Responsible Statecraft | США
В условиях нестабильности, вызванной политикой США, саммит ШОС в Тяньцзине стал демонстрацией растущего влияния многополярного мира, пишет RS. Главными же его бенефициарами стали лидеры России, Китая, Индии и Ирана.
Саранг Шидоре (Sarang Shidore)
В воскресенье в китайском городе Тяньцзинь стартовал саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), сплотившей под своим началом государства Азии и Евразии. Китай стремится извлечь максимум выгоды из крупнейшего в истории организации мероприятия.
Председатель КНР Си Цзиньпин принимает у себя более 20 мировых лидеров — в том числе КНДР, Индии, Ирана, Средней Азии, Турции и близкого партнера Китая России. В саммите принимают участие генеральные секретари ООН и АСЕАН. Президент Индонезии Прабово Субианто планировал прибыть, но в последний момент остался дома из-за вспыхнувших в его столице антиправительственных протестов.
ШОС изначально собралась для решения вопросов в области безопасности, но со временем уделяет все больше внимания экономике и взаимодействию. На нынешнем саммите Китай будет продвигать идею создания банка развития ШОС и новых соглашений о финансировании добычи ключевых полезных ископаемых. Однако надо будет пристально следить и за двусторонними встречами, особенно между Китаем и Индией, Китаем и Россией, а также Россией и Ираном.
То что было — цветочки. Вот какие войны потрясут мир в ближайшие пять лет
Саммит проходит на этапе, когда США собственноручно ограждаются от большинства стран мира барьерами в виде пошлин и все чаще слывут ненадежным торговым партнером. Пекин пытается воспользоваться возникшей нестабильностью, заявив о себе качестве фактора устойчивости, центра торговли и средоточия технологий в Азии и на Глобальном Юге.
Неуравновешенность и неопределенность политики США идут вразрез со стабильностью и общей экономической динамикой в ключевых регионах Азии. Хотя многие страны региона пошли на серьезные компромиссы с Вашингтоном по вопросе пошлин, саммиты вроде Тяньцзиньского позволяют государствам-участникам продолжать диверсификацию и многостороннее взаимодействие.
Это тем актуальнее для Индии и Индонезии. Индия, чьи отношения с США переживают серьезнейший кризис более чем за четверть века, стремится стабилизировать свои сложные отношения с Китаем и еще больше укрепить и без того прочные связи с Россией. Индонезия также продолжает играть на всех досках. Заключив после сложных и долгих переговоров торговое соглашение с США, Джакарта также углубляет отношения как с Китаем, так и с Россией.
Стремление подстраховаться и упор на многостороннее сотрудничество в международной системе в долгосрочной перспективе могут лишь ускорить упадок однополярности. Чтобы не утратить актуальность, США необходимо придумать, как вновь заявить о себе как о стабильном и надежном партнере. А этого невозможно достичь, пытаясь вернуть себе главенствующую роль и особенно углубляя милитаризацию.
Пожалуй, лучший способ — поиск общих интересов и совместные попытки отстоять их с ключевыми средними державами в Азии и других регионах.
Об авторе:
Саранг Шидоре — директор программы “Глобальный Юг” в Институте ответственного государственного управления имени Квинси и приглашенный преподаватель Университета Джорджа Вашингтона. Публиковался, в частности, в изданиях Foreign Affairs и The New York Times. Бывший старший научный сотрудник Техасского университета в Остине и старший глобальный аналитик в компании Stratfor, занимающейся геополитическими рисками.
Что вы думаете об этом? Оставьте свое мнение в комментариях!