Найти в Дзене

Серпухов. В поисках очарования городских улиц.

Прогулка по Соборной горе, которая нас скорее обескуражила, чем воодушевила, руины Серпуховского кремля, увы, не впечатлили, о наших эмоциях можно почитать тут: Ещё немножко раздражения добавил ужин в ресторане «FERMA», и об этом тоже будет, только не здесь, а в отдельной, так сказать, гастрономического направления статье. В общем, решили мы дать Серпухову шанс реабилитироваться, ну а вдруг ошибаемся, и в целом по городу картина намного привлекательнее. К сожалению, сразу же бросаются в глаза старые дома, нуждающиеся в реконструкции, таких и в столице-то полным-полно, что уж говорить про небольшие уездные города. Хотелось бы, конечно, увидеть эти здания во всей красе, но мы же понимаем, что то, что разрушалось целое столетие, невозможно восстановить в одночасье, а если на подобное действие нет ни денег, ни желания, то и подавно. Например, когда на крыше таких зданий видна молодая поросль, которой от силы два-три года, то понимаешь, что коммунисты, которых сейчас принято винить во всех
Оглавление

Предисловие.

Прогулка по Соборной горе, которая нас скорее обескуражила, чем воодушевила, руины Серпуховского кремля, увы, не впечатлили, о наших эмоциях можно почитать тут:

Ещё немножко раздражения добавил ужин в ресторане «FERMA», и об этом тоже будет, только не здесь, а в отдельной, так сказать, гастрономического направления статье.

В общем, решили мы дать Серпухову шанс реабилитироваться, ну а вдруг ошибаемся, и в целом по городу картина намного привлекательнее.

Дома, деревянные и каменные.

К сожалению, сразу же бросаются в глаза старые дома, нуждающиеся в реконструкции, таких и в столице-то полным-полно, что уж говорить про небольшие уездные города. Хотелось бы, конечно, увидеть эти здания во всей красе, но мы же понимаем, что то, что разрушалось целое столетие, невозможно восстановить в одночасье, а если на подобное действие нет ни денег, ни желания, то и подавно.

Например, когда на крыше таких зданий видна молодая поросль, которой от силы два-три года, то понимаешь, что коммунисты, которых сейчас принято винить во всех бедах, тут уже не самые крайние. Что показательно — окна в этом доме пластиковые, спутниковая антенна на фасаде висит, значит, люди-то здесь живут или донедавна жили, правда, боюсь представить, что происходит в квартирах во время дождей.

Двухэтажный кирпичный особняк на улице Чернышевского, бывшей Боровской, 6А. Фото из личного архива автора.
Двухэтажный кирпичный особняк на улице Чернышевского, бывшей Боровской, 6А. Фото из личного архива автора.

У деревянных домов — своя судьба, и если они не заброшены и в них продолжают жить люди, то и жизнь дома тоже продолжается.

Некоторые выглядят почти так же, как и сто лет назад, и только взглянув повторно, замечаешь приметы века нынешнего.

Интересно бывает сравнить, когда удаётся найти старое фото дома, который ты фотографировал несколько дней назад. Вот между этими двумя фотографиями разница почти в 60 лет.

А кое-где можно встретить и такое вот соседство прошлого и настоящего.

На стыке времён. Фото из личного архива автора.
На стыке времён. Фото из личного архива автора.

И всё же прошлое пока не отпускает, на улицах нет-нет, да попадаются ещё действующие водоразборные колонки, которых в городе, если верить информации с Яндекс-карт, как минимум 123 штуки!

Действующая водоразборная колонка с улицы Малая Пролетарская. Фото из личного архива автора.
Действующая водоразборная колонка с улицы Малая Пролетарская. Фото из личного архива автора.

Храмы и монастыри.

Поначалу, глядя на восстановленные храмы, как, например Собор Николы Белого (Никольский собор, храм Святителя Николая), начинаешь думать, что уж у РПЦ так точно есть деньги на проведение таких масштабных работ. Никольский собор, к примеру, закрытый в 1929 году, возвратили верующим в 1995-ом, а уже через десять лет он предстал перед прихожанами в таком состоянии, в котором мы его видим и сейчас.

