В 1955 году на Победу пошла объединённая экспедиция Узбекского комитета физической культуры и спорта и Туркестанского военного округа.
Параллельно с узбекской экспедицией попытку штурма вершины предприняли альпинисты из Казахстана. В результате несогласованных действий руководств казахской и узбекской экспедиций, а также возникшей конкуренции между штурмовыми отрядами и неблагоприятных погодных условий, казахская группа практически полностью погибла.
Начальником экспедиции "узбеков" был выбран Владимир Иосифович Рацек - военный топограф, кандидат географических наук.
Экспедицию "казахов" возглавлял ЗМС, казахский топограф Евгений Колокольников. Казахская экспедиция планировала восхождение по восточному гребню, узбекская — по северному ребру.
Приказом Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту была установлена очерёдность восхождения — сперва на штурм должна была выйти казахская экспедиция, и только после завершения их штурма могла начать восхождение узбекская команда.
Но разговор шёл о том, кто взойдет первым на пик Победы в год десятилетия победы и на карте стояла честь партии республик.
Вопреки приказу, Рацек дал указание своей группе выходить на восхождение одновременно с казахской группой. Под влиянием конкуренции, "казахи" не несмотря на разногласия внутри команды, пошли штурмовать вершину «с ходу». Такую же тактику принял и Рацек.
Обе группы вышли на восхождение 12 августа. "Казахи" с БЛ 4200 м, "узбеки" с 4400 м. 19 августа, казахская группа остановилась на подготовку к штурму на высоте 6900. Но поздно вечером погода резко ухудшилась, началась снежная буря. Альпинисты, измотанные тяжёлым многодневным штурмом, не сумели организовать лагерь должным образом. Непогода длилась несколько дней и несколько альпинистов попытались спуститься вниз за помощью. В конечном итоге, из 12 человек, выжил только один альпинист, алмаатинец Урал Усенов, спустившийся достаточно низко, но 23 августа провалившийся в трещину на леднике Звёздочка. Спасательная группа случайно обнаружила его 24-го.
Узбекская команда, переждав непогоду, предприняла попытку штурма, но она не удалась. 25 августа спортсмены были отозваны руководством экспедиции с северного гребня в базовый лагерь. Из участников штурмовой группы "узбеков" был сформирован спасательный отряд под руководством Рацека и Колокольникова. Однако за несколько дней группа сумела подняться только на высоту 5100 м в верховья ледника Звёздочка, не предпринимая попыток идти выше. Руководство спасательными работами было передано Евгению Белецкому и Кириллу Кузьмину, которые срочно прибыли на место трагедии с группой альпинистов ВЦСПС. В ходе спасательных работ были найдены тела двух замёрзших альпинистов и следы других, вероятно, сорвавшихся вниз на ледник.
Величественная безымянная вершина в 1931—1937 годах привлекала внимание многих участников альпинистских экспедиций в том районе. В 1932 году геоморфолог украинской экспедиции М. Демченко увидел с перевала, в верховьях ледника Звездочка, закованную в лед величавую вершину Победы. Эту же вершину наблюдали в разрывах облаков казахстанские и московские альпинисты, поднявшиеся в 1936 году на пик Хан-Тенгри.
Группа московских альпинистов в составе: Сидоренко, Е. Иванова, А. Летавета, А. Гутмана достигла высоты 6930 метров по северному склону вершины. Из-за низкой облачности группа ошиблась в расчетах, посчитав свою точку нахождения за вершину хребта, назвав ее в честь юбилейной даты «20 лет ВЛКСМ». На самом деле, достигнутая высота являлась, лишь конечной частью снежного ребра северного склона безымянной горы.
Хотя район ледника Иныльчек посетило много экспедиций, было нелегко разобраться в хаосе высочайших хребтов и исполинских ледников. В помощь топографам пришла авиация. Проведенная в 1943 году отрядом П. Рапасова наземная съемка и аэрофотосъемка дали богатый материал. В честь победы Советской Армии над фашистскими войсками в Великой Отечественной войне эта гора с высотой 7439 была названа пиком Победы.
