На общем, не слишком позитивном фоне нашего путешествия в конце августа в Серпухов, некоторые места в городе, тем не менее, оставили приятное впечатление.
Одно из них — Введенский Владычний женский монастырь, который расположен на правом берегу Нары, основанный в 1360 году митрополитом Киевским и всея Руси чудотворцем Алексием как мужской.
Первым настоятелем монастыря стал келейник Алексия, Варлаам, впоследствии — преподобный Варлаам Серпуховский. С его именем связано явление двух чудотворных икон Божией Матери: «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» и «Неупиваемая Чаша». Первая из этих икон находилась в фондах городского историко-художественного музея, куда попала после закрытия Владычнего монастыря в 1919 году. Предпринимались шаги по возвращению этой святыни из музея в обитель, а вот информации о том, вернули или нет, я в интернете не нашёл.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» тоже была изъята из монастыря в 1919 году, однако её дальнейшая судьба неизвестна, возможно, она была сожжена, по рассказам старожилов Серпухова, в числе многих других на берегу Нары.
Памятник преподобному Варлааму, с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в руках был установлен 4 декабря 2014 года у стен Серпуховского Введенского Владычнего монастыря, неподалёку от входа через Северные врата.
О скульптурах и памятниках Серпухова у меня можно почитать здесь:
Стен у монастыря две, внешняя, из красного кирпича, ограждает большую территорию, на которой находятся различные строения, такие как иконная лавка, магазинчик с выпечкой, столовая "Монастырская трапеза" и другие.
У хлебного магазина увидели вот такой «Кошкин дом» и парочку жильцов возле него. Я по натуре не кошатник, мирно сосуществую с усатыми-полосатыми без любви, но к тому, что люди таким образом выражают свою симпатию к братьям нашим меньшим, отношусь с пониманием и уважением.
И тут же рядом, между хлебной и иконной лавками, — вольер для птиц, в котором содержатся павлины.
Как связаны эти грациозные птицы с монастырём и почему павлин изображён на гербе Серпухова, у меня можно прочесть здесь:
Кроме живых, попался ещё и такой вот, изготовленный из металла.
Путь за белокаменные стены монастыря лежит через Святые врата с надвратной церковью Феодота Анкирского, построенные в конце XVI века.
Во время нашего посещения в Георгиевской церкви монастыря шла служба, возможно, для прихожан ворота и открыли, потому как в сети пишут, что обычно они заперты, а входить нужно через узкий проход-лаз в стене.
Мы через этот лаз выходили. Судя по оставшимся в кладке стальным петлям, в этом проходе тоже когда-то была железная калитка.
С двух строн арки ворот - мозаичные иконы, освящённые 3 декабря 2017 года. До разорения монастыря в 1919 году на этих местах находились живописные иконы святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Варлаама Серпуховского.
Храм великомученика Георгия Победоносца построен в конце XVI века, он представляет собой образец московского зодчества с характерной для того времени шатровой колокольней.
Росписей на стенах храма нет, на белых стенах просто развешены иконы. На сайте монастыря указано, что в древние времена в храме находилась чудотворная икона святого Георгия, перед которой сама собой зажигалась свеча, предупреждая о наступлении врагов.
Как я уже говорил, мы пришли в монастырь как раз в то время, когда в Георгиевском храме шла служба. Прихожан было так много, что не всем, видимо, хватало места внутри, поэтому многие молились снаружи.
Главный храм обители - Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы, наверное, самое старое из строений на территории монастыря. Он был построен в 1362 году Варлаамом Серпуховским и освящен митрополитом Алексием. В XVI, XVII и XIX веках неоднократно перестраивался. Свой нынешний вид собор приобрёл, как и остальные храмы на территории монастыря, во времена правления Бориса Годунова.
До разорения монастыря в соборе находилась утраченная икона "Неупиваемая чаша", в наши дни там хранится список этой чудотворной иконы, выполненный в 1993 году в Высоцком мужском монастыре.
Преподобный Варлаам Серпуховский был погребён митрополитом Алексием у западной стены Введенского собора монастыря, в настоящее время над его могилой устроена небольшая деревянная часовня.
Монастырь, создававшийся как мужской, в начале XIX века находился в сильном упадке, братия разошлась, храмы опустели, службы в них перестали вестись, и в 1806 году митрополит Платон испросил у императора Александра I дозволение преобразовать обитель из мужской в женскую.
Однажды, во время нашего путешествия в Великий Новгород, моя жена Лена обратила внимание на то, как отличаются подворья монастырей. В мужских всегда какая-то строгая простота, а в женских поуютнее, что ли, чувствуется, что и в монашестве женщина остаётся женщиной. Обычно это сразу видно по ухоженности палисадников, по обилию цветов и декоративных кустарников, и заборчики-оградки все подкрашены, и стеночки строений побелены.
Под Великим Новгородом нам довелось сравнить Свято-Юрьев мужской и Варлаамо-Хутынский женский монастыри, в Переславле-Залесском — Никитский мужской и Никольский женский. В Серпухове в Высоцком мужском монастыре мы не были, но не сомневаюсь, что и он, в сравнении с Введенским, проиграл бы в этом нами придуманном состязании.
Даже такое, казалось бы, не предназначенное для озеленения место, как угол между монастырскими стеной и башней, и то превратилось в большую цветочную клумбу.
Ну и огороды монастырские покажу, но уже не в качестве сравнения, думаю, что и у монахов-мужчин в огородах такой же порядок, просто хочу показать, что насельницы не отстают от прогресса, никаких допотопных бочек с водой, везде устроен капельный полив.
Чувствуется, что когда люди умеют хозяйствовать, то и дом, и двор, и огород у них в порядке.
Вот бы таких хозяйственников да в администрацию Серпухова, может, тогда город бы и попривлекательнее стал как для его жителей, так и для туристов.