И ворота Распятского собора, что стоят чуть дальше по улице, тоже выглядят более-менее хорошо.

А вот сам Распятский собор, находящийся в глубине двора, представляет собой уже невесёлое зрелище. Возможно, конечно, потому, что возвращён в лоно церкви он был не так давно.

Когда-то комплекс зданий на этой территории принадлежал Распятскому монастырю, упразднённому ещё во времена царствования Екатерины II, и точно сказать, с какого времени начали разрушаться стены и другие строения бывшего монастыря, вряд ли сейчас возможно. А вот будет ли РПЦ всё это восстанавливать — самый, наверное, интригующий вопрос.

Площадь Ленина, бывшая Торговая.

Порадовало, что на площади Ленина, бывшей Торговой, идёт реконструкция Гостиного двора. Здание, возведённое в 1860 году и неоднократно перестраиваемое, в 2024-м было признано объектом культурного наследия федерального значения.

Вообще ансамбль Торговой площади рассматривать интересно, особенно учитывая тот факт, что по дуге вокруг центрального дорожного кольца установлены инсталляции из стальных труб с увеличенными фотографиями видов площади в дореволюционное время.

Как выглядела площадь сто лет назад. Фото из личного архива автора.
Как выглядела площадь сто лет назад. Фото из личного архива автора.

Торговая площадь в 1911 году, она же Главная, или Базарная. Автор фотографии — Николай Платонович Андреев.

Торговая площадь 1911 г. Источник фото: https://pastvu.com/p/205823
Торговая площадь 1911 г. Источник фото: https://pastvu.com/p/205823

Необычно смотрятся два здания, выстроенные в стиле конструктивизма, но архитектурного диссонанса в общую композицию они не вносят.

Тут же, на площади, установлены памятники трём людям, в Серпухове никогда не бывавшим и никак с ним напрямую не связанным.

Трио памятников.

Первый — это, естественно, Владимир Ильич Ленин, тут особенной подоплёки искать не нужно, логика проста — памятники вождю мирового пролетариата обязательно должны были быть в каждом населённом пункте Советского Союза, и хоть СССР уже больше трёх десятков лет как не существует, но как с многочисленными ипостасями Ильича теперь поступать, никто толком не знает, и сверху никакого распоряжения на этот счёт нет.

Любителям фотографировать Ленина, может, и будет интересно, нам — нет, так что к памятнику не пошли.

Памятник В. И. Ленину, скульптор Матросов, 1957 г. Фото из личного архива автора.
Памятник В. И. Ленину, скульптор Матросов, 1957 г. Фото из личного архива автора.

А две других скульптуры для меня загадка.

Киевский князь Святослав. Почему именно он, а не Рюрик, например, или не Игорь Рюрикович, отец Святослава?

В интернете рассказывают легенду, что якобы где-то в этих лесах, где теперь стоит Серпухов, Святослав свои ладьи строил, чтоб потом в них на Византию идти. Зачем такие сложности, под Киевом в те времена что — леса были хуже, или князю скучно было сразу по Днепру на ладьях сплавляться, и надо было процесс усложнить, чтоб, как говорится, служба мёдом не казалась... Запутанная, в общем, история, и первоисточник её неизвестен.

Памятник работы Василия Селиванова открыли 4 ноября 2014 года, в День народного единства.

Памятник князю Святославу, скульптор В. Н. Селиванов, 2014 г. Фото из личного архива автора.
Памятник князю Святославу, скульптор В. Н. Селиванов, 2014 г. Фото из личного архива автора.

Пётр Аркадьевич Столыпин. Памятник также открыт 4 ноября 2014 года.

Какое отношение имеет Столыпин к Серпухову? Да особо и никакого, просто видный государственный деятель, автор многих реформ. То есть получается, раз эти реформы затронули всю Россию, значит, человек заслуживает того, чтобы его памятники стояли в каждом городе? Давайте, что ли, в противовес Ильичу теперь везде Аркадьича понаставим!

Памятник П. А. Столыпину, скульптор О. Н. Седов, 2014 г. Фото из личного архива автора.
Памятник П. А. Столыпину, скульптор О. Н. Седов, 2014 г. Фото из личного архива автора.

Вот где не ожидал увидеть памятную доску с портретом Столыпина, так это в Беларуси, когда летом 2024 года были в Гродно.

Памятная доска Столыпину П. А., г. Гродно, Республика Беларусь. Фото из личного архива автора.
Памятная доска Столыпину П. А., г. Гродно, Республика Беларусь. Фото из личного архива автора.

Но оказалось, что она там вполне к месту, Пётр Аркадьевич был гродненским губернатором в период с 1902 по 1903 годы. Заслуженно установлена доска в Гродно? Я считаю - вполне.

Возвращаясь к памятникам и скульптурам в Серпухове, хочу сказать, что их количество таково, что в проекции на небольшой город наблюдается лёгкий перебор. О некоторых расскажу подробнее в отдельной статье.

Макет Торговой площади и фундамент церкви.

Следующий объект на площади — бронзовый макет, на котором можно увидеть, как Торговая площадь выглядела в конце XIX — начале XX века.

На макете видно, что здесь когда-то стояла церковь Александра Невского, освящённая в 1889 году.

Церковь, построенная для поминовения убитого террористами императора Александра II, была разобрана в 1934 году. При реконструкции площади в 2020 году фундамент колокольни церкви был частично законсервирован, а очертания здания можно рассмотреть по остаткам фундамента и по продолжению контура на тротуаре, посредством использования брусчатки другой фактуры и цвета.

С Торговой площади (хочется называть её именно так, а не площадью Ленина), сделав круг, возвращаемся обратно, наш путь лежит в Принарский парк.

На улице Аристова, бывшей Коломенской, не смогли пройти мимо красивой, даже в таком состоянии, в котором она находится сейчас, входной группы из красного кирпича.

А в парке отправились искать ещё одну скульптуру — Петру и Февронии Муромским.

Принарский парк и Пётр с Февронией.

О своём отношении к празднованию Дня семьи, любви и верности и о выборе Петра и Февронии как символов этих ценностей я рассказывал в своей статье, которую можно прочесть по ссылке.

Примерно в то же самое время, когда писал ту статью, подумал вот о чём: раз уж памятников этой паре за 17 лет продвижения праздника понаставили аж, по информации из интернета, целых 89 штук, то почему бы не начать коллекционировать фотографии этих памятников, тем более что худо-бедно, а три из них уже в коллекции есть. Серпуховский будет четвёртым.

Скульптура была открыта 8 июля 2016 года, в День семьи, любви и верности, автор — серпуховский скульптор Илья Дюков.

Пётр и Феврония Муромские. Скульптор И. В. Дюков, 2016 г. Фото из личного архива автора.
Пётр и Феврония Муромские. Скульптор И. В. Дюков, 2016 г. Фото из личного архива автора.

Под занавес дня и прогулки: Принарский парк не впечатлил, создалось устойчивое впечатление, что реконструкция, которую провели в 2024 году, была сделана по большому счёту для «освоения» бюджета. Моя основная претензия — к дорожкам, мощённым брекчией, плитами из натурального камня с произвольной формой.

Во-первых: кому в голову пришла идея устройства такого покрытия в парке, где предполагается гуляние родителей с колясками? Зачем устраивать «стиральную доску» на тропинках, если можно было бы использовать бетонную брусчатку с ровной поверхностью? Во-вторых, прошёл всего год после реконструкции, а во многих местах каменные плитки уже вывалились из цементно-песчаной основы, образовав дополнительные выбоины на дорожках.

Дорожки из брекчии в Принарском парке. Фото из личного архива автора.
Дорожки из брекчии в Принарском парке. Фото из личного архива автора.

В общем, только начнёшь отходить от чувства неудовлетворённости, забыв Соборную гору и руины крепостных стен, и начнёшь любоваться деревянными домишками или идущей реставрацией исторического здания, как тебя опять возвращает с небес на землю если не полуразрушенный старинный особняк, то халтурно выполненные работы по благоустройству в городе.

Не получилось, в итоге, Серпухову нас очаровать.