Приятно в выходной выспаться, спокойно позавтракать, собраться и поехать изучать достопримечательности. Для меня важен баланс отдыха и активности, поэтому мои маршруты обычно построены так, чтобы увидеть много интересного, при этом не валиться с ног уже в середине дня.
О маршруте
Сегодня расскажу о маршруте, который полюбила всей душой, — от Красных ворот в сторону Бауманской/Лефортово. Здесь и усадьбы и особняки, и музеи, и парки и скверы, и кафе и рестораны и другие достопримечательности, связанные с выдающимися личностями. На протяжении всего пути видишь красоту — а что еще нужно, если ненадолго приехал в Москву или решил разбавить будни прикосновением к истории и прекрасному.
При этом можно как просто смотреть по сторонам, так и читать о тех местах, которые заинтересовали. У меня такой подход: про что-то читаю на месте, про что-то дома (фотографирую таблички и делаю скриншоты с информацией в картах). Как раз на основе тех фактов, которые мне запомнилась, построила описания достопримечательностей в этой статье.
На станции метро Красные ворота была примерно в 11:50 и отсюда же отправилась домой в 19:30.
Тем утром у меня не сложились отношения с завтраком, поэтому сразу пошла на завтрак-обед в грузинский ресторан «Метехи», который находится рядом с гостиницей «Ленинградская». Попробовала сациви с баклажаном и хачапури с сыром и шпинатом. Впечатления от посещения остались хорошие.
Вышла из ресторана и оказалась на старте в 12:45. Маршрут занял примерно 6 часов 45 минут с учетом остановок на чаек, посидеть в парке и т.д. Для меня это обязательная часть, чтобы успевать немного перезагрузиться, взбодриться и смотреть на все более свежим взглядом.
Итак, маршрут включает 16 основных точек и занимает около 7 часов. В этом отзыве рассказываю о тех местах, которые привлекли наибольшее внимание. О некоторых из них написала отдельные отзывы (ссылки зашиты в заголовки). В конце статьи оставила карту, где отмечены все точки и направление движения.
Приятной виртуальной прогулки!
Гранитная ограда по улице
Отправная точка — возле Гранитной ограды из красного кирпича и гранитных блоков на Садово-Черногрязской улице, за которой скрывается усадьба фон Дервиза. Ворота закрыты, поэтому пройти к усадьбе не получится, но и сама ограда красива: пилоны* с масками львов, кованые ворота с растительными мотивами, карнизы с акантами**, экседра*** с полусферической раковиной, дентикулы (прямоугольные выступы) на карнизе, розетки и многие другие детали.
Ох и сложно разбираться в архитектурных терминах. Оставила сноски на случай, если вы тоже только погружаетесь в удивительный мир этих прекрасных названий.
Высота ворот — 9 метров, но с противоположной стороны улицы можно немного рассмотреть усадьбу. Заметила все тех же львов и лепнину с растительными мотивами.
* вертикальная массивная опора для поддержки арок, сводов, пролетов мостов и других конструкций
** в архитектуре — стилизованное изображение листа аканта
*** полукруглая ниша, завершенная куполом
Переходим дорогу, идем через Лермонтовский сквер и оказываемся на Новой Басманной улице перед Куракинской богадельней, Городской усадьбой Куракиных и Московским домом национальностей. Во время моей воскресной прогулки мне не удалось попасть в этот комплекс, т.к. он открыт с понедельника по пятницу.
Московский дом национальностей
Это государственное учреждение создавалось для укрепления межэтнических связей и развития этнокультурного потенциала столицы. Здесь расположена этноартгалерея, проводятся выставки, мастер-классы, круглые столы и другие мероприятия.
На ограде висит табличка с информацией об усадьбе Куракиных и QR-кодом на статью.
Городская усадьба Куракиных и Куракинская богадельня
Усадьба примечательна даже снаружи: изображения античных богинь и розетки на пилястровом портике, родовой герб Куракиных в тимпане, обрамленном розетками. Во дворе расположены Западный и Восточный флигели.
Интересна история Куракинской богадельни. Идея создания этого места принадлежит князю Борису Ивановичу Куракину, сподвижнику Петра Первого, первому постоянному русскому послу за границей. Он был впечатлен работой Дома инвалидов в Париже — крупного благотворительного учреждения для увечных воинов. Князь решил создать аналогичное богоугодное заведение в Москве для призрения заслуженных воинов, которые не имели средств к существованию.
Борису Куракину не удалось воплотить задумку при жизни, но его завещание предусматривало строительство комплекса «с доброю архитектурою», «со всякою прекрасностью» и «по чужестранному обычаю». Он поручил эту задачу своему сыну Александру, определив подробный регламент работы будущего учреждения.
