. Ветвление происходит вблизи основания губки. Относится к демоспорам. Демоспоры, те же самые губки, которые используются для банных губок, представляют собой самый многочисленный класс современных губок.
Грозное родовое название губка получила не в честь известной амазонской хищной рыбки, а по названию горы Сент-Пиран (2649 м), расположенной в долине реки Боу в национальном парке Банф, Альберта. В 1894 году Сэмюэл Аллен назвал гору Сент-Пиран в честь святого покровителя Корнуолла.
Видовое название muricata — от латинского muricatus, «заострённый, покрытый острыми концами». Название связано с крупными заострёнными шипами, выступающими из стенки губки.
Капсоспонгия (лат. capsospoingia), к примеру имела кубкообразную форму, подобно некоторым видам археоциат. Это некрупный организм, достигавший в высоту 35 — 75 мм и до 20 мм в диаметре. К морскому дну эта губка прикреплялась узким, 3 — 4 мм диаметром основанием. Имела криволинейную коническую форму, расширяясь к верху и заканчиваясь оскулумом (отверстие на вершине тела одиночной губки, через которое вода из парагастральной полости (пространства в теле губки, куда поступает вода из пор или каналов) поступает во внешнюю среду).
Как и большинство губок, Капсоспонгия имела игольчатый скелет; длинные спикулы, параллельные направлению роста, образовывали колонны, которые были соединены более короткими боковыми спикулами.
У некоторых губок спикулы играли роль внешней защиты и опоры. В этом отношении весьма необычен род морских губок Чойя (лат. Choia). Корпус вида Choia ridleyi имел форму тонкого, круглого или эллиптического диска, из которого исходили первый длинный тип спикул, расположенных в радиальном положении, образуя коронку.
Поверхность диска также была покрыта вторым типом одноосных спикул, намного меньших и тонких, которые образовывали плотное покрытие. Все это держалось на третьем опорном типе спикул, с помощью которых губка могла крепко удерживаться в донном субстрате или в песчаном грунте. Размеры диаметра центрального диска составляли от 10 мм до 60 мм.
Вид Choia carteri опорных спикул не имел. Его тело крепилось подошвой и по краям располагались спикулы первых двух типов в радиальном положении. Возможно роль крепления к грунту играли спикулы либо первого, либо второго типа.
С подобным типом крепления мы уже как-то были знакомы. В эдиакарском периоде обитал организм, вероятно тоже губка - коронаколлина.
Такаккавия (лат. Takakkawia) - родовое название происходит от названия водопада Такаккау, находящегося в национальном парке Йохо, неподалеку от города Филд (Британская Колумбия, Канада). Высота водопада от вершины горы до впадения в реку Йохо составляет 381.1 метров, что делает Такаккау вторым по высоте водопадом в Канаде после водопада Делла Фоллс. Название самого водопада происходит из языка индейцев кри, в котором слово «такаккау» обозначает проявление восторга, удивления, восхищения.
Такаккавия имела удлинённую коническую форму с восемью лопастеподобными рёбрами, радиально выступающими из стенок губки наружу и начинающимися от основания. Эти рёбра состоят из тонких вытянутых спикул. Внутри они соединены с другими спикулами, образующими лентообразные структуры. Эти структуры соединены горизонтальными пучками спикул. Большинство спикул одноосные, но встречаются также трёхосные. Представители этого рода имели большую спонгиоцель. Такое строение характерно для известковых губок.
Род Эйфелия (лат. Eiffelia globosa) — вымерший род губок, известный из среднекембрийского сланца Берджесс, а также из нескольких раннекембрийских отложений мелких ракушечных ископаемых. Он назван в честь пика Эйфеля, который, в свою очередь, был назван в честь Эйфелевой башни. Впервые он был описан в 1920 году Чарльзом Дулиттлом Уолкоттом. Он относится к группе Hexactinellid - шестилучевые или стеклянные губки. 60 экземпляров Eiffelia известны из слоя Greater Phyllopod , где они составляют 0,11% сообщества.
