Такая веселая комедия... Или настоящая драма? Внешний план фильма — смешной и радостный, но за ним прячется грусть и капают слезы. На экране живые люди, со своими слабостями, ссорами и проблемами. Через их простоту мы чувствуем настоящую сложность жизни, где любовь смешана с болью. Это история о том, как непросто бывает сохранить семью и еще сложнее сохранить себя.
Фильм «Любовь и голуби», 1984 г. Режиссер: Владимир Меньшов
Спрятанные чувства
Наверное, когда-то у главных героев были пылкие чувства. Но годы совместной жизни, бытовые неурядицы сделали своё дело. Дети, финансовые трудности, социальные проблемы — всё внесло свой вклад. Отношения между Василием и Надеждой как между мужчиной и женщиной растворились в родительских заботах, в отношениях отца и матери для детей. Совместное проживание стало привычкой.
Но наши герои не готовы мириться со скукой и рутиной в отношениях. Они бессознательно сговорились, как иметь высокий градус эмоциональности. Василий и Надюха бессознательно специально создают ситуации конфликта. Они ругаются, эмоции бьют ключом! Каждый из них получает массу внимания и энергии. Но их эмоции поверхностные, как рябь на поверхности воды. А в глубине души чувства надёжно спрятаны и недоступны друг другу.
В ссорах этой пары, особенно в агрессии Надежды, растворено много энергии сексуальности. Так они реализует свои желания, так скрепляет отношения друг с другом. Это такие сексуальные отношения наизнанку.
Василий как маленький ребенок
Можно называть Василия ребёнком, инфантилом, но как бы Надюха не узурпировала его, а он внешне не казался послушным, бессознательно Вася в постоянном бунте. Он как может отвоёвывает своё право быть значимым в семье. Голуби его спасают, так как благодаря им у Василия есть своё пространство, своё увлечение и своя мотивация, делает что-то без указки жены. Так он отвоёвывает для себя немного свободы.
У голубя есть много символических значений: любви и верности, веры, бессознательных влечений... Голубятня - это пространство внутреннего мира Василия, его чувственной сферы, где он может отвлечься от реальной жизни с ее проблемами и тревогами.
Можно осуждать его мальчишеский поступок — взять деньги для голубей. Но это его бессознательный вызов: я есть и имею право. Так он спасает что-то мужское в себе и оживляет отношения с женой. Надежда обращает на него внимание, проявляет эмоциональность, замечает его.
Кризис родительской пары и дети
Отношения Василия и Надежды как отношения родителя и ребенка. Но это игра, на самом деле это отношения двух детей, которые могут демонстрировать эмоциональность, но боятся проявить настоящие глубокие чувства. В отношениях главных героев нет равнодушия, но нет и возможности наладить любовное взаимодействие. Пара не выдерживает кризис в отношениях.
Любовные чувства между Василием и Надюхой заснули, но не умерли. За их ссорами нет настоящей злости и ненависти. Мы, зрители, это ощущаем, когда охотно смеёмся, но сжимаемся, когда в их ссорах появляются дети. У детей это всё по-настоящему.
Вовлечение детей в свои разборки свидетельствует о том, что пара не справляется, она требует дополнительных ресурсов. Нужен третий! И поначалу этим третьим в паре становятся дети.
Для детей энергия споров взрослых родителей отравляющая, так как совершенно непонятная для них. Но Надюха и её муж Василий бессознательно вовлекают своих детей, так как сами еще как дети и им нужна точка опоры.
Каждая пара имеет право организовывать своё взаимодействие, как они хотят. Они могут ругаться, обижаться, конфликтовать и даже драться, желательно без травм. Им дозволено делать всё, что чтобы разжигать костёр эмоций и былой страсти. Но нельзя в это агрессивное пространство впускать кого-то еще, а тем более вовлекать своих детей. Чётко очерченные границы, жёсткая иерархия родителей и детей спасает в таком случае семью. Дети имеют право жить своей жизнью, понимая, что взрослые сами разберутся, сами справятся. Мир родителей и мир их детей должен быть разделён.
Третий как необходимый
Любовные отношения мужчины и женщины — это отношение пары. Они понимают друг друга сознательно или бессознательно, чувствуют друг друга, способны принимать несовершенства друг друга. Они могут испытывать друг к другу разные чувства и при этом оставаться в отношениях. А если баланс нарушается, нужен кто-то третий.
Если чувства ушли, испарились, то третий закончит разъединение пары, избавит их друг от друга. А если чувства есть, но ушли на глубину и просто не могут пробиться через толщу привычки и повседневной рутины, то у третьего мало шансов разбить эту пару.
Третий взрослый требовался в отношения Василия и Надежды. И он появился! Это Раиса.
Раиса как романтическая натура
Раиса вроде бы полная противоположность Надюхе. Но у этих двух женщин есть существенное общее относительно любимого мужчины. Они обе хотят переделать Василия, сделать его идеальным для себя, то есть послушным.
Раиса на самом деле влюбилась в Василия. Он ее внимательно слушал, причем слушал вовлечено, верил каждому ее слову. Внешне она очень женственная и легкая, но внутри ее живет командир, который не приемлет непослушания. Мягкость Василия и обольстило Раису, подарив ей надежду на семейное счастье.
Раиса нарисовала в своих фантазиях прекрасную картину совместной жизни с Василием. Она уже всё решила за Василия: каким ему быть, как жить и даже что чувствовать. У Раисы уже есть собачка, с ней всё получилось, вот и с Васей всё получится!