Богадельня должна была стать не просто приютом, а полноценным учреждением с достойным содержанием постояльцев. Каждому из них полагались отдельная меблированная комната, полный комплект одежды, бесплатное питание, возможность лечения, право на ежедневные прогулки в саду.
В 1742 году открылись двери богадельни, которая существовала на средства Куракиных. Чуть позже на этой же улице они построили для себя дом.
Еще один интересный факт о роде Куракиных — Алексей Борисович Куракин стал прототипом князя Василия Курагина из романа Льва Толстого «Война и мир».
Петропавловский храм
Буквально в паре минут ходьбы от усадьбы Куракиных расположен Храм апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе. Это один из немногих представителей петровского барокко, для которого характерны строгая симметричность архитектурных композиций, строгая геометрия, контрастные цветовые решения, умеренный декор.
Во время другой прогулки удалось заснять храм в солнечный день. Фотографии добавляю, чтобы можно было сравнить, как по-разному выглядит в солнечную и пасмурную погоду.
Особняк Н.Д. Стахеева
Когда приблизилась к ограждению, уже поняла, что ждет что-то интересное.
Еще одно место, куда мне не суждено было попасть внутрь, зато удалось пройтись по территории. Сразу обратила внимание на изящную фигуру на чугунном фонтане «Богиня ночи» во дворе особняка. Напротив окна зимнего сада расположена скульптура «Богиня плодородия».
Этот особняк действительно поразил меня красотой. Когда стала изучать историю этого места, выяснила, что Николай Дмитриевич Стахеев был племянников известного русского живописца Ивана Ивановича Шишкина и рос в творческой среде. Особый интерес у него вызывали живопись и скульптура. Он коллекционировал живопись, в том числе приобретал работы своего дяди. При этом продолжал дела своего отца, приумножая капитал, что позволило ему приобрести старинные усадьбы, а также землю под этот особняк. Николай Стахеев уделил большое внимание этому проекту, причем как внешней составляющей, так и внутреннему убранству.
Сейчас особняк занимает детский ансамбль песни и танца, основанный С.О. Дунаевским в 1935 г.
Это место тоже снова посещу: хочется увидеть залы, где снимались фильмы «17 мгновений весны» и «Адмирал».
И этот особняк по-особенному красив, когда солнце. Но, на мой взгляд, ему больше идут тучки.
Издательство «Художественная литература»
Рядом с домом Стахеева расположено издательство «Художественная литература» — одно из старейших и наиболее известных книжных издательств России, основанное в 1930 году по инициативе Максима Горького.
Специализация издательства — выпуск русской, советской и зарубежной художественной литературы на русском языке. За свою историю оно выпустило множество значимых произведений мировой классики, включая знаменитые 200-томную «Библиотеку всемирной литературы» и собрания сочинений великих писателей, в том числе Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова, А.С. Пушкина и других.
Издательство расположено в особняке Василия Хлудова — русского предпринимателя, мецената и землевладельца из известной купеческой династии Хлудовых. Он был разносторонне развитой личностью: увлекался музыкой (прекрасно играл на фортепиано и органе), интересовался металлургией, медициной, биологией, садоводством и астрономией. В его доме бывали пианист-виртуоз Николай Рубинштейн, ученый-механик Николай Жуковский, писатель, поэт и математик Андрей Белый, композитор и ученик Петра Чайковского — Сергей Танеев и многие другие.
Моя прогулка пришлась на тот день, когда наводили красоту.
Усадьба С.М. Шибаева
Когда увидела эту усадьбу, возникла ассоциация с пряниками и ярмарками — такая она нарядная. Еще бы солнышко, а не тучки, и вообще красота, потому что тогда она по-особенному играет красками даже в тени(фото 3).
Третьим владельцем усадьбы стал Сидор Мартынович Шибаев — один из первых нефтепромышленников России и мира. На его предприятии впервые было получено минеральное смазочное масло «Олеонафт».
Свой нынешний вид усадьба получила именно при Шибаеве. После приобретения он решил перестроить ее, в результате чего парадный фасад задекорировали деталями в русском стиле и придали ему разноцветную окраску, появились интересные наличники и сдвоенные полуколонны в центре и по углам здания.
Городская усадьба Ф.И. Прове-А.И. Калиш
На эту усадьбу мне удалось взглянуть только через кованую решетку, так как усадьбу можно посетить в рамках мероприятий и экскурсий.
Русский промышленный деятель и благотворитель Иван Карлович Прове приобрел усадьбу у купцов Ланиных и перестроил для своих двойняшек — Федора Ивановича Прове и Адели Ивановы Прове (по мужу — Калиш). Два отдельных входа вели в квартиры на втором и третьем этажах, а первый этаж был выделен под хозяйственные нужды.
Федор Иванович продолжал дела отца, а также всерьез увлекался нумизматикой: владел внушительной коллекцией античных и византийских монет, был председателем Российского нумизматического общества. Адель Ивановна занималась благотворительностью.
Еще при жизни Адели и Ивана Прове, в 1981 году, усадьба была национализирована и отдана под лечебные нужды. До 2006 года здесь был кожно-венерологический диспансер.
Сейчас здесь расположены Государственный русский хор им. А. В. Свешникова и ГБУК г. Москвы «Московский государственный академический камерный хор» под руководством В. Н. Минина.
Проходим еще несколько усадеб на Новой Басманной улице и оказываемся на площади Разгуляй, откуда открывается вид на дом Мусина-Пушкина и дом-музей В.Л. Пушкина. Как раз к последнему мы и шли по Новой Басманной улице.
Дом-музей Василия Львовича Пушкина
Теперь это один из моих любимых музеев Москвы. После посещения захотелось больше узнать о поэте Василии Львовиче Пушкине, который был по совместительству дядей, другом и литературным наставником Александра Сергеевича. Очень прониклась его личностью, любовью к племяннику и гордостью за него.
Здесь несколько лет жил Василий Львович Пушкин, у которого гостил знаменитый племянник. В этом месте они проводили время за разговорами о литературе и жизни, в своем кабинете Василий Львович читал рукописи Александра Сергеевича, в столовой встречался с яркими представителями своего времени.
Потрясающая экспозиция, которую можно посмотреть самостоятельно (выдают книжку обо всех комнатах) либо с экскурсией. Мне больше подошел первый вариант, и информации на момент посещения хватило.
В музее также представлена выставка работ, посвященных дяде и его знаменитому племяннику.
Здесь провела около 1 часа. Вход платный.
После посещения мемориальной квартиры дяди Пушкина продолжила прогулку по Старой Басманной улице. Прошла мимо городской усадьбы 19 века, здания 1915 года постройки, дома Рокотова и оказалась у еще одной достопримечательности, которую хочется выделить.
Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов
Попасть в это место не так просто: экскурсии проводятся по расписанию и буквально пару раз в месяц (нужно записываться). При этом увидеть внутреннее убранство можно в любой момент, включив фильм «Союз спасения», съемки которого проходили в том числе в этой усадьбе. Но все внутреннее великолепие можно оценить только при личном визите.
Пока удалось полюбоваться фасадом, который очень хорош: барельефы с античными мотивами, портик* с коринфскими колоннами**, треугольный фронтон, обрамленный розетками. Сбоку здания расположена полукруглая ротонда с коринфскими колоннами.
Вот в такой красоте проживал писатель, дипломат и сенатор Иван Матвеевич Муравьев-Апостол вместе со своей семьей. Трое его сыновей — Сергей, Ипполит и Матвей — участвовали в восстании декабристов 1825 года. В 1986 году здесь открылся Музей декабристов — филиал Государственного исторического музея. Его закрыли в 1991 году из-за аварийного состояния здания.
После реставрации и открытия музея-усадьбы экспозиция менялась. На данный момент представлена коллекция, посвященная семье Муравьевых-Апостолов: личные вещи, портреты, подлинные предметы мебели. Провел реставрацию и собрал экспозицию Кристофер Муравьев-Апостол — сын Сергея Муравьева-Апостола, финансист, меценат.
*крытая колоннада, выступающая за фасад здания
**колонны с капителью, украшенной листьями аканта
Церковь Великомученика Никиты
История храма началась в 1517 году, когда князь Василий III повелел построить здесь деревянную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. В 1685 году на её месте возвели первый каменный храм с приделом Никиты Великомученика.
Современное здание храма было построено в 1751 году на средства купцов А.И. Бабушкина, держателя шелковой и полотняной фабрик, и И.Н. Рыбникова, владельца суконной фабрики. Нашла информацию, что храм в 1737 году сильно пострадал от пожара и внешне уступал новому храму Христа и Павла. Жившие на Старой Басманной улице купцы и бояре захотели, чтобы местный храм был не менее красивым, и затеяли ремонтные работы.
Храм представляет собой образец русского барокко с богатым внутренним убранством: позолоченной резьбой, лепниной и величественным иконостасом середины XVIII века.
В 1830 году здесь отпевали дядю А.С. Пушкина — Василия Львовича Пушкина. Александр Сергеевич был на отпевании в этом храме.
Также на территории храма действует одна из старейших воскресных школ (примерно с 19 века).
На другой стороне улицы находится Сад Баумана, но пока мы сворачиваем на Гороховский переулок, проходим мимо нескольких усадеб и приходим к еще одному интересному месту.
