Уже не раз мы затрагивали тему таинственных предков всех эдиакарских организмов. Речь идет о губках или родственных им животных. И теперь мы пополнили свой "бестиарий" этими организмами. Но стоит кое-что в общем уточнить.
Конечно те, стародавние морские губки, ясное дело, отличались от современных. Да и современные группы губок не реликт, а скорее "недавние" потомки тех губок, которые обитали на протяжении аж с Тония (1 миллиард лет тому назад). За миллиард лет губки пережили несколько массовых вымираний, многочисленные катаклизмы, климатические кризисы, в силу чего многие семейства губок канули в глубокую лету. Весь этот класс животных изрядно потрепало за всю историю Земли.
Да и сегодня им немало достается от деятельности человека.
Думаю, что и эдиакарские губки, уже как пол миллиарда лет, исчезли со своих страниц истории. Но не будем о грустном.
Будем о насущном.
Морские губки обнаружены в разных геологических интервалах эдиакарского периода. Так например род Вавеликсия (лат. Vaveliksia) — род губок или сходных с ними животных, известный из вендских отложений побережья Белого моря (Архангельская область, Россия), берегов реки Днестр (Украина) и Австралии. Примерно 550 миллионов лет назад.
Вавеликсия мела тело, напоминавшее огурец, один конец которого прикреплялся к субстрату дискообразным органом. В верхней части тела находилось отверстие, куда вкачивалась взвесь, а выкачивалась вода. Отпечатки вавеликсий положительные, овальные, удлиненные, низкорельефные, гладкие или несущие тонкие продольные бороздки. На одном из концов обособляется маленькое круглое образование в виде кольца с углублением посередине.
Отпечатки находят на подошве слоев, отпечатки одиночные или образующие группы из нескольких экземпляров. В силу чего выделяют несколько видов:
Vaveliksia velikanovi, описана в 1983 году М. Федонкиным. Образцы обнаружены в ломозовских слоях могилевской свиты в бассейне реки Днестр и в бернашевских слоях ярышевской свиты в карьере около села Озаринцы, (Подолье, Республика Украина). Ротовое отверстие обрамлено складками, которые первоначально были интерпретированы как щупальца, а сам организм — как полип. Но вскоре эта интерпретация была подвергнута сомнениям, а более тщательный анализ показал, что организм ближе к губкам. Видовое название было дано, как нетрудно догадаться, из-за крупных размеров. Отпечатки имеют длину от 3 до 8 см и ширину до 3 см. Диаметр прикрепительных дисков составляет 0,8–2 см.
Vaveliksia vana, описана А. Иванцовым в 2004 году. Образцы известны из йоргинской свиты на Зимнем берегу Белого моря, Архангельская область, Россия. Имеется единственное упоминание о V. vana из эдиакарских отложений в Южной Австралии, но фотографии или описания этих окаменелостей не были представлены. Имела меньший диаметр, чем Vaveliksia velikanovi. В верхней части складок не было. Орган прикрепления многоугольный и куполообразный. Длина тела: от 35 до 86 мм, диаметр тела: от 8 до19 мм. Диаметр органа прикрепления от 7 до 15 мм.
Там же, где была обнаружена V. vana, в нынешнем году был описан новый род губок Ольгуния — это вымерший род колониальных губкообразных организмов из позднего эдиакария, давший название семейству Olgunidae. Это монотипный род, включающий только Olgunia bondarenkoae. Образец был найден палеонтологом и старшим научным сотрудником лаборатории докембрийских организмов Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН Екатериной Анатольевной Лужной.
Родовое название Olgunia и видовое название bondarenkoae образованы от латинизированных имени и фамилии Ольги Борисовны Бондаренко, доцента кафедры палеонтологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, известного исследователя палеозойских гелиолитовых кораллов, а также учителя автора, описавшего ископаемый материал.
Olgunia bondarenkoae состоит из группы овальных, мешковидных тел, которые вырастают до максимальной длины 50 мм и ширины 10 мм. Предполагается, что они возвышались над поверхностью и прикреплялись к субстрату с помощью небольших дисков прикрепления, похожих на Funisia и Vaveliksia, которые, как было отмечено, достигают 7 мм в диаметре, причем некоторые из них имеют бугорки в центре. Отмечено, что мешковидные тела имеют нерегулярные поперечные перегородки, варьирующиеся от интервалов 1–5 мм, с отмеченной зональной «группировкой» некоторых перегородок, что, как предполагается, является ответом на изменение местной среды, что наблюдается у табулированных кораллов.
Хотя отмечено, что он похож на других членов семейства Olgunidae, у него все еще есть много отмеченных отличительных отличий. По сравнению с Vaveliksia, у него большее количество менее регулярно расположенных перегородок, наряду с дихотомическим ветвлением мешковидных тел и колониальным образом жизни. По сравнению с Funisia, тела по своей природе больше похожи на мешки, а не на палочки, и отличается концентрическая природа обоих организмов.
Ископаемые останки Olgunia сохранились в зеленовато-серых или красноватых среднезернистых песчаниках, которые имеют выпуклую форму с высоким и низким рельефом, а центральные части окаменелостей слегка приподняты, образуя форму холмика. Предполагается, что они были погребены из-за насыпей песка, оседающих вокруг мешкообразных тел, и позже приобрели свою вдавленную форму, когда они перевернулись из-за неравномерного уплотнения песка и окружающих илов, в результате чего органический материал опустился выпуклостью вниз во время окаменения.
