Расцвет глэм-метала в 1980-х кажется внезапным: будто из ниоткуда появились оглушительные гитары, вызывающие образы и культура излишеств. Однако, как и любой культурный феномен, это направление возникло не на пустом месте. Его звучание, дерзкая уверенность и зрелищность формировались на протяжении всего предыдущего десятилетия.
Истоки ДНК глэм-метала можно найти в ключевых пластинках той эпохи, где гламур, виртуозность и артистизм сочетались с сырой мощью, обеспечивая массовую привлекательность. Эти альбомы не просто вдохновляли — они предоставили музыкантам новому поколению музыкантов готовую для применения "дорожную карту".
Хотя в списке лишь пять групп, каждая из них внесла решающую часть в общую картину. Именно они заложили фундамент движения, которому было суждено доминировать на мировых аренах, MTV и в поп-культуре все 80-е. Без них глэм-метал был бы совершенно иным, а возможно, и не существовал бы вовсе.
Вы читаете Attack the Music — блог о тяжёлой музыке и всём, что с ней связано! Истории о знаковых альбомах, обзоры новинок, рейтинги и интервью с музыкантами! Подписывайтесь!
У нас появился свой Telegram-канал: там мы публикуем небольшие обзоры на разного рода новинки! Подписывайтесь! https://t.me/attackthemusic
Aerosmith, 'Rocks' (1976)
Несмотря на то, что Aerosmith вошли в историю рока как величайшая американская группа, их роль в формировании звучания следующего десятилетия часто упускается из виду.
Сценическая харизма и вызывающая энергия группы бесспорно повлияли на визуальный стиль будущего глэм-метала. Однако именно четвёртый студийный альбом группы, Rocks (1976), предоставил тот самый звуковой каркас, который взяли на вооружение ключевые коллективы 1980-х.
Сырой, неотшлифованный и беззастенчиво тяжёлый, Rocks воплотил в себе особую грань — брутальную и полную излишеств, — которая казалась одновременно опасной и неотразимой.
Альбом открывается композицией «Back in the Saddle» — одной из самых мощных вводных треков в истории рока. Зловещий, тлеющий бас, звук разрывающегося кнута и яростная гитара Джо Перри задают тон, полный угрозы и уверенности, — с первых же нот становится ясно, что это не просто очередная энергичная пластинка.
Такие треки, как «Last Child» и «Combination», виртуозно смешивают грув и брутальность, а «Nobody’s Fault» погружает в прото-метал настолько интенсивный, что участники Guns N’ Roses и Metallica позже называли его прямым источником вдохновения. Даже одно только название «Rats in the Cellar» оказалось пророческим — достаточно вспомнить альбом Out Of The Cellar группы Ratt.
Rocks стал не просто очередным успешным релизом в дискографии Aerosmith, а настоящим краеугольным камнем. Он переработал блюзовый хард-рок во что-то более отточенное и тяжелое — стиль, который глубоко отозвался в поколении музыкантов, вскоре захвативших MTV и Сансет-Стрип.
Van Halen, 'Van Halen' (1978)
Когда в 1978 году на сцене появились Van Halen — и как группа, и как дебютный альбом, — это не просто познакомило мир с новыми исполнителями... это переписало ДНК рок-музыки.
Если Aerosmith подарили американскому хард-року его характерную уверенность и жесткость, то Van Halen принесли с собой зрелищность, виртуозность и непоколебимое чувство куража, которым было суждено определить всё следующее десятилетие.
Уже с первых секунд «Runnin’ with the Devil» стало ясно: это не просто очередная калифорнийская группа, играющая в барах. Их звучание было более отточенным, резким и заряженным молодежной энергией, граничащей с безрассудством.
А потом начиналась «Eruption» — двухминутная гитарная виртуозная пьеса Эдди Ван Халена, которая в одиночку сдвинула границы возможного для этого инструмента. Его техника тэппинга и дар изобретателя не просто вдохновляли гитаристов — они запустили настоящую гонку вооружений в техническом мастерстве, которая стала визитной карточкой метала 1980-х. После этого каждый стремился стать виртуозом.
Однако дело было не только в технике. Присутствие Дэвида Ли Рота как фронтмена сформировало визуальную идентичность группы, сочетавшую в себе ощущение опасности с юмором и ярким шоуменством. Такие треки, как «Ain’t Talkin’ ’Bout Love» и их дерзкая кавер-версия «You Really Got Me», сочетали мощь хард-рока с поп-чувственностью, что сделало альбом не только новаторским, но и невероятно доступным для широкой аудитории.
Van Halen оказался не просто удачным дебютом — он стал культурным феноменом.
Сочетание гитарной магии Эдди, театральности Рота и неукротимой энергии коллектива создало идеальную формулу для глэм-метала. Всё — от гедонистической философии «жить на полную» и сценических образов из леопардового принта с блёстками до виртуозных пассажей гитаристов середины 80-х — берёт своё начало именно с этой пластинки.
Kiss, 'Destroyer' (1976)
К середине 70-х KISS уже успели стать одной из самых узнаваемых рок-групп. Грим, скрывающий их личности, пиротехника и гигантское (в прямом смысле) сценическое присутствие укрепляли их статус легенды. Однако именно Destroyer (1976) превратил KISS из явления для избранных в настоящих икон, заложив фундамент для театральной экстравагантности глэм-метала.