У эйфелий обычно имеются звездчатые шестилучевые колоски, лучи которых расходятся под углом 60°, иногда с седьмым лучом, перпендикулярным остальным шести.
Большая часть этих губок происходит, в основном, из сланцев Берджес (Канада), хотя ископаемые остатки чойи обнаруживают и в других кембрийских лагерштеттах. Например в Китае и США. Но и в Сибири были обнаружены самые ранние представители губок в кембрийских отложениях.
Представители семейства протоспонгиид (лат. protospongiidae) хорошо распознаются среди своих кембрийских собратьев благодаря выраженному – «в клеточку» – сетчатому скелету, состоящему из крестообразных кремневых спикул – ставрактин. Предполагается, что ставрактины образовались путем редукции одной оси у обычной шестилучевой спикулы. Скелеты протоспонгиид считаются одними из наиболее простых у шестилучевых губок.
Ставрактины образуют очень тонкий и хрупкий однослойный скелет, обычно без видимых прикрепительных пучков спикул. Простота организации, отсутствие специфических диагностически важных спикул и в целом ограниченное число морфологических признаков скелета способствовали тому, что протоспонгиид, неформально характеризующих весь отряд Reticulosa, перестали рассматривать в качестве близких родственников современных шестилучевых губок.
Протоспонгииды встречаются в большинстве кембрийских лагерштеттов (местонахождениях уникальной сохранности) по всему миру. На Сибирской платформе достоверно к ним можно было отнести только формы, описанные как Диагониелла (лат. Diagoniella hindei).
Диагониелла небольшая и простая коническая мешковидная губка. Скелет состоит из диагонально ориентированных грубых спикул, расположенных вдоль длины губки. Эти спикулы известны как стауракты и отличаются от обычных шестилучевых спикул губок гексактинеллид тем, что у них два луча редуцированы, что придает им характерную крестообразную форму. Спикулы сплетаются вместе, образуя сеть, хотя, в отличие от некоторых губок гексактинеллид, эта сеть не срастается, что делает губки очень нежными. D. cyathiformis — более крупный (до 120 мм) и более удлиненный, конический вид. Длинные спикулы образуют пучковидную корневую структуру у основания губки.
Однако новая находка губки из чайской свиты среднего кембрия (возраст 504–502 миллиона лет) горы Красивая (р. Мая, Якутия), представленная крупным фрагментом скелетной решетки, отнесена к роду Protospongia. Представляется, что Protospongia и Diagoniella – сестринские роды.
Скелетная решетка сохранилась в виде отчетливых отпечатков, спикулы не претерпели пространственного смещения в ходе захоронения. Несмотря на то, что скелет полностью не сохранился, мелкие спикулы со второго по четвертый порядок строго сохраняют когерентное расположение относительно друг друга. Это говорит о том, что вся скелетная решетка сохранилась без каких-либо нарушений. Решетка из крупных ставрактин первого порядка немного изгибается (на 10–15°), указывая на то, что тело губки имело коническую форму, а решетка располагалась под прямым углом относительно апикобазальной оси (вершина – основание) тела. Это важно, поскольку представители рода Diagoniella имеют схожую по структуре, но повернутую диагонально к апикобазальной оси скелетную решетку.
Дальнейшее исследование Protospongia из среднего кембрия Сибирской платформы и морфологически близких таксонов может пролить свет на общий план строения протоспонгий, пока еще не совсем ясный.
Возможно я не перечислил какие-то ключевые рода и семейства губок. Если так, напишите в комментариях, какие именно. Возможно им посвящу отдельную статью. Если понравилась статья - ставьте лайк. Не забывайте подписаться на канал и нажать на колокольчик, чтобы быть всегда в курсе новых публикаций. Всегда с вами автор канала "Страницы Земли".