Сам ископаемый материал регулярно появляется в форме веера, с небольшими округлыми формами в центре, которые окружены субовальными телами, расходящимися наружу. Из этого следует, что круглые формы представляют собой фиксирующие диски мешковидных тел, которые, скорее всего, стояли прямо над поверхностью субстрата. Это дополнительно подтверждается телами, перекрывающими друг друга, и из-за большего количества дисков на телах, сохранились только краевые тела, в то время как более центральные разложились, что снова еще больше намекает на то, что некоторые из центральных дисков все еще сохраняют бугорки. Тела также были трехмерными по форме из-за способности отделять некоторые тела от матрицы и имеют некоторое сходство с Funisia, которые считаются трехмерными полыми трубками.
В 2007 году, в Приморском районе Архангельской области были обнаружена целая колония морских губок - Федомия (лат. Fedomia mikhaili). Это род некрупных бентосных мешковидных организмов яйцевидной, сферической или пальцеобразной формы, длиной до 6 см и шириной до 1.5 см; скелет состоит из простых 6–8 лучевых спикулоподобных элементов одного размерного порядка, образующих нерегулярную решетку, лучи изогнутые, неветвящиеся; скелет окружен плотной оболочкой; возможно, была развита перфорация (правильная сетчатая форма). Остатки Fedomia сохраняются на подошвах слоев в виде негативных отпечатков овальных тел, с характерными звездчатыми структурами; наблюдается значительная тафономическая изменчивость.
Скелетные элементы Fedomia довольно массивные, об их внутреннем строении и составе судить сложно (первоначальное вещество не сохранилось), но, поскольку в рельефе этих структур наблюдается инверсия, можно думать о возможном растворении и замещении осадком в процессе фоссилизации, т. е. скелетные элементы Fedomia могли изначально содержать минеральные компоненты.
В Китае, в формации Доушантуо был обнаружен род ископаемых губок спонгиат - Эоциатиспонгия (лат. Eocyathispongia). 590-580 миллионов лет назад эти губки обитали в мелководных морях эдиакарского периода в качестве фильтраторов.
Eocyathispongia qiania — единственный вид рода Eocyathispongia. Данный организм имел орган подачи эпифаунного фильтра, состоящее из трех трубок с двумя меньшими боковыми трубками и большой извилистой центральной трубкой, которая, вероятно, фильтрует воду. Ячейки внутри трубок плоские и пористые, как и следовало ожидать. Клетки на дне окаменелости менее пористые, чтобы держать животное на земле, а элементы трубки снаружи отличаются от элементов внутри. Существо асимметрично. Словно связано в узел. Найденная окаменелость была всего около 1,1 миллиметра в высоту и 1,2 миллиметра в ширину, поэтому можно предположить, что представители вида в целом были примерно одинакового размера, поскольку нет никаких доказательств того, что найденная окаменелость была взрослой особью.
Название рода состоит из сочетания греческого слова, обозначающего рассвет, "эос", и греческого слова, обозначающего чашеобразную форму, cyathifer, чтобы описать, как выглядит существо. Корень “pongia” был добавлен в конце, чтобы указать, что род относится к губкам.
Самая главная проблема в палеонтологической летописи это то, что между обнаружением самой древней ископаемой губки отавии (лат. Otavia) и эдиакарской (вендской) биоты огромная эволюционная дыра в 160 миллионов лет! Поэтому палеонтологический народ и гадает, от кого же могли произойти сами вендобионты.
Чтобы залатать хоть как-то дырку в 160 миллионов лет, выдвигалось две гипотезы: что спикулы древних губок не сохранились из-за неподходящих геологических условий и что спикул у древних губок просто не было, от слова совсем.
Новая находка в биоте Шибантан провинции Хубэй (Китай) показывает, что правы были сторонники второй гипотезы: у найденной в эдиакарских отложениях возрастом 550 млн лет организмов нет никаких спикул, но есть всё остальное, что мы можем ожидать от губок: тело в форме кубка с радиальной симметрией, дискоидальная структура для прикрепления к субстрату и каналы, пронизывающие тело.
Поверхность организма несет сетчатый рисунок, чрезвычайно напоминающий стеклянных губок (Hexactinellida). Только «сетка» у китайской протогубки состоит из органического вещества, а не из биоминерализованных спикул, как у всех нормальных губок.
Организм назвали Хеликолоцелл (лат. Helicolocellus cantori), и вероятно, он представляет собой раннюю губку без биоминерализованных спикул. Как говорится, одной загадкой меньше, а наличие спикул больше не является необходимым условием для признания организма настоящей губкой.
Кстати тут таки прям напрашиваются петалонамы. Тоже имеют грушевидное или дискообразное крепление и никаких вам спикул или других твердых образований. Все по фэншую. Да и питание весьма у петалонам схожее с губками. Ну почти. Губки прогоняют через себя галлоны воды со взвесью, а на выходе чистая водичка с примесью того, что переварить губка не смогла. Петалонамы же имеют осмотическое питание. Но факт остается фактом. Через петалонам донные морские течения так-же проносили галлоны воды со всякой взвесью, которые они впитывали в себя всем телом. Ни у губок, ни у петалонам нет пищеварительной системы. Хотя последние уже имеют некоторые ткани для развития органов. Но они их не развили.
Только лишь у дикинсоний и ряда других проартикулят появляются какие-то странные трубки, разветвления и так далее. Но что это за органы - также сказать весьма трудно. Питались проартикуляты распластавшись всем "комиссарским" телом по бактериальному мату и выпускали из себя переваривающие ферменты. Что переварено - то и впитано, телом! Да и билатериями (двусторонне-симметричными) проартикуляты небыли. Мешала смещенная симметрия. Но все-таки эволюционная связь видна.
Ну и в завершение как всегда. Просьба ставить палец вверх. Подписаться на канал. Оставлять комментарии по теме. И нажимать на колокольчик для оповещения о новых публикациях. Всегда с вами, автор канала "Страницы Земли".