Я решила прочитать сборник сказок Андерсена. Я уже один раз так делала - когда лежала в больнице. Не рекомендую так делать, потому что они как-то в депрессию немного вгоняют. В детстве немного более прилизанные версии попадаются, хотя не всегда. Русалочка мне помнится была изначально с печальным концом в моей книжке, а вот сейчас иногда попадаются с хеппи-эндом. Но иногда, особенно в советских изданиях, убирают так сказать религиозную часть. А в оригинале такое попадается.
Сказки Андерсена в моих списках попадаются в разных классах, поэтому я в заголовке статьи не выделила конкретный класс. Но некоторые указаны конкретные, их я тут немножко разберу. А также отмечу какие-то другие, привлекшие моё внимание.
Сказок много, поэтому я думаю, что разобью обзор на несколько частей
Сказки из списка:
Принцесса на горошине
Странная сказка, если честно. Принцу ударило в голову, что хочет в жены настоящую принцессу, но какой критерий? А сам он - настоящий принц?
Затем появляется принцесса, про которую нам сразу говорят, что она принцесса. Хотя что она делает одна в чужом месте непонятно. Было бы логичнее если бы это была девушка, утверждавшая, что она принцесса, а не так, что "у ворот стояла принцесса". Или хотя бы с ней рядом были бы слуги какие.
И принц потом женился на ней, хотя не сказано, что принцесса вообще хотела за него замуж. И еще королевство довольно захудалое, раз король сам открывает двери а королева стелит постель, как там сможет жить такая неженка? И раз она неженка - то можно предположить, что королевство её родителей побогаче. Согласны ли они на такой брак? Вспомнилась кстати советская экранизация, где эту сказку совместили еще и со сказкой "Свинопас" ( и еще с парой других, как гласит Википедия). Хотя я почитала описание фильма и мне кажется я или не правильно его помню или это не та экранизация. В моей памяти я помню только первую принцессу ( сказка про Свинопаса) и она же стала принцессой на горошине, после того как её выгнал отец. Но в описании фильма присутствуют еще две принцессы и принцесса на горошине вроде другая. Может еще была экранизация? Или все таки я невнимательно смотрела ( что тоже может быть вполне)
Стойкий оловянный солдатик.
Первое, что мне бросилось в глаза - непривычный перевод. Я потом нашла тот, который читала в детстве и он мне показался более живым, хотя может это связано с тем что его я увидела первым. В том переводе в табакерке жил тролль, хотя я думаю что правильнее был бы чёртик из табакерки. Однако в том переводе, что я читала в этот раз - там вообще бука)))
Вообще раньше было ощущение, что вся история в общем то связана с кознями этого самого буки. Но сейчас, при прочтении видно только что он возмущался гляделками солдатика и танцовщицы. А потом ему просто приписали участие в злоключениях солдатика. Хотя это вообще никак не подтверждено. И еще солдатик и его возлюбленная даже словом не перемолвились. Просто в детстве я воспринимала это как красивую историю любви, а тут они знакомы были день, попереглядывались и только. Ну и умерли в один день, как Ромео и Джульета.В общем немного переосмыслила я для себя сюжет.
Еще в детстве смотрела пару мультфильмов на эту тему. Один зарубежный, но я не помню чей и визуально тоже обрывки только, просто помню что был. А второй наш советский. Там была красивая песня, но из нее помню только строчку: "Да, любимая, да. Нет, любимая, нет" (хотя уже нашла весь текст). Правда там солдатик такой изначально минорный, как Пьеро. Зато чудесная балерина. Единственное, что смущает, она по идее позу не должна менять.
Дюймовочка
Сказка известная, и даже иногда попадаются её обсуждения. Вообще мне раньше было жаль женщину в начале сказки - она хотела ребенка, даже ведьме деньги заплатила, а Дюймовочку в итоге у неё сразу почти украли. Но сейчас перечитывала и есть ощущение, что Дюймовочка у неё в роли живой куклы. И имя она ей такое своеобразное дала, не для любимого ребенка. В оригинале её звали Tommelise, от Tommel - большой палец. То есть что-то типа Девочка-с-пальчик, Большепальчик, правда видела вариант что Tommel совместили с женским именем Lise, получается у нас Лиза-с-пальчик в итоге. Больше похоже на прозвище, чем на имя ( может конечно специально, от сглаза)
Но "мать" особой роли не играла, потому что некая Жаба выбрала героиню своему сыночке-корзиночке в жены. Возможно специально не ровню, отдать другой жабе не смогла по причине ревности ( есть же такое нарушение, когда женщина к сыну относится как к партнеру)? А тут вроде и сынок женат, и жена никогда не дотянется до идеальной маман?
Майский жук тоже украл Дюймовочку, заценив её красоту, но мнение его окружения оказалось сильнее. Что плюс для героини - разве жук ей пара? Андерсен тут нам еще как всегда ложку дегтя ввернул, сообщив, что мотылек, которого девушка привязала к листочку, скорее всего умрёт от голода.
Потом была мышь и богатый сосед-крот. И никого никогда не смущало, что все герои не того вида, что Дюймовочка? Но я всегда смотрела на это, как на то, что тут животные не прямо животные, а типажи в обществе ( купцы, банкиры, молодые повесы и т.д.)
Еще меня немного удивляло, что ласточка оказалась в галерее крота - это же под землей? А замерзшая ласточка вроде падала просто на землю, или провалилась? И как она там выжила, Дюймовочка ведь не сразу её отогревать пошла, да и кормила потом всю зиму получается и мышь не заметила, что её запасы резко таят?
Вообще я думаю, что Дюймовочка изначально была из рода эльфов, потому что она тоже из цветка появилась. А крылья раз её дали, так может и у других они съёмные? А управляются похоже силой мысли))
Но вообще получается, что всю историю Дюймовочку швыряют от одного ухажера к другому, не особо её спрашивая. Принц эльфов тоже не самый приятный тип, но хотя бы одного вида с новоиспеченной Майей. Но кто-то спрашивал, чего хочет героиня? Хотя вру, ласточка спрашивала, но там скорее было предложение, дескать не хочешь ли со мной в теплые страны?
В советской экранизации принц еще на вид чуть ли не женственней героини, в зарубежной он все таки посолиднее. Но у их и Дюймовочка не хрупкая. Повеселила меня еще Жаба в зарубежной версии. Надо все таки посмотреть этот мульт.
Огниво
Вообще начало сказки напоминает встречу с НПС в играх жанра RPG. Шёл себе солдат, никого не трогал и вдруг незнакомая старуха "предлагает" лезть в какое-то дупло за деньгами. (o_O) В кавычках, потому что она в общем-то не спрашивает согласен ли он, а сразу начинает давать подробные инструкции. Причем инструкции так себе - вот тебе типа передник, увидишь собаку - бери её и сажай на передник. Я бы поняла еще накинь на неё там или еще какой дистанционный формат. А там псины с огромными глазами - у одной даже с круглую башню, возможно там родственники Пушка из Гарри Поттера. Просто подойди и посади ее на передник (→_→). Хотя может так они каких-то чихуахуа или той-терьеров описывали? Нашла на эту тему несколько чудных картинок
Вообще в этой версии сказки солдат докопался до того, зачем бабке огниво и когда она отказалась отвечать то отрубил ей голову.(O_O;) Тот еще герой я скажу. Это при том, что она свою часть сделки выполнила и он получил ранец золота. Хотя в какой-то версии она вроде не хотела его вытаскивать и пыталась отнять огниво или я путаю с Алладином и лампой. А бабка вдруг сразу стала зваться ведьмой, хотя до этого была просто безобразной старухой.
Получив деньги солдат начал вести себя как внезапно выигравший в лотерею - стал тратить направо и налево, и вскоре всё потратил. С другой стороны пожил хоть немного хорошо, будет что вспомнить. Но опять же урок, что внезапно свалившееся богатство не долго удержится в руках если нет умений его удержать, и заработанное своим трудом ты тратишь менее охотно и вообще стараешься приумножить. Но зато можешь забыть о радостях жизни.
Также отмечается, что пока у тебя много денег - у тебя много друзей, которые исчезают когда их у тебя нет.
Потом он стал по ночам красть принцессу, сказывается что она ему понравилась и он её поцеловал, но мне кажется я читала и другую версию, где она ему чуть ли не сапоги чистила и герой выглядел вообще мерзко. И вообще я не думаю, что он её просто целовал, если честно.
Но тут он тоже не фонтан, в итоге убил короля и королеву и сам стал королем. И принцесса с радостью стала его женой и королевой! То есть ей было норм выйти за убийцу родителей. Она так жаждала власти? Или приукрасили действительность? Или была под действием чар? Вообще тут случай когда главное зло - главный герой. Король с женой ничего не делали плохого, кроме того, что не хотели, чтобы их любимая дочь пропадала по ночам ( еще и не по своему желанию)
Снеговик.
Никогда ранее не слышала про эту сказку. Кстати в версии, что я нашла снеговик стал снегуром. Интересное слово. Сказка небольшая, в ней два основных персонажа - снеговик и собака на цепи. Собака старая и знает, что в итоге ждет снеговика. Снеговик же, как Лунтик, только родился. Он мало знает об окружающем мире и мало имеет возможности о нем узнать, в силу того, что век его не долог и он, к тому же, привязан к одному месту. Снеговик выбирает себе неподходящий объект любви - печку. Но это скорее из-за восторженных рассказов о ней от собаки. В целом любовь исключительно платоническая - он может только видеть её издалека, а печка про него возможно и не знает. Напоминает это фанатов, которые влюбляются в знаменитостей. Правда в финале мы узнаем, что внутри него была кочерга, что возможно и тянула его к печке. А вообще кочерга - значит в снеговике был внутренний стержень? И еще это нам говорит о том, что никогда не знаешь, что у другого человека внутри.
Внимания заслуживает и история собаки. Она учит нас и ответственному отношению с животными - они не игрушки! И в то же время собака сама виновата в том, что оказалась на цепи. Хотя никто её не научил подобающему поведению, а огрызаться из-за кости - это в природе собак. Тут и барчуку никто не объяснил, что нельзя лезть к животным, которые едят. Но все равно песика жалко.
Другие сказки, привлекшие внимание:
Большой Клаус и маленький Клаус
Сама сказка может и не особо примечательная (я подобные и среди народных встречала), хотя отмечу, что довольно глупо маленький Клаус потерял лошадь. Но есть там один эпизод, когда маленький Клаус странствовал и набрел на один дом, то хозяйка его не пустила, поскольку без мужа не может принимать гостей. Потом же Клаус увидел, что у той в гостях сидит пономарь. А когда возвращается муж хозяйки, то рассказчик нам сообщает, что муж был добрый, но очень не любил пономарей, аж в бешенство приходил. Поэтому его жене приходилась приглашать пономаря в отсутствие мужа)))
Герой вообще неприятный тип. Мошенник и прохиндей. Обманул мужчину, который гостеприимно его встретил ( хотя его жене поделом). Нагрел соседа, который изначально был виноват только в том, что лишил маленького Клауса лошади, ну и был богаче ( хотя сосед проявил себя как вспыльчивый дурачок, который раз за разом велся и наворотил дел в итоге). Также маленький Клаус обманул хозяина постоялого двора и вообще в итоге стал причиной гибели двух людей. И вышел сухим из воды и с прибылью. Сомнительный какой-то герой и пример для подражания. Чему учит сказка? С одной стороны, что думать надо, прежде чем слушать всяких левых людей, но с другой стороны нам показывают, что бесчестные люди в итоге в шоколаде.
Русалочка
Известная история с печальным финалом. Тут чуть больше времени уделено сестрам русалочки, которых было пять. Все подводные принцессы были погодками, в 15 лет они поднимались впервые на поверхность, получается на начало истории Русалочке - 10 лет? Не истории с принцем, а в целом сказки. Каждая принцесса рассказывала о своем путешествии наверх. У каждой также был участок в саду, который они украшали по своему вкусу. Говорится, что русалочка посадила красную плакучую иву, но какая ива на дне морском, может перевод неточный?
Еще там есть бабушка, которая также много рассказывает о людях. А у знатных русалок и водяных есть отличительный знак - устрицы на хвосте. У бабушки их больше всех - 12! А принцессам их дают в 15 лет - 8 штук. я кстати раньше думала, что устрицы крепятся на сам хвост(то есть на ту часть, что вместо ног), а сейчас мне кажется, что они на плавниковой части(которая вместо ступней). При этом устрицы на хвосте доставляют боль! Но надо терпеть.. Даже в подводном мире какие-то страдания ради статуса и красоты!
Кстати у Принца и Русалочки день рождения в один день! Хотя возможно он старше на год. Зато русалки живут 300 лет!
Еще Русалочка печалится не только из-за принца, а ещё из-за того, что люди имеют бессмертную душу и после смерти вознесутся в небесное царство, а от русалок останется пена морская. И как раз способ обретения души - любовь человека и брак с ним ( тогда часть души его передастся русалочке)
Кроме того она узнала где находится дворец принца и постоянно плавает за ним наблюдать. Причём плавает вместе с сестрами.
Ведьма тут вообще не плохой персонаж. Она так и сказала, Русалочке, что та затевает большую глупость. Даёт ей четкие инструкции, а не так, как в диснеевском мультике, где Ариель превратилась в человека прямо в глубинах моря. Кроме того сразу говорит о побочном эффекте - каждый шаг будет причинять русалочке боль. И голос она забрала вполне механическим способом.
Я когда-то делилась впечатлениями от мультика "Принцесса подводного царства" но это было в ЖЖ, тут наверное надо обновить. Но и там, и в первоисточнике принц совсем не любил Русалочку как девушку. Она была для него скорее игрушкой, как комнатная собачка - даже спала на бархатной подушке перед дверью. И сестры к ней даже приплывали ( и даже бабушка с отцом.)
Принц вообще влюблен в девушку, которая нашла его на берегу. Не потому что обязан ей жизнью, просто она ему запала в душу. А русалочке он говорил, что она похожа, поэтому ему нравится. В детстве когда я мультик смотрела, то мне казалось, что он выбрал ту принцессу именно потому, что она его спасла, а знал бы что это была Русалочка, то выбрал бы её. Но тут явно он влюбился с первого взгляда в ту девушку и это без привязки к спасению было.
Вообще конец печальный, но в то же время она получила шанс на получение бессмертной души ( хоть еще и не получила её). Также есть воспитательный момент - если дочери воздуха встречают послушное дитя, то срок у них уменьшается, если наоборот увеличивается - тут мне кажется что в итоге они никогда не достигнут цели.
Есть и советский вариант мультфильма, мне он тоже нравится, такая хрупкая в нем русалочка! Чем то похожа на балерину из оловянного солдатика. Хотя и диснеевскую версию я люблю ( мультфильм)
Калоши счастья
Длинная история из нескольких частей. В начале фея, одна из помощниц феи Счастья, оставляет людям калоши, которые перемещают человека туда куда он хочет попасть. А потом про каждого надевшего идет своя история. Что я могу сказать - бойтесь своих желаний)) И наши мечты и их реальное исполнение могут не иметь вообще ничего общего. И вообще бойтесь даров фей ( они вообще редко в сказках положительные существа) и в целом магических предметов. Правда тут герои не знали, что калоши не простые.
Ромашка
Маленькая, грустная история. Я почему-то сразу вспомнила сказку про соловья и розу, но тут другой сюжет. Показывает, что простота может быть привлекательнее пышности и помпезности, а также учит нас ответственному отношению к животным, а точнее показывает, что то, что наше сиюминутное развлечение может кому то стоить свободы или даже жизни.
А может вообще тут смысл в том, что в шоубизнесе не просто и выжить тяжело? И устав от помпезности и прочего звезды в душе тянутся к простым вещам? Хотя не думаю, что Андерсен вкладывал такой смысл. С другой стороны артисты были и тогда.
Дикие Лебеди
Еще одна сказка, знакомая с детства. Мне очень нравился японский мульт "Принцы-лебеди" по нему. Там была такая колоритная ведьма))
Отметила себе тот момент, что у Элизы в детстве была книжка, стоимостью полкоролевства! А потом такой резкий переход - отдали в деревню на воспитание. Ну то есть раньше детей богачей отдавали в деревню кормилицам, но обычно грудных, а тут уже явно не младенец она была. Значит сначала дорогущие книжки, а потом листики вместо игрушек?
Вообще по реалиям тех времен, её надо было по идее не крестьянам сбагривать, а замуж и отправлять ко двору будущего мужа на воспитание. А тут до 15 лет растили её в деревне, даже не в монастыре? Интересно, а как же обучение манерам, образование какое-нибудь, если в итоге все равно вернули во дворец её?
Сыновья - наследники может действительно были помехой перед потенциальными детьми мачехи, но дочери же обычно были ресурс для укрепления внешней политики. Короче недальновидные какие-то. Что уж у мачехи не нашлось какого брата-дяди неженатого на худой конец?
Раньше всё церковное цензурили и потому немного странно читать, например, что герои не просто стоят на утесе, а еще и поют псалом.
И Андерсен все же ввернул ложку дегтя - оставив одному брату крыло (самому заботливому). Меня этот момент всегда смущал, потому, что получается работу она не закончила, и уже заговорила - все должны были погибнуть тогда. И еще можно ли было по мере готовности рубашки надевать? А то первую она за день сделала. Вообще удивил момент, что довольно малый период заняло изготовление рубашек, хоть я сказку и читала в детстве не раз. Просто в "Принцах -лебедях" на это ушло шесть лет. Героиня из малышки успела вырасти до брачного возраста.
Есть и советский мульт по этой сказке. Но я его смотрела раз или два может. По рисовке напоминает мне Дюймовочку, но идет вроде ближе к первоисточнику, чем японский вариант
Вот такая первая часть получилась. Сказок много и читаю я их не особо быстро. Тут даже первый том из трех не дочитала еще ( и не все я указываю в обзоре)
Картинки брала из Википедии ( где есть подпись) или на Яндекс.Картинках
#СказкиАндерсена