Вторую попытку — достигнуть вершину пика Победы — предприняли в 1949 году алмаатинские альпинисты под руководством заслуженного мастера спорта СССР Е. М. Колокольникова. Маршрут восхождения так же, как и в 1938 году, был намечен северным склоном вершины, со стороны среднего течения ледника Звездочка. Постоянная непогода сделала пик недоступным. Альпинисты на высоте 5700 метров попали в лавину, после чего прекратили восхождение. В 1952 и 1953 годах были проведены экспедиции альпинистов ТуркВО. Участники экспедиции под руководством заслуженного мастера спорта В. И. Рацека с целью уточнения маршрута на пик Победы совершили восхождение на пик им. Чапаева (высота 6381 м), а в 1953 году на пик Дружбы (высота 6800 м). Кроме того, они произвели глубокую разведку к вершине пика Победы.
Июль 1955 года. Подробности экспедиции ТуркВО.
"Узбеки" отправляются в Центральный Тянь-Шань экспедицией в составе 42 человек. Состав штурмовой группы - 10 опытных альпинистов. Командир штурмовой группы — мастер спорта капитан В. Н. Нарышкин. Участники штурмовой группы: майор Никонов В. А. — мастер спорта, лейтенант Нагель Э. П. — мастер спорта, лейтенант Карпов П. М. — мастер спорта, сержант запаса Ковалев В. А. — мастер спорта, сержант запаса Ноздрюхин В. М. — мастер спорта, перворазрядники: рядовые Назаров И., Вотрин Ю. В., Русийкин К. П., Королев А. И. Дополнительно в экспедицию входили два вспомогательных отряда альпинистов, группа обеспечения и связи. Кроме того, было приглашено несколько ученых из научно-исследовательских институтов Академии наук Узбекской ССР, с определенной научной задачей, дальнейшее обследование и изучения данного района Центрального Тянь-Шаня.
Такой многочисленный состав альпинистской экспедиции тогда впервые был представлен на Тянь-Шане. Работа была рассчитана на 40—45 дней и требовался большой оперативный отряд обеспечения с вьючным транспортом — около 100 лошадей. Ледник Звездочка обнажил глубокие трещины, приходилось долго искать прочные ледяные мосты, чтобы благополучно по ним провести лошадей.
Первый лагерь установили на 4200. На высоте 4700 м установили второй базовый лагерь с наблюдательным пунктом и радиостанцией. Отсюда выходили группы на обследование склонов и заброски продуктов в промежуточные лагеря. Эта работа продолжалась 10 дней. Как это было намечено в программе разведки, отдельные участки по маршруту подъема обработали при помощи находящегося в экспедиции миномета. Около 20 снарядов взорвались точно по заданным целям. Но на склонах до 6400 метров ни одной лавины не сошло. По радиостанции из города Ташкента был получен недельный благоприятный прогноз погоды в районе пика Победы.
15 августа. Всем составом штурмовой и вспомогательной групп альпинисты прибыли во второй базовый лагерь на высоте 4700 метров.
16 августа. Этот день был началом штурма пика Победы. 21 участник штурмовой и вспомогательной групп стояли на линейке в полной экипировке. Подъем на плато 5100 был очень трудным. Крутой склон, коварный ледопад. К часу дня обжигающее солнце слепило глаза, дышать было трудно, на плечах большой груз. Усиливалось таяние снега и, наступая даже след в след, участники глубоко проваливались. Часто приходилось делать привалы. лагерь поставили на 5100.
17 августа. Альпинисты штурмовой и вспомогательной групп двигаются к промежуточному лагерю на высоте 5700 м. Почти весь день дул ветер, подъем продолжался в трудных условиях. На ледовом гребне у небольшой группы скал установили палатки. Ветер не прекращался.
18 августа. В утреннем радиосеансе Нарышкин сообщал, что на склоне усилился ветер, очень холодно, метет снежная поземка. С выходом на маршрут задерживались. Ночью плохо себя чувствовал участник из вспомогательной группы Фрейфельд, жаловался на головные боли. Его и товарища из этой же группы оставили в лагере 5700 м. 19 человек начали подъем к промежуточному лагерю 6000 м.
