Дорис Трой: забытая певица, объединившая в своем творчестве Pink Floyd, Rolling Stones, Beatles и Motown
Представьте, что вы поёте на Dark Side of the Moon, у вас контракт с лейблом Битлз Apple Records и вы выступаете на разогреве у Дайонн Уорвик, но никто не знает, кто вы такая. Именно так можно описать Дорис Трой. Мне сразу на ум приходит Лиза Фишер, концертная бэк-вокалистка Роллинг Стоунз. Столько концертов, столько туров и ни одного сольного альбома, ни одной сольной песни при наличии великолепного голоса.
Такая жизнь неизбежно вызывает внутренние разногласия. Некоторым она нравится: быть рядом с величайшими звёздами, быть в центре музыкальных событий в мире и при этом не страдать от славы, которая обычно сопутствует таким людям. Для других это откровенная несправедливость: что значит «ты работал над самыми известными песнями в истории, но так и не получил за это признание»?
Но такова противоречивая жизнь сессионного музыканта, в которой тебя часто слышат, но не видят, как это было с Дорис Трой. За свои 67 лет певица накопила внушительный послужной список — от участия в записях Rolling Stones до Джорджа Харрисона и Дасти Спрингфилд, и многих других, — и в этом смысле кажется почти невероятным, что она так и не стала известна широкой публике, учитывая уровень музыкантов, с которыми она работала.
Тем не менее Трой была не просто бэк-вокалисткой и вполне могла постоять за себя. «Мамаша Соул», как её называли в узком кругу поклонников, в 1963 году вошла в десятку лучших с песней Just One Look, которую она записала в спешке всего за десять минут, но которая принесла ей наибольший успех в чартах.
Благодаря последующим кавер-версиям, охватывающим весь музыкальный спектр — от The Hollies до Линды Ронстадт и Гарри Нильсена, — сила одной песни означала, что Трой действительно могла встать на путь к всемирной славе.
Однако, как это иногда бывает, жизнь не была к ней благосклонна. Вместо этого Трой пришлось соглашаться на то, чтобы быть негласным участником всего, начиная с «Тёмной стороны Луны» группы Pink Floyd и заканчивая песней Карли Саймон You're So Vain
и «My Sweet Lord» Джорджа Харрисона. Теоретически всё это делало её любимицей музыкантов, ее знали профессионалы и часто приглашали на записи, но, как это часто бывает, публика мало что знала о ней.
К сожалению, Трой безвременно скончалась в 2004 году в возрасте 67 лет. Она умерла, так и не получив должного признания и благодарности, которых она по праву заслуживала. Какой ещё музыкант мог бы сказать, что приложил руку к созданию самых известных рок-альбомов, а также помог создать несколько величайших хитов Motown?
Можно с уверенностью сказать, что таких музыкантов очень мало. Но обратите внимание на послужной список сессионных певцов и музыкантов, и вы, скорее всего, обнаружите, что он столь же разнообразен, сколь и знаменит. Любой основной исполнитель мог бы позавидовать такому бэк-каталогу.
Поэтому в следующий раз, когда вы будете слушать «My Sweet Lord» или «You Can’t Always Get What You Want», возможно, вам стоит на некоторое время сосредоточиться на более тонких деталях. В кои-то веки можно позволить вокалу Харрисона и Мика Джаггера отойти на второй план и позволить нежному голосу Дорис Трой и других бэк-вокалистов привлечь ваше внимание. Возможно, именно там вы найдёте скрытую жемчужину.
================
Немного о самой певице.
Дорис Трой родилась 6 января 1937 года. Она была певицей и автором песен, известной своим поклонникам как «Мамаша Соул».
Она родилась под именем Дорис Элейн Хиггинсен в Бронксе, в семье барбадосского священника. Позже она взяла фамилию своей бабушки и выросла под именем Дорис Пэйн. Её родители по религиозным соображениям не одобряли «подрывные» формы музыки, такие как ритм-н-блюз, поэтому она начала петь в хоре своего отца. В 16 лет она работала билетершей в театре "Аполлон", где её заметил известный исполнитель Джеймс Браун. Под именем Дорис Пейн она начала писать песни и в 1960 году заработала 100 долларов за хит Ди Кларка How About That.
Прежде чем заняться звукозаписью, Трой была принята бэк-вокалисткой в студию Atlantic Records и работала вместе с Дайонн Уорвик. Она также входила в первоначальный состав The Sweet Inspirations в 1963 году вместе с Сисси Хьюстон и Уорвик, которая была родственницей Хьюстон. Взяв сценический псевдоним в честь Елены Троянской, она стала Трой и пела на бэк-вокале у Соломона Берка и The Drifters, Хьюстон и Дайонн Уорвик. Она стала соавтором и записала сама Just One Look (в титрах песни указано имя Дорис Пэйн). В 1963 году эта песня заняла 10-е место в американском чарте.
«Just One Look» был единственным хитом Трой, попавшим в чарты США. Песня была записана за 10 минут в октябре 1962 года с продюсером Бадди Лукасом в качестве демоверсии для Atlantic Records. Однако после того, как Atlantic Records прослушали демоверсию, они решили не перезаписывать её, а выпустить в неизменном виде. В последствии песню перепели около 50-ти исполнителей. Единственная песня Трой, попавшая в британский чарт синглов была «Whatcha Gonna Do About It», в декабре 1964 года заняла 37-е место.
После переезда в Лондон в 1969 году она подписала контракт с Битлз на их лейбле Apple Records и в следующем году выпустила альбом Doris Troy, спродюсированный самой Трой и Джорджем Харрисоном. Трой работала в Великобритании на протяжении 1970-х годов, выступая в клубе Ronnie Scott's и записав концертный альбом The Rainbow Testament. Ни The Rainbow Testament, ни её альбом на лейбле People Records, Stretching Out, не пользовались успехом.
Когда ее сольная карьера достигла пика, ее продолжали приглашать как бэк-вокалистку. Кроме указанных выше, она записала вокал в песнях для Humble Pie, Джорджа Харрисона, Джонни Холлидея, Дасти Спрингфилд и других.
В 1974 году Трой вернулась из Англии в США, где выступала в казино и ночных клубах.
Выходит мюзикл "Мама, я хочу петь", основанный на её жизни, написанный ею в соавторстве с её сестрой, Ви Хиггинсен, популярной радиоведущей из Нью-Йорка. Спектакль был показан 1500 раз в театре Хекшера в Испанском гарлеме. Трой сыграла свою мать, Джеральдину. Чака Хан сыграла её тётю в лондонской постановке.
Дорис Трой умерла от эмфиземы в своём доме в Лас-Вегасе, в возрасте 67 лет.
==================
И на этом пока все. Разрешите откланяться. Как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке