У Тома Рипли, главного героя фильма «На ярком солнце», глаза цвета металлик и холодный взгляд влюбленного убийцы, влюбленного в деньги. «Я подписываюсь. Я расписываюсь. Я вписываюсь. Я прописываюсь», — говорит он в начале фильма. Эти четыре фразы охватывают основное направление сюжета фильма. Бедный и обделенный происхождением Том постепенно занимает место богатого и успешного Филиппа. Делает он это расчетливо и жестоко, не испытывая ни сожаления, ни угрызения совести, с уверенностью, что он имеет на это право.
Фильм "На ярком солнце", 1960г. Режиссер: Рене Клеман
Зачем богатому Филиппу бедный Том?
Филипп Гринлиф — избалованный наследник миллионного богатства. Он с удовольствием проживает отцовский капитал под палящим солнцем Италии. Представитель высшего света, он воображает себя ярким солнцем и не замечает свою теневую часть. Ему просто необходим Том Рипли. Он становится его тенью. Рядом с ним Филипп успешный и прекрасный!
Благодаря деньгам он чувствует своё превосходство. По сути, жизнь Филиппа пуста, у него есть только деньги. Пока рядом бедный человек, который терпит его ради денег, ему спокойно. Филипп совершенно не чувствует чужую боль, эмпатия ему чужда. Его жизнь — это игра, где он всегда выигрывает. Встретить слепого и купить у него трость — это весело! Не позвонить своей любимой девушке, но купить ей дорогую книгу. Это тоже весело!
Филиппу нравится чувствовать свою власть. Он — господин, а Том для него всего лишь слуга. Он может управлять и повелевать им, поэтому ему с Томом весело и легко. Если Том — слуга, то ему суждена только роль жертвы. Филиппу нравится унижать Тома. Это доставляет ему удовольствие, так он не ощущает свою никчемность. Филипп ничего не умеет и ничем не владеет, кроме денег, у него нет ресурсов, кроме финансовых, и в этом он уязвим.
Услужливый, но опасный Том.
Филипп, ослепленный своим всемогуществом, совершенно не видит в Томе опасности для себя. «Он забавный», — говорит он Фредди, который пытается предупредить его об опасности. Слепец! Филипп не хочет видеть в себе жертву. Не желает признать свою уязвимость. Живя в призрачном мире богатства, он не способен видеть реальность. Он ослеплён властью денег.
Филипп уверен, что слепцу ничего не угрожает. Но это не так! Филипп, унижая Тома, постепенно возбуждает в нём его сильную садистическую часть. Избалованный богач не видит, что Том расчётливый, лукавый и холодный. Наслаждаясь властью над Томом, он постепенно соблазняет его на убийство, заставляет его постепенно прийти к идее занять его место (место своего господина).
Филипп постоянно расслаблен. Том максимально напряжён, внешне легко, а внутренне с большим усилием играет роль послушного слуги. Подстраиваясь под господина, он берет на себя роль ручного скомороха для аристократа Филиппа. Постепенно, видя никчемность Филиппа, он всё сильнее ощущает внутренне себя господином, который более достоин богатства, чем Филипп. В этом внешне роскошном аристократе нет ничего подлинного, индивидуального. У Филиппа есть одна индивидуальная особенность — это его подпись. Но это можно подделать! А во всём остальном Том чувствует, что он лучше его! Он более достоин его денег, ведь он безупречно красив и даже более аристократичен. Судьба дала Тому всё, кроме происхождения. Это несправедливо! Том не просто уверен, что может стать Филиппом. Он чувствует, что он будет лучшей его версией.
Филип и Том как зеркальные отражения.
Том и Филипп оба хотят жить без напряжения. Разница только в том, что у Филиппа такая возможность есть, а у Тома её нет. Они оба хотят быть младенцами, жаждущими всего просто так. У Филиппа есть эта символическая кормящая мать, а Том её хочет страстно иметь. Филипп отрицает отцовский принцип, который требует опираться на свои ресурсы, видеть и принимать реальность (то есть прозреть), не только пользоваться отцовским капиталом, но и его приумножать. Поэтому он так сопротивляется возвращению к отцу.
У Тома и Филиппа внутренний мир расколот на сильную и слабую часть, на господина и слугу, на тирана и жертву. Общаясь, Филипп проецирует на Тома свою слабую часть. Но у бедного Тома, в отличие от Филиппа, есть страстное желание. Он хочет иметь богатство, и у него есть цель получить его. Это стремление возбуждает в нем сильную часть. Как Том страстно любуется отражением в зеркале, разжигая своё внутреннее желание!
Чем больше Филипп вгоняет Тома в роль жертвы, тем сильнее в нем оживает и набирается сил его внутренний господин, который превращается в палача.
Убить и занять место.
Яхта есть символ, воплощающий личность Филиппа. Это его пространство. Тому сюда нельзя с большим чемоданом, обувь тоже необходимо снять, ведь он может тут наследить своими дешевыми туфлями. Филипп на яхте командует Томом, унижает его и в какой-то момент изгоняет его в открытое море. Этим Филипп не просто даёт почувствовать Тому его ничтожность, но и готовность, пусть и бессознательно, покуситься на его жизнь. Таким поведением он даёт Тому право на убийство. Обесценивая Тома, он всё сильнее возбуждает в нём желание занять его место.
Это страстное желание наполняет Рипли энергией. Он не умеет правильно есть рыбу, но у него прекрасный аппетит к жизни. С какой жадностью он ест после каждого убийства. Как будто теперь у него есть возможность жить сытно, иметь свой символический кусок хлеба в жизни.
Тому кажется, что его тень исчезает под парусами яхты в момент убийства. Он скидывает её на Филиппа, теперь ему не нужно унижаться. Спокойный расчёт и безудержная ярость! В одном человеке, в одном поступке — преступлении. Море резко взбунтуется и даже попытается его утопить, как будто напомнив, что убивая Филиппа, он убивает и себя, ведь они оба как отражения в зеркале. Море успокоится, пронзительный и холодный взгляд Тома не отразит и тени сомнения в содеянном.
Том оденет одежду Филиппа и будет в ней совершенно безупречен. Она, правда, элегантнее смотрится на нем, чем на ее хозяине. Он будет ходить по рынку и смотреть на мертвую рыбу. Мертвая рыбка как символ смерти. Это не только символ смерти Филиппа, но и самого Тома как человека.
Играет веселая музыка, потому что он думает, что он, наконец, исполнил мечту своей жизни. Мертвая рыба на рынке, веселая музыка как смерть старого образа жизни и уверенность, что он теперь победитель и господин. Но он слепец, как был когда-то Филипп, ведь он не умеет есть рыбу как аристократ.
Филипп, Том и Мардж: треугольник без любви.
Отношения Филиппа и Мардж лишены в настоящей интимности. Мардж играет на гитаре и поёт, у неё интерес к возвышенному творчеству великого Анжелико. Она даже пишет научную работу об искусстве этого живописца. Красавица и интеллектуалка в одном лице. Но нет в ней, как и в Филиппе, чего-то настоящего и уникальности. Филипп относится к ней пренебрежительно. Но в отличие от Тома она этого не выдерживает. Она обижается, злится, истерит...
Мардж думает, что во всём виноват Том. На самом же деле как раз Том стягивает на себя агрессивность Филиппа и смягчает их отношения. Филипп выбирает себе на роль любимой девушки Мардж, потому что чувствует в ней внутреннюю пустоту. Она никак не может привлечь Филиппа, хотя очень пытается. А кроме отношений с ним в жизни этой красивой девушки ничего нет, поэтому она так терпелива.
Ей не нравится, как Филипп относится к Тому, но она ничего не делает, чтобы как-то это предотвратить. Она сама терпит своего жениха, ведь и на нее он проецирует свою отвергаемую часть. После смерти Филиппа она его легко меняет на Тома, потому что ничего ценного в их как бы любви не было. В новых отношениях ей даже стало спокойнее и надёжнее.
Том, завладев богатством Филиппа, передаёт его Мардж. В этом проявляется его самоуверенность в том, что девушка будет с ним, и деньги Филиппа будут в его распоряжении. Но в этом поступке есть ещё очень важная деталь. Тому необходимо быть лучше Филиппа. Ему важно, чтобы Мардж выбрала именно его, Тома. Того Тома, который без денег и яхты, но всё равно лучше и прекраснее Филиппа. Мардж является в этом треугольнике не объектом любви, а объектом обладания.
А счастье было так возможно...
Под палящим солнцем Италии Том сладостно смакует слова «что-нибудь самое лучшее». Блестящее от испарины лицо светится сладкой улыбкой. Первый раз в фильме мы видим его настоящим и расслабленным.
Но труп Филиппа так и остался на борту яхты, словно якорь, приковав Тома к месту преступления, к Филиппу как к своей темной части, от которой невозможно избавиться, даже совершив убийство.
Рада, что дочитали статью! Еще о Рипли:
Статьи о психологии в кино: