Найти в Дзене
Российская газета

Вера Таривердиева: Орган - самый модный инструмент

В Москве стартовал XIV Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. Уже 26 лет он собирает интереснейших музыкантов мира, которым не мешают даже логистические трудности наших дней. Конкурс придумала супруга композитора Вера Таривердиева - и все эти годы здесь вновь и вновь открываются яркие грани его музыкального наследия.

   Вера Таривердиева бережно хранит и популяризирует творческое наследие композитора. / Пресс-служба конкурса органистов
Вера Таривердиева бережно хранит и популяризирует творческое наследие композитора. / Пресс-служба конкурса органистов

Известно, что Микаэл Таривердиев написал музыку к 132 фильмам, в их числе "Ирония судьбы...", "Семнадцать мгновений весны", "Судьба резидента". Но многие ли помнят, что он был автором удивительной музыки к спектаклю "Ленкома" конца 60-х по Хемингуэю "Прощай, оружие!". Песни для Таривердиева были скорее монологами, речитативами, вокальными новеллами. Он писал оперы, балеты, органные концерты... Как конкурс органистов стал долгожителем, "РГ" рассказала Вера Таривердиева.

26 лет - немалый срок. Многое изменилось в конкурсе за эти годы?

Вера Таривердиева: Наш конкурс родился в Калининграде в 1999 году. С четвертого конкурса первый тур разделился между Гамбургом и Москвой, а полуфинал и финал проходили в Калининграде. Когда конкурс проходил в соборе Святого Михаила в Гамбурге - одном из главных органных мест Европы - это было непередаваемо. Еще через год к нам присоединились Канзасский и Йельский университеты (США). Но... последние два конкурса, к сожалению, и Гамбург, и Нью-Хейвен, отказались проводить прослушивания вживую по политическим соображениям.

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться
В музыке Микаэла Таривердиева отражена логика его жизни. Даже свой уход он предчувствовал и все написал в своей музыке

Зато в 2023 году к нам присоединился Китай. Мы успешно провели Пекинский тур. А в этом году прошел и Сеульский тур в Южной Корее. Несмотря ни на что, конкурс развивается как международный, не только по составу жюри и участников, но и по местам проведения. Надеюсь, настанут времена, когда мы вернемся и к прежнему формату.

То есть в будущем конкурс будет опять соединять разные континенты?

Вера Таривердиева: Надо надеяться. Важно, что у нас сохраняются определенные константы. Единый принцип в составлении программы - мы следуем ему с первого конкурса. В первом туре обязательно исполняются одна из трио-сонат Баха, произведения его современников, музыка композиторов-романтиков и сочинения Микаэла Таривердиева. Во втором туре есть выбор - либо произведения Таривердиева, либо сочинения, написанные после 1985 года. А третий тур - свободная программа плюс обязательно одна из двух частей симфонии для органа "Чернобыль" Таривердиева. Принцип составления программы очень удачный - он дает возможность показать все способности конкурсантов. А жюри - оценить их профессиональный уровень.

Читайте также:

Соединился с любимой. Музыка Родиона Щедрина до последних дней дышала памятью о Майе Плисецкой

Почему вы выделяете именно симфонию "Чернобыль"? Таривердиев написал ее, побывав в зоне аварии?

Вера Таривердиева: Микаэл всегда очень сильно переживал происходящее - и это всё находило отражение в музыке. Его музыка автобиографична, в ней отражена логика его жизни. Симфония "Чернобыль" - это катастрофа, обрывающая жизнь. Альтовый концерт, который явился вскоре после этого, - это переход души в потустороннее. Фортепианное трио, последнее произведение Микаэла Леоновича, - это вход в тот мир, который "над"... Он предчувствовал свой уход и всё написал в своей музыке...

Музыка Баха - насколько близка она была Микаэлу Леоновичу?

Вера Таривердиева: Бах для Таривердиева - один из столпов его музыкального мира, его мироощущения. В его музыке всегда ощущается влияние барокко.

В конкурсе участвуют молодые органисты. Насколько близка молодежи эта музыка - она может стать модной?

Вера Таривердиева: Поверьте, она уже очень модная! Прошедшие за прошлый год 1056 концертов в Кафедральном соборе Калининграда тому подтверждение: орган хотят слушать - концерты у нас в России даже популярнее, чем в Европе.

Значит ли это, что современные композиторы пишут много музыки для органа?

Вера Таривердиева: Пишут, и немало. Много написал Алексей Шмитов, он сам органист, ему это близко. Недавно у нас в калининградском Кафедральном соборе прозвучала мировая премьера Концерта для органа и камерного оркестра Ефрема Подгайца. В свое время по моей просьбе Александр Чайковский специально для Кафедрального собора написал шикарное произведение для двух органов и литавр. Оно может исполняться только в нашем соборе, так как двух органов в одном помещении у нас в России больше нигде нет. В гамбургском соборе Святого Михаила вообще три органа. Они, как и у нас, соединены оптоволоконной связью. То есть, когда играешь на одном, могут звучать сразу два органа.Много композиторов, пишущих органную музыку, за рубежом: в Вене Мартин Хазельбёк, блестящий франко-ливанский органист Наджи Хаким...

Почему конкурс открывается не органной музыкой - будет петь солистка МАМТ Наталья Петрожицкая, за роялем - Алексей Гориболь?

Вера Таривердиева: Конкурс в Калининграде открывается 3 сентября в рамках фестиваля "Орган+". И этот концерт - в виде того самого "плюса". Так же, как прошедшая в рамках фестиваля выставка одной картины... Нам хочется, чтобы люди, которые собираются вокруг имени Микаэла Таривердиева, - и члены жюри, и участники конкурса, и зрители - открывали все многообразие мира, составляющего его музыку.

Читайте также:

Фестиваль классической музыки в Сочи завершился оперой на высоте 1050 метров

В будущем году 95-летие композитора - какие готовятся проекты к этому юбилею?

Вера Таривердиева: Есть договоренность с Московской филармонией о концерте в сезоне-2026/27. Веду переговоры с Арменией, Грузией, с филармониями от Якутска до Белгорода. Готовим программу историй из книги Микаэла Леоновича "Я просто живу" с его фортепианными прелюдиями, музыкой кино. Этой программой занимаются пианист Алексей Гориболь и артист Вениамин Смехов. На днях Вениамин Борисович звонит мне: читаю уже не первый раз и вновь поражаюсь бесподобной интеллигентности Микаэла Леоновича... Обязательно покажем эту программу в разных городах по всей России.

Кстати

Конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева - один из самых престижных конкурсов органистов в мире. Членами жюри здесь были такие выдающиеся музыканты, как Мартин Хазельбек, Мишель Шапюи, Жан Гийю, Тьери Эскеш, Винфрид Бёниг. Среди победителей - Жан-Батист Дюпон (главный органист Кафедрального собора Бордо), Батист-Флориан Марль-Уврар (главный органист cобора Сент-Эсташ в Париже), Ивета Апкална (латвийская органистка и пианистка, солистка гамбургской Филармонии на Эльбе), Лада Лабзина (главный органист и хранитель органа Московского концертного зала "Зарядье").

Автор: Варвара Трофимова