Найти в Дзене

Допустим, медицина

Допустим, медицина. Основная функция врача — диагностика, а самым узким звеном — его личное время. Пациент приходит, врач выслушивает, направляет на анализы, получает их, ставит диагноз, вырабатывает план — дальше процедуры делают технические специалисты. По большому счёту только две области, где работают люди с высшим медицинским образованием: собственно терапия (в широком смысле — постановка диагностики и направления) и хирургия. Всё остальное делают техники: там не нужен глубокий анализ и принятие решений — это функция врача. Но ИИ может заменить врача в значительной степени или снять с него до 90% задач. Практически это означает, что у врача есть выбор: продолжать вести приём по-старому (узким горлышком будет его время) или создать/использовать медицинского ассистента — агента, который возьмёт на себя огромное количество аналитической работы. Постановка диагноза — это анализ данных и поиск паттернов в бесконечной базе, что ИИ делает быстрее и лучше. Тогда функция врача — обучать ИИ, пока ИИ сам не начнёт учиться.

Возьмём психологию, преподавание, коучинг. Узкое горлышко — личное время человека. Общение давно ушло в онлайн, поэтому у нас появляется ИИ, который может выполнять существенную часть функций педагога/консультанта. Роль человека меняется: вместо того чтобы вести приём самому, он управляет ИИ, который ведёт приём. Сначала ИИ справляется удовлетворительно с ~60% запросов и отдаёт сложные 40% человеку. По мере тренировки доля сложных кейсов уменьшается. Я думаю, что по всему спектру психологических услуг в течение 3–4 лет (может, раньше) практически все запросы — даже самые сложные, суицидальные депрессии и т. п. — ИИ сможет решать. Люди всё равно будут обращаться к людям — не потому что ИИ не справляется, а из недоверия. Всегда останется небольшая категория «луддитов», верящих, что врач должен посмотреть в глаза, послушать стетоскопом, потрогать и т. п.; аналогично — в психологии и преподавании. Таких будет 1%, ещё и потому, что доступ к живым специалистам станет дороже. Большинство будет пользоваться ИИ. Роль специалистов — управлять «бандой» специализированных агентов: задача врача — не лечить людей, а совершенствовать ИИ, чтобы он лечил лучше, вплоть до момента, когда ИИ начнёт учиться быстрее и эффективнее без врача.

Есть масса отчётов крупных компаний: под замену идут нижние позиции с рутинными операциями; есть высококвалифицированные сотрудники с неформализованным навыком — все признают их мастерство, но никто не объяснит, как им это удаётся. Пока навык не формализован и не отчуждён от носителя — эти люди будут делать всё руками. Но ИИ тоже не нужно только «показывать навык» — это не единственный способ его обучения. Даже просто общаясь с вами, ИИ можно запрограммировать так, что он будет вас профайлить и учиться всё время. Способность к самообучению ИИ на порядки выше человеческой. Но сейчас мы не про ИИ, а про смещение профессионального фокуса.

Главный тезис: профессиональный рост до ИИ сводился к погружению в предмет; теперь — к умению вместе с ИИ создавать вещи: приложения, методики и т. д., которые раньше были недостижимы. До ИИ ценность человека определялась его знаниями, компетенциями, навыками и инструментами. ИИ внезапно «заменил собой» знания и инструменты — я драматизирую, но понятно: это динамика, где ИИ ещё не дотягивает, но через 2–5 лет дотянет. Остаётся ключевой вопрос, пока в прерогативе человека: что мы создаём с помощью ИИ?

Если вы профессионал, ваши возможности ограничивались не идеями (их могло быть тысячи), а уровнем инструментов — в большей степени инструментов, которыми вы не владели. Этот рубеж некомпетентности не давал двигаться. Сейчас ворота раскрылись, и вы меняете вектор: вместо совершенствования в дисциплине вы спрашиваете: что я могу создать с помощью ИИ и моих знаний? Вы видели проблемы, которые не решались, и понимали, что их решение сулит огромные перспективы людям и вам, но реализовать его было невозможно: требовались код, приложения, методики, воплощённые в приложении. Сейчас это возможно.