Вечером появились сведения о неожиданном выходе из строя мастеров спорта Виктора Нарышкина, Владимира Никонова и довольно опытных альпинистов высотников Икрама Назарова, Сергея Петрова. Состояние их здоровья не позволяло им продолжать подъем. Дальше появились сведения, что в промежуточном лагере 6000 м остались только 9 человек, а 10 человек, в том числе и упомянутая четверка, почувствовавших сильные головные боли, отправили вниз в лагерь на 5100 м.
19 августа. Утром с восходом солнца наблюдатели из числа узбекской экспедиции осматривали склоны Победы. Солнце осветило склоны, очень четко вырисовывалась фигурка людей на ледовом гребне. Тем временем на восточном гребне пика Победы, над перевалом Чон-Тарен поднимались плотные облака. Там пролегал маршрут подъема алмаатинских альпинистов.
В 8 вечера по связи выяснили, что за 9 часов альпинисты поднялись всего на 400 метров. Высота 6400 м. Установили три палатки. В принятой из Ташкента метеосводке давался прогноз благоприятной погоды в районе пика Победы.
20 августа. В базовом лагере на 4700 проснулись в 5 часов утра от того, что было тяжело дышать - палатки придавило снегом. Достали лавинные лопатки и целый день, а потом и ночь, боролись со снегопадом. В 12 часов удалось выйти на радиосвязь со штурмовой группой. Они передали, что в лагере 6400 м сильный ураган, палатки повалило и порвало. Группа из 9 человек находится в снежной пещере на высоте 6700. В ночь на 21 августа руководитель сообщил, что очень быстро забивает окно пещеры. Тяжело дышать, совершенно отсутствует аппетит. Выйти из пещеры даже на страховке невозможно. Ветер сбивает с ног. Мороз даже днем — 30–35 градусов…
Разыгравшаяся стихия не прекращалась уже вторые сутки. Видимости никакой, снежная буря заслоняла склоны, кругом грохотали лавины.
О группе алмаатинцев, находившихся в это время на восточном гребне примерно на высоте около 7000 метров, ничего не было известно. О состоянии этой группы не знали и в базовом лагере Звездочка, так как с первых же минут разыгравшейся стихии от штурм.группы "казахов" радиосигналы не поступали.
21 августа. Третья бессонная ночь. Снег продолжает сыпаться, правда, не так густо, как вчера.
22 августа. Утро. Белые купола заснеженных великанов. С крутых склонов, срываются снежные лавины и с грохотом летят вниз, поднимая высоко в небо огромный столб белой пыли. "Узбекская" штурмовая группа находилась в промежуточном лагере 6700 метров. Три бессонных ночи, кислородный голод на большой высоте ребята выдержали, устояли перед стихией.
Из базового лагеря Звездочка пока сообщений о положении в группе алмаатинцев не было.
23 августа. Во второй половине дня группа вышла из лагеря 6700 метров, но из-за не прекращавшегося сильного ветра возвратилась.
24 августа. Из 9 человек штурмовой группы только Нагель, Луцик, Овчаров и Вотрин начали подъем на вершину. Пять участников осталось в лагере 6700 м. Четверка за несколько часов поднялась на высоту 7000 метров. У огромного карниза гребня остановились. После связи с Рацеком вся штурмовая группа была снята с маршрута подъёма на пик Победы, ввиду неблагоприятных погодных условий.
Шло становление советской школы альпинизма.
По материалам исторических справок и книги Ширкина В.Н. "Тропами Памира и Тянь-Шаня".
Таблица человековосхождений и гибели на семитысячниках СССР.
Начало истории здесь
и здесь
Про ощущение прихода смерти на горе тут:
и вторая часть этой же истории тут:
Моя книга с десятками рассказов о жизни на пределе возможности в горах "8000 метров над уровнем мозга" тут:
https://www.wildberries.ru/catalog/194930577/detail.aspx?size=316947067