Не уверен, найдется ли в другом небольшом городе столько скульптур, сколько в Серпухове, но, на мой взгляд, здесь их несколько больше, чем следовало бы.
Расскажу немного о тех, что мы видели во время своих прогулок по городу, и в первую группу выделю те, что посвящены Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная.
Воин-освободитель.
Об этом памятнике я уже рассказывал в своей статье о Прогулке по Соборной горе, позволю себе повториться и здесь:
Это предварительный макет знаменитого монумента, установленного в 1949 году в Трептов-парке в Берлине, высота берлинского памятника составляет 13 метров, серпуховского – 2,5 метра.
Скульптуру подарил Серпухову сам Евгений Вучетич в 1964 году. Изначально её установили около городской больницы имени Н.А. Семашко, а в 2009 году, после реставрации, перенесли на Соборную гору, к братской могиле воинов, павших на подступах к Москве в 1941 году, и умерших от ран или болезней в госпиталях.
Памятник воинам 49-й армии и народным ополченцам.
Этот памятник находится на правом берегу Нары, поэтому редко упоминается блогерами-путешественниками, нам же довелось его увидеть как раз по той причине, что жильё мы снимали неподалёку, и по дороге к кремлю проходили мимо. Площадь была построена в 1966 году, видимо, тогда же и была установлена скульптура воина с автоматом, а за ней — плита с надписью: «Воинам 49-ой армии и народным ополченцам — защитникам Москвы от благодарных серпуховичей».
Войска 49-й армии Западного фронта в ходе Можайско-Малоярославецкой оборонительной операции остановили наступление противника на рубеже западнее Серпухова, у Тарусы и Алексина.
К памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне, ещё можно отнести бюст Герою Советского Союза Олегу Степанову, находящийся в городском парке, названном его же именем, и стелу «Город воинской доблести», установленную у здания Дворца культуры. Мне в кадр они не попали.
Серпухов древний, от Владимира Храброго до Ивана Грозного.
Группу памятников, рассказывающих о древней истории города, начну описывать, пожалуй, с памятника удельному князю Серпуховскому Владимиру Андреевичу Храброму. Установлен он 25 сентября 2009 года на одноимённой площади.
Князь Владимир Храбрый.
Автор идеи — скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, создатель многих известных работ, среди которых — памятник Сергию Радонежскому в подмосковном селе Радонеж, установленному в 1988 году, в празднование 1000-летия крещения Руси.
А изготовил скульптуру князя Владимира Храброго сын Вячеслава Клыкова, Андрей, работавший в мастерской отца.
Князья Дмитрий Донской и Владимир Храбрый.
В 1380 году, во время Куликовской битвы, Владимир Андреевич вместе с воеводой Боброком командовал засадным полком, удар которого в тыл неприятельского войска решил исход сражения в пользу русских.
На постаменте на вздыбленных лошадях — двоюродные братья, два внука Ивана Калиты, два русских князя: великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович с занесённым над головой мечом и князь Серпуховский Владимир Андреевич с обнажённой головой и стягом с изображением Спаса Нерукотворного в правой руке.
За победу в Куликовской битве Дмитрий Иванович получил прозвище Донской, Владимир Андреевич - прозвище Храбрый.
Памятник работы Ильи Дюкова установлен в 2019 году на Привокзальной площади Серпухова.
Князь Киевский Святослав.
На площади Ленина установлен памятник великому князю киевскому Святославу. На Яндекс-картах почему-то ещё добавляется «Храброму», однако лично я не припомню, чтоб Святослав Игоревич носил такое прозвище.
О непонятных для меня мотивах установки этого монумента я рассуждаю в своей статье, которую можно почитать по ссылке ниже.
Открыт памятник 4 ноября 2014 года, в День народного единства, скульптор - Василий Селиванов.
Стрельцы.
Скульптурную группу «Стрельцы» я уже упоминал, когда рассказывал о Соборной горе.
Ещё раз обращу внимание на странное местонахождение работы Ильи Дюкова, но сама идея сюжета, по моему мнению, великолепна — стрелецкий дозор на подступах к городским стенам.
Давайте рассмотрим всех её участников чуть поближе.