Глубоко в душе у этой женщины грусть, тоска и одиночество. Но она бодра и решительна. Фантазия о прекрасном будущем Раису вдохновляет и обнадеживает. Нет принца, идеализирую Василия! Слеплю из него интеллигента, реализую свою мечту и детскую фантазию!
Василий — изменщик коварный
Василий обольщается вниманием со стороны Раисы, ощущением значимости в её глазах. А информация о ее нежном отношении к голубям в состоянии легкого опьянения то ли от коктейлей, то ли от свободы окончательно сломили его преданность жене. Но бессознательно его потянуло в ситуацию, которая способна вогнать его в чувство вины. Это так для него привычно!
Для Василия очень важно испытывать это горькое чувство. Оно живёт в нём очень глубоко и очень токсично для него. Имея бессознательное чувство вины, человеку необходимо совершать поступки, за которые потом необходимо испытывать раскаяние и получать наказание. Только наказание может ослабить это чувство.
Рискнуть, по-мальчишески сделать глупость, почувствовать себя значимым, а потом с упоением посыпать голову пеплом, испытывая глубокое чувство вины — это сценарий Василия.
Страдания Надюхи
Надюха не может переживать негативные чувства. Она в отчаянии и молчит. Ей необходим тот, в кого можно выгрузить свою злость и отчаяние. А Василия рядом нет. Нет у нее возможности встретиться с Василием, чтобы в порыве страсти нанести ему существенный физический или моральный урон. Надежда вываливает свой негатив на детей. Она не умеет по-другому. Она не способна сказать детям: «Это наши с отцом дела! Мы разберёмся! Это вообще не ваше дело!»
Василий для своей жены был тем объектом, на которого можно было вываливать свой гнев. Надюха в отчаянии! Чтобы как-то выжить, она обеспечивает себе линию защиты: «Узнаю, что с отцом видитесь, прокляну!»
Истинные чувства не проживаются психологически, не облекаются в слова. Нет возможности по-настоящему их переживать и выражать. Нет у Надежды таких умений. Да и не принято это было. А чувства нахлынули, что просто так не избавишься от них, они требуют принятия и проживания.
Надежда страдает и злится на Василия, но именно в эти моменты понимает, как важен для нее муж. В ней просыпается женское, осознается ценность этого «паразита».
Радость вместо печалей
Проблема проживания негативных эмоций и чувств, как правило, возникает во времена, когда нет повседневной угрозы жизни. В тяжелые времена важно выживать, поэтому тяжелые чувства приходится вытеснять, отрицать, отреагировать телесно... Эти способы становятся нормой в обществе.
Дядя Митя прошёл войну, которая жестоко прошлась по его психике. Чтобы выжить в ситуациях постоянной угрозы жизни, необходимо было притупить свою чувствительность. А потом были тяжёлые послевоенные годы, когда некогда да и некому было рассказывать и заново проживать ужасы войны. Военная травма так и осталась в душе дяди Мити.
Как он мог полностью открыться своей жене, которая тоже пережила страшные события? Для многих фронтовиков водка стала возможностью адаптироваться к мирной жизни и как-то жить с глубокими травмами в душе. Дядя Митя не алкоголик. Алкоголь стал в их семье этим третьим, третьим, но не лишним.
Дядя Митя создаёт ситуацию для возникновения эмоционального фона в их отношениях, по большому счёту он оберегает свою жену от ужаса своего внутреннего мира. Он такой весельчак, вечный искатель приключений! Их жизнь, несмотря на все жизненные невзгоды, полна энергии эмоциональных напряжений. Дядя Митя не вызывает жалость. А ведь этого ему и надо!
Ему важен спектакль, несерьёзность, возможность оживить реальность, не дотронуться до глубинной травмы. Лучше агрессивность жены, чем её жалость, лучше смех, чем бесконечная печаль. Ужасно, что он сообщает о смерти своей жены. Ну давайте не будем забывать, что это комедия. А ведь если нужно, дядя Митя за свою жену жизнь отдаст и даже не задумается.
Голуби как символ возможности проживать свои чувства
Василий рядом с голубями может чувствовать себя живым. Голуби в фильме как возможность сохранить связь со своим внутренним ребёнком, соприкоснуться со своими глубинными чувствами. Главный герой чувствует и нежность, и любовь, но не может как взрослый человек это выразить. Поэтому реализует это через взаимодействие с голубями. С ними он может проживать чувства, которые кажутся неприемлемыми или опасными. Главный герой фильма «Любовь и голуби» заводит голубей, тайно мечтая о настоящих живых отношениях в семье.
Надежда приходит на свидание после разлуки красоткой и сначала пытается язвить, но потом снимает серёжки и начинает говорить о настоящих чувствах, о своих переживаниях. Прорывается то настоящее, что было и есть между этими двумя людьми, которые долго прожили вместе, но больше играли роли, чем были по-настоящему близки.
На этом свидании они увидели, наконец, друг друга. Вернувшись тайно домой, Василий смотрит на своих голубей, но не бежит к ним. Для него Надежда важнее, он пришел к ней, а Надя, понимая, как голуби важны ему, спокойно отпускает Васю к ним. Голубятня теперь не место ссор и конфликтов, место понимания и принятия.
Жизнь не может быть идеальной, и семейная жизнь особенно. Каждый зритель сам решает, правильно ли сделала Надежда, что простила Василия. А как вы думаете?
Это комедия, почти буффонада, где краски сгущены, эмоциональный накал на максимуме и все на взводе. Мы смеёмся и радуемся, но на каких-то эпизодах смех превращается в слёзы, комедия резкостановится драмой. Шутки становятся едкими, радость останавливается, и грусть становится громче смеха. Мы начинаем понимать: "А ведь это наша жизнь..."
Благодарю, что дочитали мою статью!