Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Литературная эволюция мифа об Амуре и Психее

«Что чувствовала ты, Психея, в оный день, Когда Эрот тебя, под именем супруги, Привел на пир богов под неземную сень? Что чувствовала ты в их олимпийском круге?» Валерий Брюсов «Психея» Миф про Амура и Психею – одна из самых известных историй в древнегреческой и древнеримской мифологии. Смертная девушка, третья дочь греческого царя, вызвала зависть своей красотой у богини любви Венеры (Афродиты). Богиня решила наказать красавицу и послала своего сына Амура пустить в нее любовную стрелу, чтобы она полюбила чудовище. Однако, Амур (Эрот или Купидон) сам поранился стрелой и влюбился в Психею. Амур тайно приходил к Психее, но запретил ей смотреть на него. Но девушка нарушила запрет, и Амур покинул ее. После трудных испытаний, наложенных Венерой, боги смилостивились: Психея получила бессмертие и соединилась с Амуром навеки. Одна из самых романтичных историй нашла отражение в разных видах искусства. К примеру, в скульптурах Антонио Кановы, о которых мы уже писали в нашей статье. Сегодня обра
Оглавление

«Что чувствовала ты, Психея, в оный день,

Когда Эрот тебя, под именем супруги,

Привел на пир богов под неземную сень?

Что чувствовала ты в их олимпийском круге?»

Валерий Брюсов «Психея»

Амур и Психея. Вильям Бугро
Амур и Психея. Вильям Бугро

Миф про Амура и Психею – одна из самых известных историй в древнегреческой и древнеримской мифологии. Смертная девушка, третья дочь греческого царя, вызвала зависть своей красотой у богини любви Венеры (Афродиты).

Богиня решила наказать красавицу и послала своего сына Амура пустить в нее любовную стрелу, чтобы она полюбила чудовище. Однако, Амур (Эрот или Купидон) сам поранился стрелой и влюбился в Психею. Амур тайно приходил к Психее, но запретил ей смотреть на него. Но девушка нарушила запрет, и Амур покинул ее. После трудных испытаний, наложенных Венерой, боги смилостивились: Психея получила бессмертие и соединилась с Амуром навеки.

Одна из самых романтичных историй нашла отражение в разных видах искусства. К примеру, в скульптурах Антонио Кановы, о которых мы уже писали в нашей статье.

Сегодня обратим внимание на литературу и узнаем, где и в каких интерпретациях можно ознакомиться с мифом.

«Метаморфозы» («Золотой осел») Апулея

Самый известный источник – «Метаморфозы» («Золотой осел») Апулея. В XI книге произведения подробно рассказывается история Амура и Психеи. Именно Апулей создал литературную форму этого сюжета, на который впоследствии опирались и другие писатели.

«Мифологии» Фульгенция

Начиная со Средневековья, история Психеи стала трактоваться в аллегорическом ключе, получив христианскую интерпретацию. В «Мифологиях» Фульгенция Психея предстает как символ души, стремящейся к Богу. Исследователи объясняют эту трактовку:

...царство означает мир, где царь и царица – бог и материя; их три дочери – плоть, свобода, т. е. то, что мы зовем независимостью суждений, и душа. <...> Венера, иначе сказать, вожделение, ненавидит ее (душу) и, чтобы сгубить, насылает на нее страсть. Но поскольку страсть бывает двоякой – к добру и ко злу, она влюбляется в душу и соединяется с ней брачными узами

«Генеалогия языческих богов» Боккаччо

В эпоху Возрождения, когда мир вновь обратился к Античности, история Амура и Психеи вновь становится историей о любви, окрашенной идеями гуманизма.

Так, Боккаччо в XXII книге «Генеалогии языческих богов» последовательно излагает миф об Амуре и Психее, дополняя его собственной аллегорической интерпретацией, в которой история понимается как образ пути человеческой души, любви между Богом и человеческой душой.

Амур и Психея в творчестве других авторов

Как в Средние века и Возрождение, писатели и философы перерабатывали миф в зависимости от эпохи. Жан де Лафонтен оформляет миф во французской галантной манере в произведении «Любовь Психеи и Купидона».

А один из первых образов-бабочки Психеи возникает в раннем стихотворении Уильяма Блейка «Песня» в сборнике «Поэтические наброски».

Стихи об Амуре и Психее писали также Генрих Гейне «Психея» из цикла «Романсы», Уильям Моррис «История об Амуре и Психее» из сборника «Земной рай», Джон Китс «Ода Психеи» и многие другие. Каждый из авторов рассматривает историю со своей уникальной точки зрения.

В XX веке к сюжету обращается английский писатель Клайв Стейплз Льюис в романе «Пока мы лиц не обрели»:

Миф у Льюиса синкретичен и находит совершенно разные формы выражения. Он включает в себя сложную контаминацию мотивов греческой, христианской и его собственной мифологии, что позволяет создать целостное универсальное повествование о человеческой судьбе и загадке жизни и смерти. Автор помещает античный сюжет в выдуманный им самим хронотоп – некое маленькое азиатское царство Глом, которое существует приблизительно в одно время с античной Грецией

Амур и Психея: отечественный взгляд

Амур и психея в Летнем саду. Фото: Бранч искусствоведа
Амур и психея в Летнем саду. Фото: Бранч искусствоведа

Были и среди русских писателей и поэтов те, кто не обошел стороной эту восхитительную историю. Одним из таких авторов был Валерий Брюсов, отрывок из стихотворения которого открывает эту статью. В его произведении описаны эмоциональные переживания Психеи, ее тоска о Земле и смущение среди бессмертных.

Здесь же можно сказать о стихотворной повести Ипполита Богдановича «Душенька» и стихотворении Марины Цветаевой «Психея».

Также стоит отметить произведения, в котором история не излагается напрямую, но используют образ Психеи или упоминается миф: Александр Куприн рассказ «Психея» и Николай Гоголь «Портрет», Эдгар Аллан По «Улялюм», Рик Риордан «Дом Аида».

В наше время сюжет продолжает оставаться интересным. В 2006 году была выпущена книга американской писательницы Франчески Лии Блок под названием «Психея в платье». Это символическое и аллегорическое произведение, сюжет которого крутится вокруг главной героини – дочери голливудских родителей, сталкивающейся с внутренними конфликтами и поиском себя.

Сюжет об Амуре и Психее кроме литературы нашел свое место в искусстве и театре, но об этом мы расскажем в следующий раз.

Читайте также: