Найти в Дзене

Владычний монастырь: духовное наследие Серпухова

На общем, не слишком позитивном фоне нашего путешествия в конце августа в Серпухов, некоторые места в городе, тем не менее, оставили приятное впечатление. Одно из них — Введенский Владычний женский монастырь, который расположен на правом берегу Нары, основанный в 1360 году митрополитом Киевским и всея Руси чудотворцем Алексием как мужской. Первым настоятелем монастыря стал келейник Алексия, Варлаам, впоследствии — преподобный Варлаам Серпуховский. С его именем связано явление двух чудотворных икон Божией Матери: «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» и «Неупиваемая Чаша». Первая из этих икон находилась в фондах городского историко-художественного музея, куда попала после закрытия Владычнего монастыря в 1919 году. Предпринимались шаги по возвращению этой святыни из музея в обитель, а вот информации о том, вернули или нет, я в интернете не нашёл. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» тоже была изъята из монастыря в 1919 году, однако её дальнейшая судьба неизвестна, возможно,

На общем, не слишком позитивном фоне нашего путешествия в конце августа в Серпухов, некоторые места в городе, тем не менее, оставили приятное впечатление.

Одно из них — Введенский Владычний женский монастырь, который расположен на правом берегу Нары, основанный в 1360 году митрополитом Киевским и всея Руси чудотворцем Алексием как мужской.

Первым настоятелем монастыря стал келейник Алексия, Варлаам, впоследствии — преподобный Варлаам Серпуховский. С его именем связано явление двух чудотворных икон Божией Матери: «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» и «Неупиваемая Чаша». Первая из этих икон находилась в фондах городского историко-художественного музея, куда попала после закрытия Владычнего монастыря в 1919 году. Предпринимались шаги по возвращению этой святыни из музея в обитель, а вот информации о том, вернули или нет, я в интернете не нашёл.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» тоже была изъята из монастыря в 1919 году, однако её дальнейшая судьба неизвестна, возможно, она была сожжена, по рассказам старожилов Серпухова, в числе многих других на берегу Нары.

Памятник преподобному Варлааму, с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в руках был установлен 4 декабря 2014 года у стен Серпуховского Введенского Владычнего монастыря, неподалёку от входа через Северные врата.

Преподобный Варлаам Серпуховский, скульптор Д. В. Кукколос, 2014 г. Фото из личного архива автора.
Преподобный Варлаам Серпуховский, скульптор Д. В. Кукколос, 2014 г. Фото из личного архива автора.

О скульптурах и памятниках Серпухова у меня можно почитать здесь:

Стен у монастыря две, внешняя, из красного кирпича, ограждает большую территорию, на которой находятся различные строения, такие как иконная лавка, магазинчик с выпечкой, столовая "Монастырская трапеза" и другие.

У хлебного магазина увидели вот такой «Кошкин дом» и парочку жильцов возле него. Я по натуре не кошатник, мирно сосуществую с усатыми-полосатыми без любви, но к тому, что люди таким образом выражают свою симпатию к братьям нашим меньшим, отношусь с пониманием и уважением.

 «Кошкин дом» на территории монастыря. Фото из личного архива автора.
«Кошкин дом» на территории монастыря. Фото из личного архива автора.

И тут же рядом, между хлебной и иконной лавками, — вольер для птиц, в котором содержатся павлины.

Павлины в Введенском Владычнем женском монастыре. Фото из личного архива автора.
Павлины в Введенском Владычнем женском монастыре. Фото из личного архива автора.

Как связаны эти грациозные птицы с монастырём и почему павлин изображён на гербе Серпухова, у меня можно прочесть здесь:

Кроме живых, попался ещё и такой вот, изготовленный из металла.

Павлин-инсталляция в Введенском Владычнем женском монастыре. Фото из личного архива автора.
Павлин-инсталляция в Введенском Владычнем женском монастыре. Фото из личного архива автора.

Путь за белокаменные стены монастыря лежит через Святые врата с надвратной церковью Феодота Анкирского, построенные в конце XVI века.

Святые врата с надвратной церковью Феодота Анкирского. Фото из личного архива автора.
Святые врата с надвратной церковью Феодота Анкирского. Фото из личного архива автора.

Во время нашего посещения в Георгиевской церкви монастыря шла служба, возможно, для прихожан ворота и открыли, потому как в сети пишут, что обычно они заперты, а входить нужно через узкий проход-лаз в стене.

Мы через этот лаз выходили. Судя по оставшимся в кладке стальным петлям, в этом проходе тоже когда-то была железная калитка.

Лаз-проход в западной стене монастыря. Фото из личного архива автора.
Лаз-проход в западной стене монастыря. Фото из личного архива автора.

С двух строн арки ворот - мозаичные иконы, освящённые 3 декабря 2017 года. До разорения монастыря в 1919 году на этих местах находились живописные иконы святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Варлаама Серпуховского.

Храм великомученика Георгия Победоносца построен в конце XVI века, он представляет собой образец московского зодчества с характерной для того времени шатровой колокольней.

Росписей на стенах храма нет, на белых стенах просто развешены иконы. На сайте монастыря указано, что в древние времена в храме находилась чудотворная икона святого Георгия, перед которой сама собой зажигалась свеча, предупреждая о наступлении врагов.

Как я уже говорил, мы пришли в монастырь как раз в то время, когда в Георгиевском храме шла служба. Прихожан было так много, что не всем, видимо, хватало места внутри, поэтому многие молились снаружи.

Главный храм обители - Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы, наверное, самое старое из строений на территории монастыря. Он был построен в 1362 году Варлаамом Серпуховским и освящен митрополитом Алексием. В XVI, XVII и XIX веках неоднократно перестраивался. Свой нынешний вид собор приобрёл, как и остальные храмы на территории монастыря, во времена правления Бориса Годунова.

До разорения монастыря в соборе находилась утраченная икона "Неупиваемая чаша", в наши дни там хранится список этой чудотворной иконы, выполненный в 1993 году в Высоцком мужском монастыре.

Преподобный Варлаам Серпуховский был погребён митрополитом Алексием у западной стены Введенского собора монастыря, в настоящее время над его могилой устроена небольшая деревянная часовня.

Монастырь, создававшийся как мужской, в начале XIX века находился в сильном упадке, братия разошлась, храмы опустели, службы в них перестали вестись, и в 1806 году митрополит Платон испросил у императора Александра I дозволение преобразовать обитель из мужской в женскую.

Однажды, во время нашего путешествия в Великий Новгород, моя жена Лена обратила внимание на то, как отличаются подворья монастырей. В мужских всегда какая-то строгая простота, а в женских поуютнее, что ли, чувствуется, что и в монашестве женщина остаётся женщиной. Обычно это сразу видно по ухоженности палисадников, по обилию цветов и декоративных кустарников, и заборчики-оградки все подкрашены, и стеночки строений побелены.

Под Великим Новгородом нам довелось сравнить Свято-Юрьев мужской и Варлаамо-Хутынский женский монастыри, в Переславле-Залесском — Никитский мужской и Никольский женский. В Серпухове в Высоцком мужском монастыре мы не были, но не сомневаюсь, что и он, в сравнении с Введенским, проиграл бы в этом нами придуманном состязании.

Даже такое, казалось бы, не предназначенное для озеленения место, как угол между монастырскими стеной и башней, и то превратилось в большую цветочную клумбу.

Цветники Введенского женского монастыря. Фото из личного архива автора.
Цветники Введенского женского монастыря. Фото из личного архива автора.

Ну и огороды монастырские покажу, но уже не в качестве сравнения, думаю, что и у монахов-мужчин в огородах такой же порядок, просто хочу показать, что насельницы не отстают от прогресса, никаких допотопных бочек с водой, везде устроен капельный полив.

Чувствуется, что когда люди умеют хозяйствовать, то и дом, и двор, и огород у них в порядке.

Вот бы таких хозяйственников да в администрацию Серпухова, может, тогда город бы и попривлекательнее стал как для его жителей, так и для туристов.