В то время как предыдущие альбомы группы держались на сыром, минималистичном хард-роке, Destroyer ознаменовал смелый шаг вперёд. Под руководством продюсера Боба Эзрина коллектив расширил свой звуковой диапазон, добавив многослойные аранжировки и кинематографичные звуковые эффекты, отполировав звук, что в итоге и вознесло их музыку до уровня легенд.
В результате получился альбом, который не просто звучал громко — он ощущался монументальным. Не говоря уже о том, что театральность группы и этой пластинки поразила воображение детей 1970-х, которым вскоре предстояло стать подростками 1980-х.
«Detroit Rock City» задал тон с драматичным вступлением и захватывающим повествованием, а «Shout It Out Loud» предложил идеальный призыв к единению для заполненных арен, в то время как «God of Thunder» погрузил в мрачные, тяжелые тона. И, конечно, была «Beth» — баллада для фортепиано, которая принесла KISS первый хит в топ-10, доказав, что уязвимость может сосуществовать с напором. (Звучит как прообраз пауэр-баллады 80-х, не правда ли?)
И хотя KISS никогда не считались техничной группой, им это и не было нужно. То, что они предложили, особенно с альбомом Destroyer, — это ви́дение рока, в котором музыка, образ и продюсирование слились в единое грандиозное шоу.
Именно эта бескомпромиссная театральность — где каждое гитарное соло, каждый взрыв и тонна грима были частью целого — стала ключевым уроком для будущих героев глэма. Они поняли, что рок-н-ролл может быть не просто песнями, а полномасштабным представлением, и что сцена — это место для персонажей, выходящих далеко за рамки повседневности.
Alice Cooper, 'Billion Dollar Babies' (1973)
К моменту выхода Billion Dollar Babies в 1973 году Элис Купер — как персонаж, так и группа — уже заработали репутацию главных шок-рокеров: их выступления были наполнены гильотинами, искусственной кровью, змеями и прочими атрибутами.
Однако этот альбом доказал, что The Alice Cooper Group были не просто театралами. Они продемонстрировали, что способны писать хитовые песни, одновременно пугая родителей и будоража воображение подростков.
Альбом Billion Dollar Babies застал Cooper на пике их коммерческого и творческого потенциала. Заглавный трек заряжен зловещим грувом, а «Elected» превратила политическую сатиру во что-то, подходящее для распевания в толпе. «No More Mr. Nice Guy» стала одной из самых запоминающихся и узнаваемых песен группы, сочетая едкие тексты с настолько цепким припевом, что он покорил мейнстримное радио.
А для тех, кто любил его мрачную сторону, «I Love the Dead» погружала в чистейший рок-хоррор с тем самым нарушающим табу материалом, который помог утвердить легенду Элиса Купера на десятилетия вперёд.
Что сделало альбом Billion Dollar Babies таким важным, так это его умение балансировать на грани крайностей. Он был эпатажным, но доступным; пугающим, но забавным; театральным, но при этом наполненным припевами, которые тут же попадали в ротацию на главных радиостанциях.
Именно эта смесь зрелищности и мейнстримовой привлекательности стала той самой формулой, которую менее чем через десятилетие взяли на вооружение группы глэм-метала: пугать родителей, собирать стадионы — и делать всё это с хитрой ухмылкой.
Сразу после релиза Billion Dollar Babies занял первое место в чартах и США, и Великобритании, доказав, что откровенная провокация может быть и откровенно успешной.
Для поколения, которому предстояло перевернуть культуру Сансет-Стрип с ног на голову, Элис Купер стал живым доказательством того, что рок может быть по-настоящему опасным.
David Bowie, 'The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars' (1972)
Если сутью глэм-метала 80-х были яркие личности и броские наряды, то альбом Дэвида Боуи The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars (1972) стал тем самым примером, показавшим, как далеко может зайти рок. За годы до того, как Сансет-Стрип утонула в коже и лаке для волос, Боуи превратился в Зигги Стардаста — гламурного инопланетного рок-идола — и изменил правила того, кем может и должен быть исполнитель.
Что выделяло Ziggy Stardust, так это то, что это был не просто сборник песен, а полноценный персонаж и история. Андрогинный образ Боуи, дикие костюмы и театральное сценическое присутствие создавали опыт, выходящий далеко за рамки музыки. Он доказал, что имидж и перформанс могут быть не менее важны, чем сами песни — идея, которую глэмстеры 80-х воспримут всерьёз десятилетием позже.
За всем этим внешним блеском альбома скрывалась мощная движущая сила. Такие треки, как «Moonage Daydream» и «Suffragette City», предлагали тот самый заряженный рок, который связал глэм с чем-то более тяжелым. «Starman» подарил Боуи один из его величайших гимнов — с возносящимся к небесам припевом, который указал путь к грандиозным хоровым песнопениям на аренах 80-х.
Даже тема альбома — звезда, достигшая славы лишь для того, чтобы быть ею уничтоженной, — предвосхитила излишества и саморазрушение, ставшие частью мифологии глэм-метала.
Боуи, возможно, и не играл в том же стиле, что Van Halen или KISS, но именно Ziggy Stardust подарил поп-металу 80-х уверенность быть максимально экстравагантным. Без бесстрашного смешения моды, театра и рок-н-ролла, предложенного Боуи, вся помпезность глэм-метала 80-х могла бы вовсе не появиться.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал и до встречи в других наших публикациях: