Найти в Дзене

Что бы вы посоветовали себе в начале учебы?

Если бы можно было поговорить с собой из прошлого накануне первого сентября, какой совет вы бы дали? Что важнее всего в образовании? Как проложить собственный путь? С чего начать новую эпоху в своей жизни? Команда Центра трансформации образования СКОЛКОВО делится пожеланиями себе в начале учебы. Статья вдохновлена конкурсом ко Дню Знаний на Дзене. Дорогая Оля, вооружившись ретроспективным анализом, позволю себе несколько советов. Первый: школа — не только симуляция жизни, но и сама жизнь. Не стоит ждать ее окончания как того порога, за которым наконец-то начнется что-то настоящее. Второй совет. В школе я была отличницей и порой слишком старалась, упуская возможности для чего-то другого, например, дружбы. Перфекционизм — это не качество со знаком плюс, а со знаком минус. Он тормозит тебя, мешает соотнести задачу со временем и доступными ресурсами. «Достаточно хорошо» — это часто и есть идеально. Третий совет. Образование как часть большого процесса не ограничивается стенами школы. Я дол
Оглавление

Если бы можно было поговорить с собой из прошлого накануне первого сентября, какой совет вы бы дали? Что важнее всего в образовании? Как проложить собственный путь? С чего начать новую эпоху в своей жизни? Команда Центра трансформации образования СКОЛКОВО делится пожеланиями себе в начале учебы.

Статья вдохновлена конкурсом ко Дню Знаний на Дзене.

Не ждать, а жить

Дорогая Оля, вооружившись ретроспективным анализом, позволю себе несколько советов. Первый: школа — не только симуляция жизни, но и сама жизнь. Не стоит ждать ее окончания как того порога, за которым наконец-то начнется что-то настоящее.

Второй совет. В школе я была отличницей и порой слишком старалась, упуская возможности для чего-то другого, например, дружбы. Перфекционизм — это не качество со знаком плюс, а со знаком минус. Он тормозит тебя, мешает соотнести задачу со временем и доступными ресурсами. «Достаточно хорошо» — это часто и есть идеально.

Третий совет. Образование как часть большого процесса не ограничивается стенами школы. Я долгое время хранила школьные и университетские конспекты, чтобы выбросить их несколько лет назад. Сейчас я бы посоветовала себе ценить не только артефакты обучения, но и сам процесс, где бы он ни происходил. Вспоминается цитата Альберта Эйнштейна: «Образование — это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе».

Ольга Немирович

Бежать марафон, а не гонку

В школьные годы на одном из забегов участники опередили меня ещё на старте, а я, взяв привычный темп, оказалась чуть ли не в конце. Несмотря на рациональную установку не бежать на надрыве, отставать от многих – сложно: ты сравниваешь себя, критикуешь, расстраиваешься. Однако к финишу я оказалась в первой части бегущих, ведь ни разу не остановилась и не сбавила скорость.

Я использую эту историю как метафору. Пока я училась в университете, живя на стипендию, мои одноклассники уходили работать и получали большие деньги; пока я оканчивала магистратуру, ровесники заводили семьи; пока я набираю этот текст, кто-то из моих знакомых ставит кирпичик на фундамент собственного дома.

Сравнивая себя с окружающими, сложно не чувствовать, что ты «отстаешь», ведь часто мы «мерим себя» именно в том, чего ещё желаем достичь. Но я предлагаю относиться к учебе, да и шире, — к жизни, как к марафону, а не гонке на короткую дистанцию. Оглядывайся, но беги в своем темпе.

— Ася Будагян

Быть более открытой к новым знаниям и возможностям

Если бы я могла дать совет в начале обучения, я бы сказала себе: «Не бойся задавать вопросы и ошибаться, не стесняйся этого!» Взаимодействуй с преподавателями — они готовы и хотят тебе помочь. Начни выстраивать режим и учись планировать время, иначе быстро устанешь. Участвуй во всех студенческих проектах, именно они тебе дадут опыт и новые знакомства. И самое главное — верь в себя и помни, что ты здесь, чтобы учиться, а не быть идеальным.

Татев Еремян

Сохранять любознательность и желание разобраться

Люди и любознательность будут твоими главными спутниками в образовательном процессе. Учиться можно не только у экспертов, но и у «коллег по парте»: способу их размышлений, умению принимать другую точку зрения. Иногда именно совместные обсуждения и общий опыт дают больше, чем лекция.

Чего-то не знать нормально, ведь до тех пор, пока у тебя будут вопросы, в том числе и к себе — всегда будет интересно. То, что предлагает курс или программа — это только часть образовательного пространства. Другая часть создается тобой через книги, взаимодействие с людьми, подкасты, стажировки, случайные разговоры в коридоре, мероприятия и даже мемы 🙃. Всё, что питает твой интерес и дает тебе возможность расширить и углубить свои знания.

— Гаянэ Налбандян

Пробовать, ошибаться, искать и расти

Не бояться совершать ошибки и не бояться, что тебя за них будут ругать! Совершать ошибки — значит учиться смотреть на вещи с разных сторон, пытаясь их исправить и, тем самым, давая себе возможность развиваться и расти. Не бояться задавать вопросы, считая что выставляешь себя глупым. Лучше много раз уточнить и наконец-то понять, чем не уточнить и так и остаться в неведении. И самое главное — найти то, что тебе по душе, где ты будешь с огромным удовольствие и интересом копаться в теме, пытаясь ее разобрать и делая для себя все больше и больше новый открытий.

Екатерина Ведерникова

Оставить время для поиска себя

Я начала работать со второго курса, и хотя это дало мне хорошую базу, опыт работы и интересные задачи, я бы все-таки пожелала себе оставить время на возможность попробовать разное. Как минимум первые два года учебы, чтобы участвовать в разных проектах, заниматься волонтерством, учиться на дополнительных курсах, ходить на тренинги и кружки. Попробовать что-то из направлений, не связанных с основной специальностью, чтобы укрепиться в своем самоопределении или, наоборот, дать себе возможность переопределиться.

Я бы хотела дать себе свободу понимания того, что совершенный выбор не один на всю жизнь и не страшно его уточнить или изменить — и тогда перевестись на новое направление. Или можно сразу погружаться в другие сферы деятельности: формировать межпрофессиональные навыки, комплексно развивать собственные представления и получать разносторонний опыт. Первые годы учебы созданы для того, чтобы оценить всю насыщенность и разнообразие вуза. И не ограничивать свой образовательный опыт.

Ольга Назайкинская

Не дать погаснуть внутреннему огню

Так получилось, что весь мой образовательный путь можно ассоциировать с фразой «брось вызов самому себе». На протяжении разных этапов обучения мне всегда приходилось сталкиваться с трудностями, которые порой казались непреодолимыми. Но есть одна вещь, которая помогала мне не сдаваться и продолжать путь к своей цели — тяга к чему-то новому. Все мы знаем поговорку «меньше знаешь — крепче спишь», но лично с моими убеждениями она кардинально расходится. Я считаю, что чем больше мы знаем, тем больше граней этого мира можем увидеть и тем интереснее жить. Поэтому именно тяга к новому — новым знаниям, навыкам, опыту, знакомствам — помогала мне не сдаваться и продолжать свой путь несмотря ни на что.

Хочу пожелать прошлой (и будущей) себе никогда не терять эту тягу к познанию нового, чтобы продолжать шаг за шагом открывать для себя этот мир. А чтобы трудности не сломили это стремление, также хочу пожелать, не забывать заботиться о себе, чтобы поддерживать этот внутренний огонь.

— Анна Свинтеева

Что вам было важно услышать 1 сентября? Из-за чего много волновались во время учебы, а потом поняли, что это того не стоило? А чему наоборот нужно было уделять больше внимания? Делитесь своими пожеланиями в комментариях!