Найти тему

Из тени снизу вверх с тяжелым чемоданом. Психологический разбор сериала "Рипли"

Черно-белый мир сериала - отражение внутреннего мира его героев.

С первых кадров фильма мы попадаем в нарциссический черно-белый мир. Этот мир состоит из света и тени. Во внешнем мире свет — место, где обитают богатые и счастливые, в тени — бедные и несчастные. Во внутреннем мире тоже есть игра света и тени. Что-то человек стремиться выставить напоказ, а что-то скрывает и прячет. Этот мир разделен на высокое и низкое. Верх — пристанище для людей света, низ для людей тени. Наверху просторные и светлые комнаты, большие окна, изящные предметы… Внизу все наоборот.

Лестницы соединяют эти два мира. Но как трудно подниматься вверх по лестнице, если попытаться выйти из тени к свету, снизу наверх. Тяжелая походка — признак человека тени, люди верха порхают по лестницам и пользуются лифтом. К тому же у людей из тени в руках чемоданы, как символ тяжести жизни. Тяжесть никогда не покидает человека тени, пришедшего снизу. Возможно ли обмануть эту упорядоченность света и тени?

Главный герой фильма пытается выйти из тени и подняться наверх и там не просто задержаться, а остаться жить.

-2

Том Рипли в начале фильма – это грустный уже немолодой человек, который живет от одного мелкого мошенничества до другого. Обнаружить его в огромном Нью-Йорке практически невозможно. Это человек без места и без ценности. Он и сам себя считает непризнанным и незаметным. И вот ему дается шанс по нелепой случайности попасть в мир богатых, тех, кто имеет.

Вещи, заполняющие внутреннюю пустоту

Том Рипли долго и мучительно поднимается наверх к белой вилле Дикки Гринлиф . Он видит роскошь, и она его завораживает. Предметы богатого убранства для него обладают волшебными свойствами. Владение ими есть для него возможность быть причисленным к миру тех, кто живет высоко, не прячась в тени. Украденная ручка становится символом его статуса. Вещи являются подтверждением, что он что-то имеет. На самом деле у Тома внутри зияющая пустота, но он это ощущает как нехватку чего-то внешнего.

Отсутствия внутренней ценности (я – ценность, потому что я есть) заменяется предметами. Вещи, принадлежащие Дикки, преобразовывают Тома. Вспомним как он одевает его вещи и буквально становится им. Туфли, фотоаппарат, проигрыватель и даже халат делают Тома значимым. А кольцо вообще обладает магическими свойствами. Он не может с ними расстаться, даже понимая опасность их хранения у себя.

Обладание богатством для Тома есть возможность ощущать себя человеком, обладать превосходством: "Я на высоте, я имею". Внешнее для него обладает способностью структурировать внутреннее. Он очень завидует Дикки Гринлиф, но не как живому человеку, а как владельцу богатства.

Том и Дикки как отражение друг друга

Дикки демонстрирую Тому, что он есть то, что он имеет. Он сам по себе ничего из себя не представляет. У него есть богатые родители, и это дает ему возможность выходить из тени, жить наверху на красивой вилле. Единственное, что принадлежит Дикки по праву — это его картины. Они жутко контрастируют с красотой и изяществом убранства виллы. Он не способен создавать, он может только пользоваться. Дик использует деньги как главный ресурс. Благодаря деньгам он в своих ощущениях хороший. Дик заселяет Тома в свой дом, отдает деньги незнакомой девушке, покупает духи Мардж — это единственное, что может предложит Дикки. В этом его ценность.

Обладание богатством для Тома становится мечтой. Он хочет быть на месте Дикки, ведь они отличаются друг от друга только тем, что Дикки обладает богатством, а он нет. Внутри они пусты.

-3

Том стремиться с Диком слиться, стать с ним одним целым. В этом смысле он хочет присвоить его, сделать его частью себя, или быть частью его. Поэтому он очень напрягается, когда видит рядом с ним третьего, будь это Марж или Фредди Майлз. Он ему нужен полностью. Ему важно не просто находиться рядом с ним, важно чувствовать жизнь как он. Он стремиться поглотить его, присвоить его.

Зачем Дикки Том? Кажется, что Дик – добряк, он от чистого сердца приглашает Тома у него пожить. Но так ли это? Бессознательно Дикки приятно видеть рядом Тома. Находясь с ним, он чувствует, что он имеет, а Том нет. Ему важно это ощущение внутреннего превосходства.

Мардж также не очень демонстрирует свои умения и таланты. Том рассматривает ее как своего конкурента и правильно делает. Для Мардж Дикки также шанс попасть в мир богатых и успешных.

-4

Путь Тома: от ничтожного к грандиозному

В нарциссическом мире необходимым предметом являются зеркала. В них отражается внутренний мир героев. В Нью-Йорке Том видит себя ничтожным и раздавленным, а в Италии он видит себя уже грандиозным и уверенным, представляя себя на месте Дикки. Это два полюса представления о себе (грандиозный и ничтожный) никогда не могут сойтись в одну золотую середину.

Том пытается поймать образ грандиозного Тома, взбираясь наверх к светлой жизни. Но это не так просто. Все время возникают препятствия. Метки прошлой нищенской жизни выдают его как человека снизу. Отец Дикки понимает обман Тома и пишет письма. Сам Дикки прощается с ним, давая ему понять, что он человек не его круга. Фредди Майлз видит пошлый халат и понимает, что в квартире не живет Дикки и разоблачает Тома. Главный герой решает эти проблемы просто как человек снизу, которому нечего терять. Он убивает их. И опять препятствия – взбесившаяся лодка, проблема с мертвыми телами, полицейские расследования… Забираясь наверх ему приходится таскать тяжелые чемоданы прошлого наверх, труп человека вниз. Ему трудно избавиться от тяжести и мертвенности внутри себя.

С матерью и с отцом

Кажется, что Том ищет отца, которого у него не было. Отца, который бы обеспечил его богатством. И, кажется, что в этом его главное отличие от Дикки. Но это не совсем так. У Дикки есть реальный отец, который очень богат. Проблема в том, что этот отец не принят им и символически не представлен в его психике. Отцовская функция в нашей психике выполняет роль закона, порядка, социальной реализации. Дикки не принимает отца с его запретами, обязательствами и необходимостью не только тратить, но и зарабатывать, сохранять богатство семьи. Дикки – ребенок любящей матери, которая заботиться и дарит ему подарки и не может его отпустить. Это она дала возможность тратить деньги, заработанные отцом. Мать дает нам безопасность, комфорт, кормит и дарит удовольствия. Но в какой-то момент приходится встретиться с реальным миром и начать взрослеть. И здесь важен отец. Дикки живет как младенец, потребляет, наслаждается и пользуется. Он рисует бездарные картины и не переживает. Психологически он тот маленький ребенок, которого мать похвалит за любые его каракули.

Не случайно все поверили в конце сериала, что он совершил самоубийство. Ведь не было в его жизни чего-то важного и ценного, что цепко держит человека в жизни. И его отец легко отдает кольцо Рипли, ощущая глубокую печаль не только потому, что его сын умер, но и потому, что сына по-настоящему у него не было.

-5

Без матери и отца

У Тома нет родной матери, а тетка давала ему всегда меньше, чем ему было нужно. Психологически он от нее ничего не получил, но и материально был очень обделен. Том не имеет отца не реального, ни символического, поэтому для него вообще не существует норм, правил, нравственных ограничений. Моральный закон и сочувствие не представлено в это психике. Там есть много стыда, от которого он усердно и настойчив уходит в грандиозность по лестнице наверх. Он хочет занять место Дикки, как место маленького ребенка, которому дают просто так.

Том, убив Дика, занимает его место, но не хочет быть Диком. Он выбирает для себя грандиозную фигуру – Караваджо. Это возможность получить право на убийство и на отсутствие любого сожаления по этому поводу. Кроме того, это так грандиозно.

Заняв место Дика, идентифицируя себя с Караваджо, Том Рипли в конце сериала обретает себя, когда подписывается своим именем. Он вроде бы победил свою ничтожность и стал грандиозным в своих глазах. Это возможно в нарциссическом мире. Вот только навсегда ли? Инспектор полиции уже посмотрел книгу, написанную Мардж Шервуд...

-6

Остается вопрос, что означает образ шикарного кота в сериале? И почему единственным цветным кадром в фильме является кадр с кровавыми следами от кошачьих лапок? Какие у вас версии?