Первым нас встречает стрелец с бердышом в руке, установлен он лицом как раз к пешеходному переходу через улицу, так что избежать его внимательного, изучающего взгляда просто не получится.
Второй, стоя чуть поодаль, опирается на странного вида двухлезвийную секиру, думается мне, это личная фантазия скульптора, не припомню, чтобы стрелецкие полки комплектовались таким оружием. Выражение лица служивого подсказывает, что он, обращаясь к третьему, сидящему у костра, рассказывает что-то очень уж занимательное.
Третий же, греющий руки, сидя у костра, судя по всему, поражён услышанному. Создаётся впечатление, что он полностью погружён в повествование и не замечает ничего вокруг.
Я считаю, что в данном случае Илье Дюкову удалось создать весьма содержательную композицию, на мой взгляд — самую удачную в Серпухове, с точки зрения передачи зрителю характеров персонажей.
Стрельцами из войска, созданного Иваном Грозным в 1550-х годах, закончу подраздел средневековой истории Серпухова и перейду в этап истории, который к нам нынешним хронологически ближе.
Россия на рубеже XIX–XX веков.
Почему-то сейчас многими тот период в истории России рассматривается чуть ли не как идеальное общество, где все были жизнерадостны и счастливы, вырисовывается такая пасторальная картина с благородно прогуливающимися по улицам городов сударями и сударынями, бегающими между прохожими мальчишками-газетчиками, лихо щёлкающими вожжами залихватскими извозчиками да дородными купчихами, пьющими чай из самовара на веранде собственного дома. Ни дать ни взять — страна, которую на своих полотнах любил изображать Борис Кустодиев.
Скульптурная группа "Ярмарка", расположенная на пересечении улицы Ворошилова с Борисовским шоссе, бывшей Сенной площади - как раз из этой серии.
Скульптурная группа "Ярмарка".
Жанровая композиция авторства серпуховского скульптора Ильи Дюкова была открыта в 2017 году и включает в себя несколько бронзовых скульптур.
Фоном выступает пространственное граффити работы Ильи Демченко и Сергея Салина «Сенная площадь» на стене близлежащего здания, созданное в 2022 году, и представляющее собой вид на старый город, и площадь с торговыми рядами и лавками.
В центре архитектурного ансамбля — столб с часами, вокруг которого и крутится жизнь воображаемого дореволюционного Серпухова.
Первым выберу, пожалуй, городового. В моей коллекции это четвёртый блюститель порядка, уже имеются фотографии городовых из Челябинска, Тулы и Саратова, надо будет как-нибудь собрать их всех в одной статье.
Навскидку могу только отметить, что серпуховский и тульский выглядят подтянутыми, а вот челябинский и саратовский могут похвастаться приличным таким брюшком.
К серпуховскому же только одна претензия — не чищены сапоги, и вообще полицейский выглядит так, как будто его только что обрызгала водой из лужи проезжающая двуколка. Надо бы было авторам идеи придумать какую-нибудь примету, мотивирующую туристов и жителей города натирать уличному стражу обувь. :)
Следующая скульптура - это небольшая группа, которая в сети именуется семьёй фабриканта. Тут, на мой взгляд у скульптора иссякло вдохновение, слишком уж отсутствующие лица у супружеской пары, а у детей наоборот, излишне эмоциональные, особенно у мальчика в бескозырке. Вообще, у меня создалось впечатление, что детские образы Дюкову даются похуже, чем портреты взрослых людей.
Тоже, кстати, низ скульптур так сильно покрыт патиной, что выглядит заляпанным грязью. Понятно, что это особенности материала, из которого композиция изготовлена, но как-то в Серпухове это бросилось в глаза по-особенному остро, возможно, на фоне общего не слишком положительного впечатления от города.
Лоточник, именно так называется следующий персонаж, если идти от городового по часовой стрелке. Тут всё понятно: булочки, коврижки, рогалики, вязанка с баранками на груди, не мы первые, судя по блеску этих изделий, пытались проверить их на свежесть ощупыванием.
Леденец-петушок на палочке немного великоват, как по мне, но с другой стороны, отлично виден с любой точки Сенной площади, что для торговца любого уровня - только во благо! На ощупь мне показалось, что леденец чугунный, видимо уже воровали бронзового, пришлось заменить, чтоб не провоцировать любителей сдавать цветной метал в лом.
А для следующего господина определить сферу деятельности, весьма затруднительно. В сети он идентифицируется как часовщик, но каких-либо намёков на это, кроме цепочки, тянущейся в карман жилетки, к часам, я не нашёл.
Более того, скажу, что по внешнему виду он может быть как часовщиком, так и аптекарем, портным, ювелиром, да мало ли какой ещё профессией зарабатывали себе на хлеб в царской России лица, проживание которых за чертой оседлости было, в основном, запрещено, но были исключения, в том числе для аптекарей и различных ремесленников.
Коротенький рассказ о жизни евреев в небольшом белорусском городе Бобруйске можно почитать у меня здесь:
А мы идём дальше по кругу и натыкаемся на собаку, которая чешет себе за ухом. Ну правильно, чем ещё заниматься псу, если торговца мясом среди присутствующих на «Ярмарке» не наблюдается.
Потёр ему нос. Холодный!
Дальше чистильщик зазывает вас привести в порядок свою обувь, однако я этого делать не стал, уж больно смутила меня его гримаса. Я ж говорю — что-то у Дюкова детские типажи в этой композиции не задались, интересно — он их с натурщиков лепил или просто делал, как сам себе представил?
Кстати, я-то отказался обувь чистить, а вот всем остальным, начиная с городового, это бы не помешало сделать. :)
Крестьянка с гусем. Скорее всего, гуся этого она продаёт, и пока с покупателем о цене не сговорились, поэтому и держит птицу сбоку, немного отведя назад. Вот тут образ передан удачно, с моей точки зрения.
Ну и кот, сидящий под столбом с часами, с него можно было и начать, но я им закончил своё знакомство с посетителями «Ярмарки».
И погладил, естественно.
Дама с собачкой.
Следующий персонаж из XIX века — чеховская дама с собачкой, работа всё того же Ильи Дюкова. Установлена скульптура в сквере на улице Чехова в 2018 году, причём в сети по этому поводу можно прочесть упорно перепечатываемую из статьи в статью фразу:
Открытие арт-объекта было приурочено к выпуску первого издания рассказа Антона Павловича «Дама с собачкой» в журнале «Русская мысль».
Никого, как я понимаю, не смущает тот факт, что опубликован в «Русской мысли» этот рассказ был ещё в 1899 году, то есть памятник приурочен к 120-летию первого издания.
Когда-то собачка была на поводке у хозяйки, но он, видимо, перекочевал туда же, куда и петушок-леденец из рук лоточника.
А. П. Чехов.
Наискосок, через дорогу - Антон Палыч, собственной персоной. Скульптура выполнена, насколько я понял, из листовой бронзы, поэтому площадка на которой установлена скамейка, да и верх самой скамейки, прогнулись под весом желающих присесть рядом с Чеховым, так что теперь после дождя там стоят лужи. И лацкан сюртука уже протёрт до дырочки, надо бы заштопать, да видать некому. Вблизи фотографировать не стал, но если присмотреться, то видно и так.
Рыбаки.
Скульптурную группу «Рыбаки» в 2018 году создал (только не удивляйтесь) Илья Дюков.
Я этих деда с внуком фотографировал исключительно спереди, ибо делать фото со спины нет никакого смысла, они ведь рыбачат не на берегу Нары, а среди густой растительности, и пред их взором не водная гладь, а высокие деревья да раскидистые кусты. Почему такое место выбрали, непонятно, неужели на протяжении всей береговой полосы не нашлось подходящего пятачка для того, чтобы эта композиция смотрелась более органично?
Удочку деду, конечно, ломают, уберечь от вандалов такую деталь весьма сложно, и это проблема не только Серпухова, к примеру в Твери, у рыбака, стоящего на набережной Волги - такая же беда.
А ещё мне показалось, что голову у подсака, который держит в руке мальчик, тоже пытались отломать, да и сам рыбачок как-то неестественно наклонен вперёд. На месте городской администрации я бы обратил внимание на такое положение вещей, а то, неровён час, упорхнёт пацан вслед за тремя пропавшими павлинчиками.
