Продолжаю перечитывать школьную литературу. Но Андерсен объемный, я на нем немного застопорилась, поэтому обзор на его сказки я потом выложу отдельно, а сейчас хочу хотя бы за первый класс всё прочитать. Буду опять по несколько произведений.
Бычок-смоляной бочок
Какие все-таки всемогущие старики были в старину)) То внучку из снега вылепят, то сына из ложки настругают, то вот бычка из соломы и смолы соорудили и они ожили. Прям волшебники на пенсии) Возможно это всегда одна и та же пара стариков. Просто сначала со Снегурочкой не получилось, потом вот Ивасика-Телесика соорудили а он уже потом женился и у них появилась внучка, которая запросила теленка. При всех своих талантах, старики небогаты
История учит тому, что нечего зариться на чужое, а также тому, что честное слово даже звери держат, хотя могли бы и сбежать с концами. Но вот свой откуп они явно где-то сперли, и это уже немного сомнительный элемент истории.
Калиф-аист (Вильгельм Гауф)
Мне в детстве нравилась эта сказка. А сейчас я читаю и думаю, нифига визирь прибедняется - он по факту второе лицо в государстве, и ему вдруг нечем заплатить торговцу? Сдаётся просто решил халяву словить. Что в общем то и получилось - калиф купил и ему купил кинжал и на подарок жене визиря расщедрился.
Повеселило, как они препирались кому на сове надо будет жениться. Птицей быть не хочется, но жениться на девушке, которая может помочь и которая к тому же принцесса, а не рабыня какая - ужас ужасный. А вдруг она не красива и не молода! Как будто в их время не было династических браков, а у калифа возможно вообще гарем.
Вообще закралась мысль, что не Мизра с отцом всё это придумал, а на самом деле это были проделки именно совы. А еще, что подстава была не в том, что они забудут нужное слово, а в принципе лишаться голосовых связок для воспроизведения речи. Но нет, как я поняла они все могли воспроизводить человечью речь. Ну или это было связано с пониманием всех языков? Хотя они же определили, что сова говорит по-арабски (хотя сама из Индии)
Как я ловил человечков (Б. Житков)
я не вспомнила этот рассказ по названию, но сразу узнала по первым строкам.
История про запретный плод и живое воображение. Возможно если бы ребенку дали рассмотреть параходик вблизи, он бы уже не додумывал себе человечков. А то фантазия его все дальше и дальше уводила, делала параходик все более желанным. Также в рассказе открытая концовка, неясно как же бабушка отреагировала на этот вандализм. А еще, получается, герой нарушил честное слово, но был ли он в том возрасте когда полностью понимают такие обещания. Сложилось впечатление, что герою не больше 5-6 лет
Волшебное слово/Синие листья/Почему/Сыновья и др. (Валентина Осеева)
Маленькие рассказы Валентины Осеевой (рассказ "Сыновья" уже ко второму классу относится в моем списке), но я прочитала сборник и там не только указанные произведения.
Рассказ "Почему" - немного сомнительные у мамы методы. То, что сын врет она поняла сразу, но решила заставить его признаться, наказав неповинное существо. Еще, по рассуждениям мальчика, становится понятно, что погибший отец там превозносится и он врет не столько от того, что боится наказания, сколько от того, что он вдруг испортил папину вещь, покусился на святое.
Рассказ "Волшебное слово" - воспитательная история, о том что если что-то просишь, то нужно делать это с уважением. Ну и использовать вежливые слова. Но возник вопрос, почему никто не объяснял этого мальчику, до того как он встретил чужого, постороннего старичка? Как он сам мог догадаться. Второй момент, в сказке все так гладко у него получилось, но в реальной жизни сестра скорее сказала бы, что не хочет ничего давать краски и всё ( знакомо же это вредное противостояние сиблингов с небольшой разницей в возрасте?), а брат и вовсе мог послать. Поэтому мне кажется не реалистичная история, хоть и с правильным посылом
"Синие листья" - я в детстве тоже читала. История о том, что одной подружке жалко карандаш, но говорить нет она прямо не умеет. Немного смущало, что несколько дней эта история длилась, но возможно им рисунок был на дом задан. В истории речь про жадность. Но я подумала, что возможно Катю так мама воспитывала, что никому ничего не давай, а то испортят. Поэтому она мучилась между дружбой и мамиными наставлениями. А еще история про то, что если ты не хочешь чем то делиться, то ты вправе не делиться, и можешь лб этом прямо сказать. Хотя наверное когда её написали посыл был не такой.
Рассказ "Долг" - история как долги рушат дружбу. Иллюстрация того, как тот, кто должен начинает ненавидеть того, кому он должен. Даже если тот и готов простить долг. Думаю что Петю так воспитывали, что никому нельзя быть должным, а также научили подсчитывать, что всем всё поровну, знаете таких людей?
"Сыновья" - тоже известная история, мне кажется даже в учебнике она была. Ну тут все в целом ясно, только одна мать приучила сына к труду.
В целом у Осеевой интересные и поучительные рассказы, правда местами я уже не так оптимистична к тем посылам, что она закладывает (например рассказ "До первого дождя"). Удивилась, что это автор "Динки". Я просто не в курсе была, что она написала эти рассказы, многие из которых я читала в детстве. А вот стишки у неё не очень складные, на мой взгляд
#книгичтонасрастили #перечитайпереосмысли #школьнаялитература #литературнаяклассика
Картинки из Яндекс.Картинки