У меня есть мечта — научиться рисовать. Год назад собиралась пойти учиться в школу акварели Сергея Андрияки в Москве, но мои карьерные перипетии увели меня совершенно в другую сторону, и вот я осваиваю юриспруденцию и впереди ещё 1 год и 3 месяца. Но верю, что придет мое время развития как художника и мольберт снова не будет пылиться.
А пока радуюсь мелочам, в том числе посещению мест так или иначе связанных с искусством.
Расположение
Специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом расположена в здании детского приюта Евангелического попечительства — архитектурном памятнике конца XIX века. Это необычное кирпичное строение с башенкой, напоминающее небольшой готический замок, выполнено в стиле эклектики.
Адрес: Гороховский пер., 17, Москва (этаж 1). Путь от метро «Красные ворота» займет около 20 минут (1,7 км), при этом будет очень живописным за счет прогулки вдоль усадеб и особняков.
Рядом расположены особняк В.А. Лемана, особняк 1913 года, особняк Морозова С.К., особняк М.В. Булыгиной, частная женская гимназия В.Н. фон Дервиз, доходный дом О.О. Вильнера и многие другие достопримечательности.
История здания
Строительство здания для Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях было завершено в 1889 году по проекту московского архитектора Максима Карловича Геппенера.
На первом этаже школы несколько стендов посвящено истории этого места.
Детский приют принимал детей от 2 до 8 лет: как сирот, так и детей из бедных семей. В здании располагались учебные классы, спальные помещения, кухня и столовая, хозяйственные помещения, квартира воспитательницы.
После Октябрьской революции назначение здания несколько раз менялось:
- 1923 год — Детский дом для питания
- 1940 год — Мособлпромсовет
- 1972 год — Архитектурно-планировочное Управление Мособлсовета
- До конца 90-х годов — Мастерские архитектурно-художественного фонда при Областном союзе художников и Московский областной художественный фонд.
2 сентября 1999 года открылись двери ГБУ ДО «Московская государственная специализированная Школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом». Здесь изучают основы классической акварели по авторской методике Сергея Андрияки, которая позволяет освоить это мастерство любому желающему (по информации на сайте Школы).
Как выглядит школа акварели Сергея Андрияки
Шла к школе, разглядывая дома вокруг, и в какой-то момент заметила забор с изразцами. Вот так цветы привели меня к зданию школы.
Большое панно с сиренью, к сожалению, было скрыто за виноградом, но некоторые изразцы пока ещё можно увидеть.
Чтобы лучше рассмотреть здание, перешла на другую сторону дороги, к особняку С.К. Морозова.
Сказочность придают особенности кирпичной кладки, в том числе орнамент, выразительные карнизы, декоративный шестигранный эркер-башня, кованый фронтон с фонарем над массивной деревянной дверью.
На фасаде здания, прямо под крышей, красуется панно с изображением птицы Гамаюн, которое появилось здесь в ходе реконструкции 1999 года. Птица Гамаюн — мифическая райская птица в русской культуре. В славянской мифологии считалась посланницей бога мудрости Велеса, способной видеть прошлое, настоящее и будущее, открывать секреты бытия избранным.
На изящном флажке-флюгере можно прочитать дату постройки здания — 1889.
На здании можно заметить замурованные окна, которые, видимо, появились в связи с реконструкциями и изменением функционального назначения помещений.
Рядом со входом размещены две вывески, информирующие, что в здании находится Школа акварели Сергея Андрияки, музейно-выставочный комплекс и художественный салон с товарами для художников. Здесь же обозначен их график работы.
Проходим через кованые ворота. Ко входным дверям ведет широкая лестница с коваными перилами. По обе стороны от входа висят доски объявлений.
Посещение школы акварели Сергея Андрияки
Сначала оказалась в холле, где расположены гардероб, пост охраны, касса. На одной из стен висит большое зеркало, а рядом — стенд с фотографиями с летнего пленэра.
Пленэр — это особый метод работы художника, когда картина или этюд создаётся не в мастерской, а непосредственно на природе, с натуры. Этот творческий подход позволяет живописцу максимально точно передать все нюансы цвета и света, которые меняются в естественных условиях под влиянием окружающей среды, погоды и времени суток. В отличие от традиционной академической живописи, где работа ведется при постоянном искусственном освещении, пленэр даёт возможность запечатлеть мимолётные состояния природы и передать богатство её красок в реальном времени.
Здесь же висит памятная доска Юрию Михайловичу Лужкову.
Оплатила билет (стоил 200 рублей), повесила вещи в гардероб и начала смотреть, что находится в стенах школы (из доступного посетителям).
Например, стены коридора, ведущего в художественный салон, пестрят работами преподавателей и студентов. Здесь же находится стенд с историей школы, о котором рассказала чуть выше.
К сожалению, художественный салон не работал, но удалось в него немного "заглянуть" благодаря стеклянным дверям.
Дальше отправилась в выставочный зал и начала просмотр с постоянной экспозиции работ Сергея Андрияки. Музейный смотритель сориентировал, где и что находится, немного рассказал о создателе школы. Чувствовалась любовь к месту и горечь от утраты того, кто принес искусство в это место. Сергей Андрияка ушел из жизни в мае 2024 года, и это стало большой утратой для тех, кто его знал. У меня есть знакомые, которые учились в этой школе, и эта новость их очень сильно огорчила.
Но сохранилась связь с ним через его творчество. Его работы представлены на 2-х этажах выставочного зала. Наверх ведет винтовая лестница в центре зала.
Рядом с окнами в пол стоит черный рояль. Кстати, многие картины в стеклянных рамах, и нужно выбирать ракурс, чтобы не было отражений окна.
На первом этаже представлены преимущественно натюрморты и цветочные композиции, но встречаются и пейзажи (от 1970-х до 2024).
Поднимаюсь на второй этаж, где видим больше пейзажей.
Но букеты и натюрморты тоже встречаются, пусть и реже.
Когда все посмотрела на 2-м этаже, спустилась и направилась в соседний зал, где была выставка картин Филлипова Юрия Ивановича. Этот художник писал свои работы маслом. На этой выставке провела меньше времени, т.к. останавливалась далеко не у всех картин. Но было много работ, которые зацепили.
Посмотрела обе выставки и прогулялись вокруг здания ровно за 1 час.
Работы обоих художников мне понравились. Приятно, что удалось пожить в одно время с такими талантливыми людьми.
Школа акварели Сергея Андрияки стала одной из точек моего маршрута в тот день.