Какое странное название фильма... Кто же здесь этот ласковый и нежный зверь?
«Мой ласковый и нежный зверь» — советский художественный фильм, снятый в 1978 году Эмилем Лотяну по мотивам повести А. П. Чехова "Драма на охоте"
Что-то должно случиться...
Фильм начинается со встречи Камышева и Оленька. Камышев, весь в белом, роскошный и элегантный, а Оленька - просто "ангел во плоти". Они уже при первой встрече почувствовали какой-то интерес и влечение друг к другу. Оленька отпускает птицу как символ своей чистой детской души, а лошадь Камышева спотыкается как символ его эго.
Камышев приезжает в гости к старому графу и выпускает на волю лошадей графа, приводя в движение что-то неподвластное рассудку. Калидис, одетый во все черное странный родственник графа, замечает, что нет логики в русской православной душе. Что-то более сильное и жестокое захватывает душу и ввергает в смертельный вихрь страстей и аффектов, сметая на пути здравый смысл, нормы нравственности и морали... Это бессознательное. Кони уже скачут, их не остановить... Гроза и ливень уже обрушились на этих немолодых мужчин... А Оленька уже, как мокрый воробушек возбуждает в них запретные фантазии...
Во дворце старого графа царят тоска и печаль. И даже цыгане здесь бессильны. Смертельная тоска... Старый граф говорит о приближении смерти. Но именно он переживет всех главных героев фильма и проводит в последний путь Камышева.
Когда кажется, что все уже умирает в обшарпанном дворце старого графа под цыганские напевы, появляется Оленька в своём простеньком красном платье. Она как будто оживляет этот устаревший мир и дарит надежду или, может, только иллюзию того, что всё ещё возможно... А может, Оленьку притягивает этот умирающий мир, как что-то родное и манящее...
Оленька легко и красиво соблазняет этих совсем немолодых мужчин на жизнь или всё-таки на смерть...
Девочка или роковая женщина?
В начале фильма Оленька - маленькая девочка, которая ищет заботу и нежность. Она хочет обрести хорошего заботливого родителя, чтобы покинуть свою холодный дом, где уже давно нет матери и только сумасшедший отец делает нелепые попытки позаботиться о ней. Но Оленька уже не ребёнок, и всё её естество излучает сексуальный призыв. Она по-детски соблазняет, но мужчины вместо нежности испытывают к ней гремучую смесь эротического интереса и страсти.
Камышев, очарованный Оленькой, бежит за ней и тут же заставляет Урбенина признаться Оленьке в любви. На этом история могла бы закончиться, можно сказать, достаточно счастливо. Но кони уже выпущены на волю, поэтому всё только начинается... Оленька ведь очаровала всех троих мужчин.
С Урбениным все понятно. Он, вдовец с двумя детьми, увидел милое создание и стал её идеализировать. Оленька молода, чиста, непосредственна и очень очаровательна. Она была бы для него недоступна и прекрасна. Урбенин оберегал её от себя и от других. Как благородный дворянин он сдерживал свои страстные порывы. Был рядом, но не приближался очень близко, восхищался, но не использовал её. Камышев как змей искуситель заставил Урбенина проявить свою потаённую страсть и признаться в любви Оленьке. Он предложил ей заботу, обеспечение, спокойствие и свою любовь до гроба. Но нужно ли это всё Оленьке?
Очарованная смертью
Оленька очень рано потеряла свою мать. Мы видим, что эту травму она не смогла пережить. Некому было её утешить и согреть. Она так и осталась в этой травме. Оленька, не имея возможности её психологически переработать, отгоревать и прожить свою печаль, она смерть матери превратила в волшебную историю, облачила её в светлые одежды идеализации. Она слилась с этой трагедией, вошла в неё как в сказку, тем самым стала захваченной энергией смерти. Для Оленьки смерть стала чем-то красивым и прекрасным, лишённым страха и безобразия. Травма всегда притягивает травму. У Урбенина смерть — это вечная тоска и печаль, а для Оленьки — красота и восторг. Вроде бы противоположности, но движение в одном направлении. Урбенина держат дети в мире живых, а старого графа что?
Вечное пьянство — это тоже движение к смерти, но медленное, с остановками для весёлых кутежей и вечеринок с цыганскими песнями и плясками. Он признаётся в быстротечности жизни и пытается найти в ней удовольствие и радость. Оленька тоже для него — радость. Он внутренне готов расставаться жизнью, но по каплям, Оленька же готова сгореть в один миг.
Странная и опасная любовь
А что Камышев? Почему Оленька всё-таки влюбилась именно в него и даже на смертном одре не выдала его как своего убийцу? Оленька решила выйти замуж за Урбенина: посетила церковь, накупила себе свадебных подарков и приготовилась жить спокойно и счастливо. Но ее психика против! Оленька встречает Камышева, который вносит смятение. Он говорит странно, противоречиво, путая и вводя девушку в какие-то странные заблуждения...
Девочка, которая рано потеряла мать, живёт с душевнобольным отцом в лесу... Сможет ли она жить тихой и спокойной жизнью? Оленька привыкла к сильным переживаниям, эмоциональной неразберихе и неопределённости. Ей нужны эмоциональные качели, она так привыкла, ведь эта девочка жила и выживала в таких условиях. Чтобы выжить, Оленька научилась прибывать постоянно в чем-то непонятном, неопределённом. Ее психика снизила уровень эмоциональной чувствительности к старшому и ужасному и привыкла находить приют спокойствия в фантазиях. Без сильных эмоций она чувствует себя мёртвой.
Камышев — странный, но близкий, создает атмосферу чего-то непонятного и неопределенного. "Давайте я дам вам 100-200 тысяч" - говорит он, но не даёт. Утверждает, что он бы на её месте повесился на осинах, и тут же желает ей счастья. Да, он странный. Бежит за Оленькой и тут же сподвигает Урбенина признаться к ней в любви. Внутри Камышева живет вечная пустота. Не зря потом Оленька будет протягивать к нему руки, но руки будут обнимать пустоту. Этот образ есть символ их отношений, влечение есть, но близость растворяется в пустоте. Они соблазняют друг друга и ничего не обещают. Их посылы туманны и таинственны. Они не заинтересованы сближаться, они охотятся друг за другом. И совсем непонятно кто из них — охотник, а кто — добыча.
Эмоциональные качели как иллюзия любви
Камышев и Оленька встретились, чтобы пробудить друг в друге этого ласкового и нежного зверя. В каждом из них дремлет этот зверь, который ищет возможность вырваться и заявить о себе. Оленька будет пробуждать в Камышеве что-то очень похожее на любовь и сразу ускользает от него. На свадьбе она убегает от жениха и признаётся в любви Камышеву. А вот когда он уже готов украсть её, она вспоминает о своём женихе. Вот он — водоворот эмоций и страстей, то, что ей нужно, так как это привычно. Она будет Камышева соблазнять и тут же от него ускользать. Свадьба для неё удалась. Вальс для неё, изматывающий и, восхитителен. Она то плачет, то смеётся, то неистово радуется, то в жутком отчаянии... Теперь двое мужчин влюблены в нее, и она счастлива. Это триумф — двое мужчин в тревоге и волнении!
Потом будет ещё и третий. Ей нужны экстремальные эмоции как для себя, так и для того, кто с ней. Какое это удовольствие для Оленьки видеть, как волнуется старые граф, когда она бесстрашно и рискованно скачет на лошади!
Является ли она прагматичной? У неё есть огромный страх вернуться в нищету, но она не рациональная, продуманная и меркантильная женщина, а напуганный ребенок, лишенная в детстве простых девчачьих удовольствий в виде игрушек и красивых платьев. Оленька соблазняет мужчин, потому что по-другому не может. Это даже не желание, а её потребность, способ почувствовать себя способной на что-то, значимой. Доступная ей возможность чем-то управлять в своей жизни. Она соблазняет мужчин и в то же время с ними конкурирует.
Оленька Камышева то возвышает до небес, то опускает его всё ниже и ниже. В этом для неё много удовольствия и удовлетворения. Она остаётся у графа, отвергая Камышева. В ее глазах застыло что-то непонятное, похожее на ощущение силы и устойчивости. Мужчины дали ей возможность почувствовать силу и власть над ними. Готова ли она с этим справляться или может только играть как ребенок? Она всё повышает амплитуду отвержения Камышева, чтобы потом был размах его снова возвысить. И только в последний раз этот переход был слишком резкий от признания в вечной любви до обесценивания его как мужчины: "Я буду богата с другим и тебе помогу!" Думала ли она о том, что он может её убить? Нет! Опасалась ли? Нет! Для неё опасность смешалась с удовольствием, а смерть — с восхищением. Оленька не смогла отделиться от мёртвой матери, поэтому жизнь и смерть сплелись в единый клубок влечений.
Охотник или жертва?
Любил ли Камышев Оленьку? Любил, насколько вообще имел такую возможность. Она пробуждала в нём что-то очень непонятное для него. Камышев испытывал что-то очень эмоциональное, готов был на порыв. Но что в Оленьке его более привлекало: её красота и сексуальность или способность этой девушки раскачивать его психику на эмоциональных качелях (от "жить не могу, ты прекрасен" до "ты мне не нужен, ты ничтожный")?
Зачем он написал повесть? Возможно, для того, чтобы всему миру рассказать о своей жизни. Но, скорее всего, всё-таки там, в глубине души у Камышева было чувство вины. И написанная им повесть — это возможность как-то справится со своей виной, вытащить её наружу, отделиться от неё. В конце фильма мы узнаём, что через год после выхода книги он умирает. Причём убирает странной смертью. Он заболел и отказался от любого лечения. Он тоже отдался энергией смерти...
Фильм, в общем-то, про смерть, и только музыка про жизнь, про ее живительную энергию. По жизни сто́ит танцевать с любимыми...
Благодарю, что дочитали статью до конца. Предложите фильм для разбора.
Другие статьи о психологии в кино: