Найти в Дзене
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Как искажают Библию: 10 знаменитых мифов, в которые нас заставляют верить

Оглавление

Большинство людей сегодня воспринимают библейские истории не через тексты самой Библии, а через то, как их визуализировали на картинах, иллюстрациях, иконах, а также в фильмах. Чаще всего вспоминаются какие-то картинки или киношные фрагменты. Многие из этих образов превратились в некое подобие костылей для воображения.

Особенно, когда это самое воображение работает довольно слабо или библейские тексты кажутся слишком странными, фантастическими или даже мистическими. Какие же самые распространённые религиозные клише, которых в Библии просто нет?

Как самые распространённые визуальные искажения превратились в общепринятые стереотипы

Описание библейских персонажей, например, таких, как херувимы и серафимы, многими воспринимаются, как некое фэнтезийное повествование. Художники или иллюстраторы изображали их чаще всего ориентируясь не на текст, а на культурные привычки своего времени.

Конечно, когда речь идёт о невидимом духовном мире, к подобным попыткам нужно относиться с пониманием. Когда же визуально добавляются несуществующие детали или искажаются простые, материальные, земные вещи, которые легко воссоздать при помощи исторических и археологических данных, становится как-то не по себе.

Так обычно изображают ясли, куда Мария положила Иисуса.
Так обычно изображают ясли, куда Мария положила Иисуса.

В качестве одних из самых ярких примеров подобных искажений можно привести ясли, в которые положили Иисуса после рождения. В действительности они же ничего общего не имеют с той деревянной люлькой с сеном внутри, которая сегодня знакома большинству. Ясли — это кормушка для скота и в те времена в Иудее она была сделана из камня, имела прямоугольную форму.

Каменная кормушка для скота.
Каменная кормушка для скота.

Таким же показательным примером может ещё служить запретный плод в Эдеме. Что это был за плод — совершенно непонятно из текста, но если спросить любого человека на Земле о том, что съела Ева в райском саду, он без колебаний скажет, что яблоко. Почему же так происходит? Иногда по незнанию, иногда из-за лени. Больше же всего по той причине, что однажды созданный кем-то образ стал для всех настолько привычным, что никому и в голову не приходит его перепроверить. И вот уже то, чего в Библии нет, становится общепринятой истиной. Передаётся из поколения в поколение и превращается в христианское клише.

Ева сорвала яблоко?
Ева сорвала яблоко?

От этих намертво укоренившихся в сознании визуальных образов избавиться практически невозможно. Весьма часто даже верующим христианам, читающим Библию.

Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️

Культурология

К сожалению, иногда подобные религиозные штампы и визуальные стереотипы занимают в человеческом сознании первое место, а сам библейский текст становится не просто второстепенным, а вообще воспринимается как нечто чуждое восприятию. Какие же библейские клише являются самыми распространёнными?

1. Змей в Эдеме

Образ эдемского змея, наверное, самый искажённый библейский персонаж. В Библии сказано о нём так: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Бытие 3:1)

Так обычно изображают змея в Эдеме.
Так обычно изображают змея в Эдеме.

Встречу Евы и Змея в Эдеме все изображают абсолютно одинаково. В особенности самого Змея - в виде какого-то питона. На самом деле то говорящее существо, которое в синодальном переводе Библии названо «змеем», имело вид весьма далёкий от современной змеи. Возможно, у него были лапы, крылья, он мог летать, иначе почему Бог, проклиная его за совращение первых людей, произносит такие слова: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». (Бытие 3:14)

Исходя из данного текста, логично и с высокой долей вероятности можно заключить, что способ передвижения описанного существа кардинально изменился. Кроме того, несмотря на то, что змей был хитрее всех зверей полевых, Библия нигде прямо не называет его зверем. То, что он был один из них — это лишь предположение. Текст же можно понять иначе: он мог быть особым существом, не вписывающимся в общую категорию. Если включить фантазию, то можно вообразить его и каким-то древним птеродактилем, и мифическим драконом.

В древнемесопотамской традиции было принято другое изображение змея.
В древнемесопотамской традиции было принято другое изображение змея.

Если при этом опираться на древнемесопотамскую или древнеегипетскую традицию, при которой змея изображали в виде антропоморфного прямоходящего существа, то картина становится совершенно иной. Раввины же и вовсе убеждены, что у него были ноги. Потому мы, скорее всего, никогда не узнаем, как на самом деле выглядел эдемский змей. Несмотря на это, его отображение в виде обычной змеи, несмотря на распространённое мнение, является абсолютно неправдоподобным.

2. Вавилонская башня

Питер Брейгель Старший.
Питер Брейгель Старший.

Весьма расхожим библейским клише является визуализация Вавилонской башни. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». (Бытие 11:4)

Картина Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня».
Картина Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня».

Что известно о форме этой башни из данного библейского текста? Ничего. Но в середине 16 века художник Питер Брейгель Старший изобразил Вавилонскую башню, как странное кривое и нелепое сооружение. Его фантазия вдохновила других авторов. С тех пор эту башню изображают исключительно в виде спиралевидной конструкции.

Зиккурат Этеменанки.
Зиккурат Этеменанки.

Тем временем под Вавилонской башней следует понимать месопотамский зиккурат под названием Этеменанки — культовое языческое сооружение для поклонения богу Мардуку. Древние авторы свидетельствуют, что Александр Македонский застал развалины некогда величественного зиккурата, а останки его квадратного фундамента, размером 90 на 90 метров можно увидеть и сегодня в Ираке, рядом с городом Эль-Хилла.

Руины зиккурата Этеменанки.
Руины зиккурата Этеменанки.

3. Иона и кит

«И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи». (Книга пророка Ионы 2:1)

Изображение Ионы и кита.
Изображение Ионы и кита.

История с китом встречается только в синодальном переводе. В остальных переводах Библии используется термин «огромная рыба». И на иврите, и на древнегреческом в данном тексте стоит слово, обозначающее в переводе «большая рыба». Что это был за подводный монстр на самом деле, никто не знает. Но в народе плотно закрепилось именно слово «кит». Всё потому что для людей проще представить кита, чем некого абстрактного морского зверя.

4. Моисей и скрижали завета

Как в этом перечне визуальных заблуждений не упомянуть Моисея? «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон, и заповеди, которые Я написал для научения их». (Исход 24:12)

Изображение Моисея со скрижалями.
Изображение Моисея со скрижалями.

Почти на всех изображениях можно увидеть две массивные каменные плиты с арочным верхом или одну плиту, разделённую на две арки. Иногда встречаются и прямоугольные формы. Такая форма скрижалей возникла не из библейского описания, а как часть художественной практики, вдохновлённой средневековой архитектурой Европы 12-14 веков.

В готическом и романском искусстве арки использовались повсеместно: в порталах, окнах, витражах, алтарях и символизировали восхождение к небу, вечность и божественное присутствие. Художники перенесли эту форму на скрижали завета, чтобы подчеркнуть их небесное происхождение и сакральный статус. Кроме того, закруглённые формы хорошо вписывались в иконографические композиции. Они делали образ более гармоничным, выразительным и символически насыщенным, напоминая о дверях в небо или о Ковчеге Завета.

Так было принято изображать скрижали.
Так было принято изображать скрижали.

На самом же деле форма этих скрижалей могла быть любой: например, в виде грубого куска горной породы, а размер, возможно, не превышал привычный всем формат А4. В любом случае, всё это лишь фантазии, а правды не знает никто.

5. Крылья ангелов

Ещё одним религиозным штампом являются изображения ангелов с крыльями. Если основываться на библейских текстах, то крыльями обладали лишь херувимы и серафимы. Нигде в Библии нет упоминаний об ангелах с крыльями. Ангел в переводе означает - «посланник». Как Божие посланники, они являлись людям исключительно в человеческом облике, в виде обычных мужчин. Не женщин и не детей.

Изображение ангела.
Изображение ангела.

Женственные и романтизированные изображения ангелочков, особенно в виде маленьких карапузов с крылышками — это результат поздней художественной традиции, а не библейского учения. Кроме того, в Библии есть только два места, где указано, что ангел летел. Но даже и в этих текстах совсем не говорится о том, что они летели с помощью крыльев.

Таких ангелочков в Библии нет.
Таких ангелочков в Библии нет.

6. Нимб святости

Одним из самых странных изобразительных явлений в религиозной культуре, в основном, в православии, является традиция изображать библейских персонажей или каких-то других святых с нимбом вокруг головы. Это клише никак не связано с христианством. Тем более, что во всей Библии нет ни прямого, ни косвенного намёка на то, что будь-то у Христа, ангелов или героев веры было замечено сияние вокруг головы.

Рельеф с изображением божественного Sol Invictus, конец III века. В 274 г. римский император Аврелиан сделал его официальным культом. Национальный музей в Бейруте.
Рельеф с изображением божественного Sol Invictus, конец III века. В 274 г. римский император Аврелиан сделал его официальным культом. Национальный музей в Бейруте.

Первое появление нимбов над головами уходит корнями не в христианство, а в древние языческие культуры, особенно в искусство Древней Греции, Рима, Персии, Индии. Там с нимбами изображали императоров, богов и полубогов. Все эти культы возникли задолго до рождения Христа.

Нимб у индийских богов.
Нимб у индийских богов.

Первые христианские изображения с нимбами появились в 3-4 веках в римских катакомбах Присциллы и Домициллы. Однако уже к 5 веку нимб стал устойчивым элементом христианской иконографии и распространялся на всех святых.

7. Тайная вечеря

Настенное изображение Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», находящееся в монастыре церкви Санта-Мария-Делле-Грацие в Милане породило наиболее известный штамп в христианском мире. Люди и вправду могут подумать, что в 1 веке Христос и его 12 учеников сидели за столом на стульях.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Художник изобразил обстановку, характерную для своей эпохи, а никак не для времён Иисуса. Прямоугольный высокий стол и скамьи без спинок отражают мебельные формы типичные для итальянских домов 15 века. Архитектурное пространство оформлено как ренессансный зал с геометрической перспективой, лепниной и элементами характерными для эстетики позднего Средневековья и Ренессанса.

