Ложь вездесуща. Мы говорим неискренние похвалы, мы фальсифицируем свой имидж. Мы тоже часто обманываем себя. Стоит осознать, почему мы это делаем, до того, как ложь выйдет из-под нашего контроля.
— Что лежит в основе того, что мы лжем? Поговорим об этом с доктором Келли.
— Свойство нашего мозга. Это способность мыслить абстрактно и понимать, что мы можем влиять на других. Этот навык появляется на втором году жизни и является вехой в контексте развития. Тогда ребенок начинает мыслить более сложно, предвосхищать реакцию окружающих, манипулировать. Он разбил вазу, он знает, что это вызовет неудовольствие, поэтому он говорит: «Это был не я!» Детская ложь неэффективна, очаровательна, даже гротескна. Только в процессе взросления мы учимся делать это правильно. Умение лгать похоже на умение считать или учить языки.
— Если ложь естественна для нас, почему бы нам не делать это постоянно?
— Потому что это огромные усилия для мозга. Кроме того, противовесом склонности к патологической лжи является миндалевидное тело – область мозга, отвечающая, среди прочего, за чувство страха. Мы воздерживаемся от лжи, потому что есть беспокойство, что это плохо. Мы называем это саморегуляцией, самоконтролем и, наконец, совестью.
— Значит, ложь – это всегда сознательный процесс?
— Безусловно, мы должны противодействовать тому, что происходит в миндалевидном теле, то есть сломать внутренний блок на ложь. Нам также необходимо аналитически придумать версию событий, которая будет соответствовать нашей цели. Потому что мы всегда лжем для достижения какой-то цели: защититься от чего-то, убедить кого-то в чем-то.
— Почему мы предпринимаем действия, чтобы свести к минимуму ложь, когда у мозга есть естественная защита от нее?
— Отсутствие последствий лжи заставляет нас больше лгать, потому что миндалевидное тело начинает быть менее бдительным – перестает работать. Мало того, что если как следствие есть вознаграждение, т.е. конкретная прибыль, то наш мозг не только начинает испытывать все меньше дискомфорта и страха, но и некое удовольствие. Исследования ясно показывают, что регулярная ложь изменяет структуру мозга.
— Обманывая, мы постоянно стимулируем мозг придумывать новые ситуации. Это вызывает привыкание?
— У нас есть много чистой лжи, которая делает нашу жизнь более приятной, как художественная литература или фильмы. Это развивает наше творчество, умение делать выводы, абстрактное мышление. Но когда мы говорим, что кто-то получает удовольствие от лжи, поэтому перестаёт бояться, мы говорим не о пользе, связанной с развитием мозга. Система вознаграждения в мозгу, запускаемая зависимостью, связана с конкретной выгодой: я обманул и не отдал долг, поэтому у меня больше денег.
— Вследствие «десенсибилизации» миндалевидного тела мы перестаем чувствовать страх и в других ситуациях?
— Это может быть связано со снижением уровня общей тревожности. Другое важное последствие заключается в том, что постепенное обретение иммунитета к страху раздвигает границы; это заставляет нас тянуться к еще большей лжи, и – рано или поздно – ее обнаруживают, что может быть очень болезненно.
Когда мы не чувствуем страха, мы переходим тонкую грань и начинаем лгать даже в крайне невыгодных для нас делах. Происходит настолько большое искажение реальности, что лжец может и не заметить, к каким последствиям это приводит. Из-за эйфории, которую он испытывает, емунужно раздвигать все больше и больше границ, теряя при этом осознание того, что это ведет к падению. Механизм тот же, что и в случае зависимости от психоактивных веществ.
— В какой момент ложь становится расстройством?
— Мы говорим о психопатическом, или непрекращающемся, способе лжи, когда у кого-то нет внутренней саморегуляции, его совесть нечувствительна, и ложь является легкой и наоборот – требуется много усилий, чтобы рассказать правду.
— Что предрасполагает к этому расстройству?
— Отчасти это связано с биологической предрасположенностью, но в большей степени с обстоятельствами, в которых человек воспитывается. Если в детстве ему приходилось чаще лгать, например, чтобы выжить, то для такого ребенка ложь становится нормой и происходит стойкое изменение структуры мозга.
— Можно ли обратить этот процесс?
— На мой взгляд, дело не в том, чтобы обратить вспять это расстройство, а в том, чтобы увидеть издержки и последствия такого функционирования.
— При каких обстоятельствах мы обычно лжем?
— Ложь способствует высокому уровню стресса и возможности рационализации. Например, агрессивное поведение по отношению к социальной группе, которую мы не терпим, рационализируется утверждением, что эти люди представляют для нас угрозу. Есть и третий элемент: легче лгать, когда лгут окружающие. Если все мои друзья не платят налоги и считаются успешными людьми, я не только начинаю чувствовать себя менее виноватым, но и чувствую давление, чтобы сделать именно это.
— Кажется, что самый распространенный вид лжи – это ложь самому себе.
— Мы лжем себе точно по тем же причинам, по которым лжем другим, т.е. ищем для себя конкретной выгоды и хотим избежать неприятных ситуаций. Иногда я обманываю себя, потому что правда неприятна, а иногда делаю вид, что не вижу некоторых вещей, т.е. чего-то себе не говорю.
— Но у нас есть это самосознание или совесть!
— Конечно, самосознание работает. Это заставляет нас чувствовать угрызения совести, когда мы угнетаем себя. Но чем больше мы заглушаем этот внутренний голос и пользуемся им, тем смелее мы становимся делать это снова. И со временем мы запускаем естественный защитный механизм, который разрешает лгать.
— Каковы преимущества самообмана?
— Они, конечно, чрезвычайно очевидны, они приносят облегчение в краткосрочной перспективе или приводят к тому, что нам пока не нужно заниматься этим вопросом. Иногда у нас есть глубокое убеждение, и если сказать себе правду, это разрушит наше нынешнее мировоззрение, поэтому мы предпочитаем инвестировать в практику сохранения лжи. Потому что страх того, что, когда мы увидим правду, она потребует от нас определенных усилий или реакции, заставляет искать возможности рационализировать эту ложь, и мы окружаем себя людьми, которые помогают нам поддерживать вымысел. Однако самообман дорого нам обходится, потому что мы прилагаем регулярные усилия, чтобы эти стены лжи не рухнули.
— Мы говорим о лжи в когнитивном контексте, то есть о наших мыслях, а они неразрывно связаны с эмоциями.
— Рационализация – это просто иметь дело с тем, что мы чувствуем. Если я испытываю различные неприятные эмоции: я чего-то боюсь, у меня глубокое чувство неполноценности или я испытываю презрение – то я сталкиваюсь с ситуацией, в которой мне пришлось бы предпринять какое-то действие. И я в ужасе, у меня нет сил противостоять этому, поэтому я тянусь за всеми механизмами, которые должны помочь мне не чувствовать то, что меня парализует. Самообман – один из древнейших защитных механизмов.
— Может ли случиться так, что мы поверим собственной лжи и перестанем чувствовать внутренний конфликт?
— Некоторые люди способны прожить всю свою жизнь, отрицая правду. Чем больше мы лжем, то есть чем дольше сохраняем неестественное для нас состояние, тем менее важными мы становимся. Мы теряем связь с собой. Мы не знаем, что нам нужно, потому что мы должны направить всю свою энергию на поддержание этой фикции. И это крайне часто заканчивается психосоматическими реакциями, организм начинает болеть. Также возникают депрессия и тревога.
— Человек способен на многое, чтобы временно облегчить свои страдания.
— Такая процедура приносит псевдопользу не на годы, т.е. кратковременное облегчение, но в долгосрочной перспективе лишает нас возможности действовать вовремя для собственной выгоды. Мы как будто не чувствуем боли, поэтому не заметим момент, когда у нас отвалится голова.
— Освободит ли нас правда? Вы можете солгать из-за заботы о ком-то. Если бы мы вдруг начали быть абсолютно честными со всеми, общество могло бы развалиться.
— Ложь присутствует везде, вне зависимости от культурного кода. Мы неискренне хвалим или заявляем, что что-то вкусное, хотя на самом деле это не так. Ключевой вопрос заключается в том, говорю ли я это для этого человека или потому, что не могу выносить неудовлетворенность других людей, поэтому я делаю все возможное, чтобы заставить их чувствовать себя хорошо в данный момент. Вся прелесть в том, что мы можем ответить на вопрос: «Почему я делаю то, что делаю?» на каждом этапе нашей жизни. Чтобы нас не доводили до состояний, в которых мы действуем на автопилоте, когда ложь становится чем-то вне нашего контроля.
— Многие психотерапевты подчеркивают, что не стоит постоянно говорить партнеру, что вы ему изменили. Однако я чувствую здесь некоторое столкновение, потому что честность – основа близких отношений. Не нарушает ли такое бегство от правды близость?
— Очень часто говорить правду – если этого ожидают обе стороны – необходимо для продвижения вперед. Я считаю, что измена – это своего рода рак в хороших отношениях и никогда не остается незамеченной. Если я изменил жене и это вызвало определенные последствия в отношениях, а я ничего не говорю из боязни показаться грубым, то в каком-то смысле я не беру на себя ответственность за содеянное. Мужчина должен иметь возможность поговорить с самим собой и рассмотреть уровень амбивалентности, который он испытывает, а затем решить, хочет ли он что-то сделать и почему он решается на этот шаг.
— Итак, сначала посмотрите, не лжет ли он себе?
— Когда мы что-то делаем против другой стороны, мы имеем дело с ложью на двух уровнях: мы лжем близкому нам человеку и себе. Сфера человеческого существования – это амбивалентность, в которой мы оказываемся в каждой жизненной ситуации. Когда мы что-то сделали против кого-то, этот самообман –в виде размышлений о том, кто я, какие у меня убеждения в отношении жизни и морали, – выполняет ту же функцию, что и прикрепление магнита к компасу: инструмент перестанет показывать нам направлении, потому что мы будем возмущать его магнитное поле. Часто из-за этого самообмана мы решаем кого-то обмануть, ведь мы многое сделаем для того, чтобы наш образ не развалился в собственных глазах. Поэтому единственное средство – открыть правду самому себе.
— Какие терапевтические инструменты могут помочь в борьбе с механизмом самообмана?
— Мы должны искать любую деятельность, которая поможет нам чувствовать. В настоящее время мы социально сформированы, чтобы не чувствовать вещи, потому что переживание сложных эмоций мешает нам. Как общество, мы регулярно принимаем обезболивающие. Поэтому лучший способ защитить нас от лжи – повысить нашу терпимость к неприятным эмоциям. Вместо того, чтобы подавлять их, стоит подумать о том, что они говорят о наших потребностях.
— Кажется, мы живем во времена наибольшей интенсификации лжи.
— В каждую эпоху важны разные ценности, например, в романтизме было привлекательно быть грустным. Но сегодня самое главное – добиться успеха. Главная цель большинства людей – быть уникальными. Продвигаются вымышленные лозунги типа «Возможно все». Это неправда, потому что у нас есть определенные ограничения, и если мы наложим на них фильтры и сделаем вид, что их не существует, реальность ничуть не изменится.
— Кроме того, повсеместное самотворчество в соцсетях – это одна большая афера.
— Социальные сети – это доступная каждому сцена, где мы можем использовать различные инструменты, чтобы стать уникальными. И в то же время у нас огромная конкуренция, очень сложно сделать что-то экстраординарное. Так мы попадаем в ловушку страха, что мы не такие особенные, как другие. Фильтры, искажения и самообман хороши в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе они заставляют нас прилагать все больше и больше усилий, чтобы выглядеть успешными. Но правда такова, какая она есть. Эти цели нереалистичны, и в конце концов мы столкнемся с реальностью.
— Интернет способствовал тому, что сегодня сложно отделить факты от ложной информации, а новости должны шокировать и вызывать эмоции. Говорят даже об эпохе «постправды». Стремимся ли мы к тотальной нормализации лжи или, наоборот, жаждем правды?
— Я думаю, что у нас есть жажда правды, но давайте также помнить, что чем дольше мы придерживаемся вымысла, тем труднее нам видеть вещи такими, какие они есть. Я за то, чтобы сосредоточиться на людях, думая о социальных аспектах жизни. Потому что если каждый из нас сможет задать себе вопросы о том, где он находится в этой информации, стремлении к развитию, различных истинах и убеждениях – тогда он сможет взять на себя ответственность за то, что он думает и во что верит. И сильное желание индивидуума быть в согласии с самим собой является естественным противоядием для нас, чтобы не потерять эту истину.
****
Если Вам нравятся статьи канала, поддержите его донатом.
Хотите узнать, как любить без ссор, измен и вранья, как жить без плохого настроения, как быть здоровым без лекарств, как…, тогда вам сюда >>>
Ставьте лайки, если статья понравилась, пишите комментарии. По вашей активности будет понятно, какие темы вам наиболее интересны.
Подпишитесь на канал и вы будете первыми узнавать о новых статьях.
Другие интересные статьи канала:
Счастье без секса
Можно ли быть счастливым без секса? И это в культуре, столь пропитанной эротизмом, как наша? Проблема не в том, хотим мы секса или нет, а в том, что мы не принимаем то, что чувствуем и чего хотим.
Освободитесь от мифов и будете счастливы в постели
Дайте себе право быть собой в постели. Освободитесь от мифов о том, как вы должны выглядеть и каким должен быть секс. Если вы чувствуете себя хорошо, значит все в порядке.
Равноправие причина развода
Развод чаще встречается в современных отношениях, где партнеры делят домашние дела поровну, чем в тех, где традиционные роли достаются женщине, которая будет стирать, гладить, готовить обед и воспитывать...
Как разорвать отношения с мужчиной
Мы встречаемся с кем-то, ходим на свидания, у нас есть отношения, но иногда наступает момент, когда мы хотим расстаться и закончить отношения. Мы долго думали и поняли, что любовь кончилась, и вот, наконец, настал...
Как дожить до сотни
Человеческое тело было создано, чтобы жить 110 или даже 115 лет. К сожалению, современный образ жизни не всегда здоров. Иногда мы сами способствуем ускорению процессов старения и развитию болезней...
Как понять, склонен ли мужчина к изменам
Какие мужчины склонны к измене? Какие у них черты характера и внешности? Как определить неверного мужчину? Ниже вы узнаете некоторые отличительные особенности, на которые стоит обратить внимание.