Ну а с котом всё ясно, пока старый да малый отвлеклись, этот плут пытается стащить из ведра рыбину довольно приличных размеров. Каждый рыбачит так, как умеет.
Столыпин.
О памятнике Петру Аркадьевичу Столыпину, установленному в сквере на площади Ленина, я уже рассуждал в другой статье, тут лишь напомню дату и скульптора.
Монумент открыт 4 ноября 2014 года, скульптор Олег Седов.
Памятник А. В. Мараевой.
У стен Серпуховского историко-художественного музея стоит памятник купчихе первой гильдии, фабрикантше Анне Васильевне Мараевой. Перед скульптурой расположена плита с цитатой из её письма: «… По мере сил быть полезной не только моей многочисленной семье, но и чужим, окружающим нас бедным трудящимся людям…»
Анна Васильевна была не только предпринимателем, но ещё прославилась как меценат и собирательница живописи, старинных книг и икон. Многое из её коллекции теперь можно увидеть в собрании музея, который располагается в старинном особняке, принадлежавшем семье Мараевых.
Также неподалёку находится старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная на деньги Анны Васильевны. Очень красивое здание из красного кирпича, сейчас оно принадлежит музею, посещение возможно только в составе экскурсии.
Ну и раз уж я коснулся религии, то следующий коротенький блок фотографий будет на эту тему.
Религия и традиции.
Памятник преподобному Варлааму Серпуховскому.
Преподобный Варлаам был строителем и первым настоятелем Серпуховского Введенского Владычнего монастыря, памятник ему стоит неподалёку от входа в обитель. Установлен 4 декабря 2014 года, скульптор Дмитрий Кукколос.
Памятник Петру и Февронии Муромским.
История про Петра и Февронию, выбранная нашими выдумщиками, сидящими в высоких кабинетах, для
создания положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине
в моём понимании — тема весьма скользкая, и что показательно, я это упоминаю в своих рассказах о путешествиях по городам России чуть ли не постоянно, даже отдельную статью об этом написал.
Но каково бы ни было моё личное отношение к этой паре как символам семьи, любви и верности, тем не менее я придумал для себя новый, если так можно сказать, вызов — фотографировать скульптуры, посвящённые Петру и Февронии, для коллекции. На данный момент, если верить Википедии, таких скульптур по городам и весям нашей необъятной уже поставили аж 89 штук, интересно, сколько же из них мне удастся собрать в свой фотоальбом?
В Серпухове они стоят в Принарском парке, памятник открыт по устоявшейся традиции 8 июля 2016 года, в праздник святых Петра и Февронии, он же с 2008 года — День семьи, любви и верности. Автор скульптуры - Илья Дюков.
Сказки, легенды, небылицы.
В этот раздел у меня попадают сказочные и фантазийные персонажи, и в продолжение темы про любовь и верность — парная скульптурная группа, находящаяся в парке имени Олега Степанова.
Пастушка и Трубочист.
Жанровая композиция была открыта в День семьи, любви и верности в 2021 году, скульптор - всё тот же Илья Дюков. Влюблённая пара из сказки Ганса Христиана Андерсена разделена центральной аллеей парка, пастушка тянется к трубочисту, стоя на колонне у левого края аллеи, трубочист к пастушке — с лестницы на колонне у правого края.
Павлинчики.
Про павлинчиков работы Ильи Дюкова у меня есть отдельная статья-квест, поэтому тут выложу просто коллаж, так сказать - все павлины в одном месте.
Не пропади ещё трое, коллаж был бы чуток побольше.
Павлин - символ города.
Этого красавца тоже решил добавить в данный раздел, под легенду ведь попадает, как вы думаете?
Установлена стела с павлином, стоящим с распущенным хвостом, как на гербе Серпухова, в 2016 году к празднованию 677-летия города, автора угадаете? Верно — Илья Дюков!
Символом Серпухова можно было бы и начать данную статью, но так я уже сделал, когда рассказывал о малышах-павлинчиках, поэтому здесь решил им закончить.