Согласно иудейским традициям 1 века и библейским текстам, апостолы возлежали возле низкого стола на боку, опираясь на один локоть. Трудно сказать, почему да Винчи выбрал именно такой подход. Не знал ли он о традициях в древней Иудее или выбрал его сознательно. Возможно, художник стремился сделать сюжет более понятным для своих современников.

Так возлежали возле стола Христос и ученики.
Так возлежали возле стола Христос и ученики.

Как бы то ни было, созданный им образ тайной вечери прочно закрепился в сознании как у верующих, так и у атеистов. Он стал визуальным клише на многие века.

8. Мать Иисуса

Главный стереотип — это беременная Мария, отправившаяся в путешествие в Вифлеем чуть ли не на сносях. Однако нигде в Библии не сказано на каком именно сроке находилась будущая мать Мессии в момент этого путешествия.

«Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Лука 2:4-7)

Никто не знает на каком сроке была Мария.
Никто не знает на каком сроке была Мария.

Исходя из этого текста, единственное, что известно наверняка, что уже по дороге в Вифлеем Мария была беременна. Но сделать какие-то выводы о сроках её беременности из библейских текстов просто невозможно.

9. Рождественские клише

Стереотипов о Рождестве существует невероятно много. Прежде всего появление волхвов перед новорождённым Иисусом. Волхвы из Месопотамии не могли доехать за несколько дней до Иудеи. Этот путь мог растянуться на несколько месяцев.

Ирод, опираясь на время появления звезды, велел убить младенцев от двух лет и ниже. Следовательно, Иисус к приходу волхвов вполне мог быть двухлетним. Продолжением нелепого появления волхвов служит распространённая рождественская инсталляция, где восточные мудрецы стоят у колыбели Христа вместе с пастухами.

Волхвов было не трое и пришли они позже пастухов.
Волхвов было не трое и пришли они позже пастухов.

На самом деле это разные временные рамки. Пастухи пришли в хлев, а волхвы уже в дом. Всё это чётко указано в Евангелиях. Также существует культурная привычка, ограничивающая количество волхвов тремя. Но их число в Новом Завете не указывается. Даров было три, но это не значит, что мудрецов было столько же. Караван мог включать несколько десятков человек со слугами и рабами. Иначе безопасность такого путешествия в те времена была бы под большим вопросом.

10. Лик Христа

Изображение Иисуса Христа.
Изображение Иисуса Христа.

Самый, наверное, распространённый штамп — это образ Иисуса Христа. Как он выглядел на самом деле, никто не знает. В Библии это не описано. Разве что в пророчествах Исайи: «Нет в нём ни вида, ни величия; и мы видели его, и не было в нём вида, который привлекал бы нас к нему». (Исайя 53:2)

В 1 веке скульптуры и мозаики создавались только по заказу знати: императоров и очень богатых людей. Во-первых, это было безумно дорого, а во-вторых, всегда предназначалось для прославления власти. Кто бы стал изображать в мраморе какого-то бедного иудейского проповедника. Для верующих христиан — это Царь царей, а для власть имущих того времени — просто один из многих.

Поэтому и нет аутентичного изображения его лица. Только позднейшая богословская и художественная традиция. С 1 по 4 век Христа чаще всего изображали в образе доброго пастыря или учителя с безбородым лицом.

Изображение Иисуса в катакомбах
Изображение Иисуса в катакомбах

Изображение Иисуса в катакомбах.Чуть позже появились изображения Христа с бородой. В 4 веке появились изображения отличные от типичных римских портретов, теперь Иисус больше похож на иудея.

Теперь Иисус был больше похож на иудея.
Теперь Иисус был больше похож на иудея.

Позже появились изображения Христа, созданные под влиянием греческой культуры. По мнению учёных, внешность Иисуса была очень далека от того, каким его изображают.

❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Скорее всего, он обладал внешностью, типичной для представителя современного Ближнего Востока — был смуглым, темноглазым и темноволосым.

Так скорее всего выглядел Иисус.
Так скорее всего выглядел Иисус.

Список религиозных клише гораздо более обширен. На какие-то из них можно закрыть глаза, а другие настолько сильно меняют библейский сюжет и хронологию, привнося в христианство чуждые детали, что с ним невозможно мириться. Сегодня люди очень много работают, мало отдыхают и ещё меньше читают. Потому добиваться истины никто не будет. Дело не только в Библии. Люди забывают свою историю. Цитата выдающегося русского учёного и просветителя Михаила Васильевича Ломоносова: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего!», сегодня, как никогда, актуальна.

Подробнее о том,
какие существуют доказательства того, что Иисус Христос - реальная историческая фигура, прочтите в другой нашей статье.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310825/65296/

-26