Школа акварели Сергея Андрияки
Путь к зданию бывшего Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях практически выстлан из цветов — забор украшают изразцы. Их упорно пытается скрыть от посторонних глаз декоративный виноград, например, панно с сиренью уже не видно, но многие изразцы пока в поле зрения.
Школа акварели выглядит как место, где происходит магия. Атмосферу волшебства придает панно с мифической райской птицей Гамаюн. По легенде, это одно из воплощений бога мудрости Велеса. Также есть поверья, что она знает обо всем на свете и способна раскрывать будущее тем, кто готов его принять.
Создание картин и искусство в целом — это и есть магия, которая доступна далеко не каждому. В этой школе учатся те, кто уже в нашем веке вполне могут ярко заявить о себе в мире живописи, как это сделал создатель школы Сергей Андрияки. Он ушел из жизни в 2024 году, но остался в своих работах, которые здесь выставлены.
И внутри, и снаружи много всего интересного, в том числе работы преподавателей и студентов. На осмотр у меня ушел примерно 1 час. Вход платный.
Особняк В.А. Лемана
По соседству находится особняк председателя правления Московского промышленного банка В.А. Лемана, который не удалось полноценно посетить из-за проходившего на его территории мероприятия. Как поняла со слов персонала, зал с основной и самой интересной экспозицией был занят.
Фасад особняка и внутренний двор понравились. Приду сюда повторно в другой раз посмотреть основную экспозицию.
Проходим дальше по Гороховскому переулку, сворачиваем на Токмаков переулок и оказываемся напротив усадьбы Н.Е. Струйского.
Музей Императора Николая II
Музей является частным и находится в усадьбе Николая Еремеевича Струйского — издателя, поэта, библиофила, деда поэта Александра Ивановича Полежаева. В свое время Николай I отправил Александра Полежаева унтер-офицером в армию за поэму «Сашка», где описываются нравы студенчества и порядки в Московском университете, которые вызвали возмущение. Александр Полежаев полностью зачитал поэму министру народного просвещения и Николаю I по приказу последнего.
Усадьба включена в список федеральных объектов культурного наследия. Лиственницы вокруг нее признаны дендрологическим памятником Москвы.
В Яндекс.картах здесь отмечен Московский драматический театр имени С.А. Есенина. По информации на сайте театра, с 2021 года у театра отсутствует постоянное помещение, спектакли проводятся в разных усадьбах. Получается, что в том числе и здесь.
В музее провела около 1 часа. Вход платный.
По Гороховскому переулку возвращаемся на Старую Басманную улицу и направляемся в Сад Баумана. Смотрим усадьбы по пути к парку, а также рядом с ним.
Выставки «Дали и Пикассо» и «Женщины-цветы» в усадьбе Голицыных
Немного об усадьбе. Это комплекс исторических зданий, которые в свое время купил и объединил князь Михаил Павлович Голицын, член главного военно-морского суда, директор Инспекторского департамента морского министерства.
Сейчас эту усадьбу легко посетить: здесь проходят выставки «Дали и Пикассо» и «Женщины-цветы», а также находится «Галерея антиквариата и культуры».
Около 15 лет назад была в театре-музее Сальвадора Дали в Фигаресе, и мне захотелось снова увидеть произведения этого творца. Выставка действительно яркая, и ее дополняет квест.
Просмотр экспозиции вместе с выполнением заданий занял около 1 часа. Вход платный.
Сад имени Н.Э. Баумана
Финальная точка маршрута — парк, где можно и погулять, и немного отдохнуть перед дорогой домой.
Предпосылки к появлению парка появились, когда Михаил Голицын передал сад при своей усадьбе в общественное пользование. За счет присоединения приусадебных участков Стахеева, Чулковых и Левашовых пространство для прогулок значительно расширилось, в результате удалось открыть парк. Изначально он назывался «Сад имени 1-го мая», но потом его переименовали в «Сад имени Н.Э. Баумана» в честь революционера Николая Эрнестовича Баумана.
В парке можно просто прогуляться, посетив благоустроенные площадки и другие зоны, а также принять участие в бесплатных и платных фестивалях. Парк имеет два входа: со стороны Старой Басманной ул. и со стороны Новой Басманной ул. Если нужно к метро, то удобнее выходить к Новой Басманной улице, как и предусмотрено в этом маршруте. Но не особо важно, так как разница — буквально 5 минут ходьбы.
Маршрут можно делать легче, если пропускать некоторые локации. А также сложнее, если посещать дополнительные музеи и выставки. Главное — чередовать музеи, прогулки и отдых.
Как и обещала в начале статьи, добавляю карту с основными точками маршрута и направлением движения.
Статья подготовлена в рамках конкурса «Покажите нам свою Москву».